Начало
Франция - Швейцария 487 км и 26€ плата за итальянский автобан
Больше на нашем пути забронированных ночлегов не было, поэтому мы и позволили себе отправиться в путь, когда день уже близился к концу. Переночевать планировали ещё на территории Италии, чтобы с утра насладиться видами озера Лугано.
Когда совсем стемнело, и швейцарская граница неумолимо приближалась, пора было заняться поисками ночлега всерьёз. Хорошим помощником в этом деле является навигатор. Нашёл нам в округе кучу отелей, посетили штук пять и везде одно и тоже, места есть, цена 99 евро за двухместный номер, для третьего ещё один двухместный за 99, на вопрос о доп. кровати категоричное нет. За одну ночь отдавать 200€ совсем не хотелось. Были мы не усталые, поехали дальше в неизвестность. Вдруг нас останавливают, как мы подумали, итальянские таможенники. Что-то тараторят по-итальянски, других языков не знают, наконец-то мелькнуло знакомое слово "туристо", мы радостно киваем головой, "си, си, руссо туристо, облико морале"... Они тоже облегченно вздыхают, машут нам рукой в направлении дороги дальше, при этом говорят что-то похожее на "дуй наффик!" Эта фраза нам совершенно понятна и мы, не мешкая, трогаемся в путь. По дороге нам попадается Макдональдс, заходим перекусить, передохнуть и т.д. Со всех сторон слышится только итальянская речь и все надписи на итальянском. Смотрим, а цены-то в франках. Значит мы уже в Швейцарии?! Когда успели? Уж больно тут всё итальянское. И таможенники те были, значит, швейцарские.
По следам Суворова
Ночь. Едем вдоль озера Лугано. Вода цвета ночи, чёрная. По берегам мириады огней курортных городков. Автобан пустой и мы летим в эту ночь. Неясные образы за окном быстро меняются. Озеро исчезло, теперь горные хребты движутся нам навстречу, обступая нас плотным кольцом. Пришлось срочно вмешиваться и умерить пыл водителей. При такой езде всю Швейцарию проскочим и не заметим как. Они, видите ли, не устали ещё! Останавливаемся в любом случае, хватит с меня того, что озеро Лугано теперь не увижу при дневном свете. Сворачиваем на первую попавшуюся стоянку отдыха, не доезжая местечка под названием Bellizona, где в 1799 году останавливался на ночлег Суворов. На стоянке полный комплект: супермаркет, ресторан самообслуживания, туалет, душ, отель, чуть в стороне заправка. Заходим в отель поинтересоваться, тут всё тоже самое, что и в Италии, мест полно и по цене 99 за двухместный. Решаем переночевать в машине. Таких как мы, на стоянке немало. Автодома, бусики, легковушки. Для фур отдельная площадка. Кто-то уже десятый сон видит, а кто-то только укладывается. Всё как будто в порядке вещей. Стараясь не шуметь и уважая сон соседей, укладываемся и мы. Последняя мысль о сэкономленных 200 евро приятно зависает в мозгу...
Ранним утром обитатели легковушек повыползали раньше всех. Это и понятно, в автодомах и бусиках спать комфортнее, соответственно можно и подольше.
Зимой всё по-другому, особо не разоспишься, одеяло - не спальник, и уже через некоторое время мороз находит лазейку и вот он уже под одеждой. Околев полностью, просыпаешься, сон, как рукой снимает, понимаешь, что ехать в тепле лучше, чем спать на морозе.
Ещё одна вещица не помешает в дороге. Такая маленькая подушечка с вырезом для шеи. Если слегка откинуть переднее сиденье, то с этой подушкой (не путать с подружкой) можно неплохо вздремнуть на ходу. Речь, конечно, идёт о пассажире.
С утра, пожалуйста, можете принимать гигиенические процедуры, попить горячего кофейку, а хотите плотно позавтракать в ресторане. Всё для людей, для таких как мы с вами, туристов.
Здесь на заправке мы и покупаем швейцарскую винетку для автобанов. Стоит она 40 франков или 26,6 евро и действует, как сообщалось в интернете, год. Но это не совсем так. Она на 2009 год. С 1.12.2008-31.01.2010 таков срок её действия.
И если вы купите её в августе или даже в ноябре, то срок её действия заметно сокращается. Многим кажется несуразным покупать годовую винетку для пары дней, но сравнивая со стоимостью итальянских автобанов, где за один день порой приходится платить больше, чем здесь за годовую, то принимаешь это как неизбежную данность.
День одиннадцатый, по Швейцарии 188 км
И вот, ранним солнечным утром летим дальше. Хоть это и автобан, но он горный, а значит живописный. Доехав до местечка Airolo, уходим с автобана. Главное, не упустить этот момент, а то упретесь в тоннель длиной 17 км. Туда я точно не хочу. По крайней мере, не сегодня. Это для тех, кто торопится или погода плохая, а может, уже сто раз был на перевале Санкт Готтард.
Подъём на гору начинается резко и стремительно вверх на высоту 2100 с отметки 1100. Новый серпантин уверенно ведет нас наверх. Параллельно проходит старый, возведённый в 1830году. Вот это да! До того заверчен, справедливо его будет назвать головокружительным, так часто происходят развороты на 180 градусов, что нужен крепкий вестибулярный аппарат.
Старая дорога выложена брусчаткой и поддерживается в хорошем состоянии. По ней ездят байкеры и красочные почтовые кареты с туристами.
Наверху горы сооружена большая смотровая стоянка, опять же всё для нас с вами. Выходите из машины, любуйтесь! Швейцария дарит вам такую возможность!
Мы и выскочили, как были с лазурного берега, в шортах и майках. Нас тут же обдал крепкий ветерок морозной свежестью. Пришлось срочно искать где-то на дне багажника изрядно подзабытые ветровки, пока совсем не околели. Посмотрела на градусник, глазам не поверила, 17 градусов, а мне казалось, что никак не больше 5-ти, слишком резкий переход, по-видимому. Стало сразу теплей.
Проехав ещё немного, попадаем на собственно перевал.
Здесь озерцо, пара домов, один из них национальный музей, пара памятников. Один оказался памятником Суворову, но тогда мы этого не знали и прошли мимо, не сфотографировав его. Поэтому выкладываю чужое фото.
Согласитесь, трудно в нем признать легендарного фельдмаршала. Памятник установили в 1999 году. Не в правилах Швейцарии прославлять каких либо военных, но на этот вариант тщедушного Суворова рядом с крепким швейцарцем у властей не было ничего против.
[page]Немного погуляв по окрестностям, отправляемся дальше, мимо Андермата, горнолыжного курорта, к знаменитому Чертову мосту. Там следующая остановка.
Здесь мы видим грандиозный и величественный памятник-крест, установленный более ста лет, благодаря стараниям князя Голицына.
Рядом исторический ресторан, вот и меню, как мы видим, стэйк из Суворова подороже будет, чем из свинины.
Здесь все ожидают прибытия нашего президента к 210-летию сражения на Чёртовом мосту.
Тут мы тоже немного прогулялись, полюбовались на горную речку, водопад, карабкающихся на отвесную скалу альпинистов, среди которых есть и дети. В скале специально закреплен трос, к которому крепят страховку.
Нам пора ехать дальше. Впереди нас ждал Люцерн, это я так думала, а у водителей были другие планы. Причём родились они внезапно, и тут же мне было заявлено, ночёвка только в горах, без вариантов. Что поделать, болезнь, трудно поддающаяся лечению, под названием горная зависимость. С меня потребовали быстренько назвать какое-нибудь местечко в горах, чтобы ввести его в навигатор и продолжить путь. Ну, я и назвала первое, что пришло на ум, Гриндельвальд, а других мест я и не знала тогда.
И вот мы на пути к Гриндельвальду. Путь пролегает через ещё один перевал Sustenpass с отметкой 2224м. Хоть и нет резкого подъёма, дорога проложена высоко по краю достаточно отвесной горы. Останавливаемся везде, где только можно.
Вместе с нами с тем же постоянством делает тоже самое японская семья, путешествующая на прокатной машине. Встретившись с ними в очередной раз на смотровой площадке, начинаем их отличать от других похожих друг на друга как одно лицо японцев, похоже, что и они нас узнают среди, как одно лицо для них, европейцев. Так что улыбаемся друг другу и здороваемся, как со старыми знакомыми.
[page]Гриндельвальд - тупиковая деревушка, дальше дорог нет... только они, Горы. Нам нужно найти жильё на 2 ночи. Идём в бюро по туризму. А там очереди из таких как мы. Получаем распечатку свободных номеров в отелях, их не так уж и много, а если говорить о приемлемой цене, то и почти ничего, всего два. Выбрали Alpenblick (www.alpenblick.info) 120€ за троих за ночь с завтраком. Это наш самый дорогой и самый скромный отель на всём протяжении поездки. Удобства в коридоре. Но зато какой вид из окна! Как в песне "Хочешь, за окошком Альпы"... Своему названию отель вполне соответствовал.
В этот вечер в Гриндельвальде проходил еженедельный фест, праздник, нет, не так, правильнее назвать народные гуляния. Перекрыли центральную улицу, превратив её тем самым в пешеходную зону и кафе под открытым небом с живой музыкой. Музыкальных групп было несколько, разбросаны по деревне, репертуар от народной до рока. Удивило обилие японцев и особое отношение к ним. Надписи везде на японском, вступительная речь мэра на немецком, английском и японском!
Следующий день решили посвятить ленивому отдыху и релаксу. Никаких достопримечательностей и поездок. Погода была просто изумительная.
Солнце щедро согревало землю, но жарко не было, сказывалась близость ледников. Как будто где-то неподалёку работал огромный кондиционер и поставлял сюда воздух удивительной свежести и чистоты. В такую погоду ноги сами ведут на прогулку. Решили пройтись до ледниковой расщелины Gletscherschlucht. В самой расщелине смогли пройти только метров 100, дальше туристов временно не пускают. Недавно ледниковое озеро переполнилось, и часть воды обрушилась вниз, Чтобы обезопасить Гриндельвальд от такого в будущем, возводится специальный тоннель.
Высота стен в расщелине более 100м, несколько десятков тысяч лет вода прокладывала себе путь в камне. Внутри очень холодно, зато я поняла, где находится пресловутый кондиционер, холодный воздух с ледника проносится со свистом по каньону как по трубе и вырывается наружу, даря нам ту самую морозную свежесть в жаркий летний день.
Раз не вышло с каньоном, пошли просто гулять по горам. Различных прогулочных тропинок здесь в изобилии. Гулять, хорошо сказано, перед нами была очень крутая гора Eiger и предстоял нешуточный подъём, но заботливо проложенная серпантином тропинка существенно облегчала задачу. Но подъём есть подъём, и мне иногда казалось, что сердце моё трепыхается уже где-то в горле и вот-вот совсем выскочит. Тропинка идет по лесу, что не очень нравится. Лес скрывает от нас всю панораму, зато скрывает и резкий обрыв вниз. Наконец лес кончился, или это просто мы поднялись выше уровня роста деревьев.
Теперь можно наслаждаться теми видами, ради которых люди неутомимо идут, бредут, ползут и карабкаются вверх.
Можно, конечно, на фуникулёре или горном поезде, но это была бы совсем другая история...
А мы тем временем дошли до снега. Он очень плотный и спрессованный, как каменная глыба, в снежки поиграть не получилось.
Перед тем, как тропинка начала спускаться вниз, определили отметку по навигатору 1745м, выходит, поднялись на 800м. Что ж, вот это я понимаю, "ленивый день и релакс"! Дойдя до станции Alpiglen, решили, на сегодня хватит, ведь ещё предстоит идти вниз на подгибающихся от усталости полусогнутых ногах.
Авcтрия, Германия
А на следующий день пришлось в срочном порядке покидать Швейцарию и мчаться в Германию под Бонн на перенесённую встречу однокурсников, с которыми не виделись более 20-ти лет! А после встречи попадаем в свой, ставший уже родным, Бад Райхенхаль к родственникам.
Здесь нас ждал чудесный уголок природы Зальцкаммергут (Salzkammergut) и Берхтесгаденер ланд (Berchtesgadener Land). Край живописных гор и чистейших изумрудных горных озёр!
Здесь каждый раз мы проводим достаточно времени, чтобы насладиться красотой этого края.
Никуда не нужно спешить и придерживаться плана. Можно просто погулять по горам и посвятить свое время созерцанию прекрасных пейзажей, вырабатывая гормоны счастья про запас, а можно лениво поваляться на каком-нибудь пляже и взбодриться купанием в прохладном горном озере. Каждый день можно ездить купаться на разные озёра. Их здесь великое множество. Особо хочу отметить озеро Attersee с одноименным городком, в котором нашёлся прекрасно оборудованный пляж.
Там даже были кабинки для переодевания! Платить надо было лишь за парковку машины 2 евро за день. Вот координаты пляжа N 47°56´15.2" E 013°33´46.4"
В этом районе Австрии и Баварии столько всего и столько впечатлений, что он заслуживает отдельного описания.
Всё когда-нибудь кончается, а отпуск быстрее всего. Пора ехать домой.
Bad Reichenhall - Владимир 2600 км
Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица.
Путь в этот раз пролегал через Мюнхен, хоть он и не по пути совсем, но нам нужно было туда по делу. А от Мюнхена навигатор проложил маршрут прямёхонько через Прагу. По Германии едем, само собой разумеющееся, по автобану в сторону Чехии.
Относительно недорогой австрийский бензин, залитый накануне, подходил к концу. Думали дотянуть до Чехии. Когда стрелка показала на ноль, а потом вообще прилипла к краю, решили всё-таки подзаправиться дорогим немецким бензином. Но странное дело, в этой части Германии заправок на автобане не оказалось. Когда проехали с прилипшей стрелкой еще 50 км, серьёзно забеспокоились, вернее, забеспокоилась только я, водители же меня уверяли, что нет повода волноваться, доедем. В конце концов, удалось уговорить их съехать с трассы и направиться в сторону ближайшей деревни на первую попавшуюся заправку, найденную нам навигатором.
Рядом с заправкой находится здание полиции, а возле него стоят несколько полицейских. Двое из них отделились и решительно направились к нам. Бояться нам было нечего, мы ничего не нарушили, к тому же это была не дорожная, а обычная полиция. Скучно им, видать, в этой глухомани. Один попросил права и паспорта. А второй спросил разрешения полазить в бардачке машины. Покосившись на кобуру с торчащим пистолетом, решила не отказывать ему в столь невинной просьбе. Порывшись в бардачке, дальше больше, спросил разрешение порыться в моей дорожной сумочке, затем пришла очередь рюкзака сына и опять с разрешения. Интересовало их только то, что в салоне. В багажник кинули лишь беглый взгляд.
Первый, закончив с изучением наших документов, приступил к настоящему допросу, но очень вежливо и доброжелательно, иногда даже с улыбкой, в виде дружеской беседы. Откуда приехали, как ехали, зачем, где живёте, где жили в Германии и т.д. Спрашивает, как долго мы тут, а сам в паспорт поглядывает, проверяет. Я дала какой-то путаный ответ, сама точно не считала, сколько мы тут уже находимся. Человеку свойственно путаться в "показаниях", а вот, наоборот, слишком чёткие ответы наводят на мысль о их заученности. Но это моя теория и верна ли она, не знаю. Но документы отдали и пожелали счастливого пути. Уф-ф! Давненько не приходилось столько по-немецки говорить!
Наконец-то можем заправиться. Женщина с магазина не удержалась и тоже спросила, сколько километров проехали. Старший водитель ей сказал 5000. Челюсть у неё отвисла и больше никаких вопросов задать она не смогла. Позже я у него поинтересовалась, почему именно пять тысяч. В ответ лишь пожал плечами, файф таузенд это то, что оказалось в его английском словарном запасе.
Спустя каких-то пять километров показалась граница с Чехией. Здесь снова покупка винетки за 13евро, автобан продолжается, что нас радует. На окраине Праги закупились в супермаркете Lidl чешским пивом. Хоть магазин и немецкий, но пиво продают местное. Набрали разных сортов, потом дома купили пиво этих же сортов, но российского производства и устроили с друзьями дегустацию. В пиве не разбираюсь, но даже я заметила, что в чешском присутствует вкус и запах солода, которого нет в российском.
Прага - Домачево 790км
По Польше 640 км и 12 часов.
При таком маршруте вы едете гораздо меньше по Чехии, но больше по Польше почти на 100 км. Общий километраж меньше на 160 км относительно нашего пути туда через Брно. По времени тоже немного выигрываете, если повезёт.
После Праги снова автобан, но прерывается в районе Hradec Kralove, не доходя километров 45 до границы с Польшей. Не доезжая Вроцлава примерно 20км, упираемся в постового, который все машины отправляет в объезд на какую-то просёлочную дорогу. Как всегда в таких случаях, Анька начинает вопить и ругаться, хотя мы видим по её же карте, что движемся в нужном направлении и дорога идёт почти параллельно необходимой нам Е67. Но она не успокаивается и, оказывается, не зря. Но мы её не послушались, не захотелось нам проехаться немного назад, чтобы попасть на трассу, вот и попали в настоящую засаду. Ровно 100 км пришлось телепаться со средней скоростью 40-50км, а иногда и меньше, по раздолбанному покрытию, плюс ремонт дороги, плюс светофоры, плюс село на селе. Такая езда выматывает душу и не только водителей, но и пассажира, то есть меня.
Где-то в районе Kepno наконец выходим на трассу Е67. И Тойота плавно заскользила со всей присущей ей мягкостью. Покрытие отличного качества, видно, что новенькое, но на этом все радости и закончились. Очередная узкая с одной полосой, загруженная фурами польская дорога. День клонился к закату, но было ещё светло, может ночью здесь будет поменьше фур. Понуро плелись мы за ними, но иногда, нам на радость, появлялась третья полоса для обгона, тогда уж тапку в пол и выжимали из машины всё, на что она была способна. Полоса эта быстро заканчивалась, и снова плелись уже за другими фурами. На наших глазах полицейская машина с сиреной догнала каких-то польских лихачей, из окна автомобиля жезлом указали им остановиться. Сердце ёкнуло, показалось, что нам. Хотя совершенно не за что, плелись мы, еле передвигая колёса.
Как-то вышло, что третьей полосы очень долго не было, и, наконец, вот она, долгожданная! Старший водитель собрался тапку в пол, но не тут-то было! Перед нами ехал поляк, занимая полосу обгона, но обгонять фуры он не собирался, мало того, поехал ещё медленнее их. Немного подождав, моргнули дальним светом, ничего, никакой реакции. Моргнули второй раз, результат тот же. Младший водитель посоветовал обойти его справа, все возможности для этого были. Но cтарший водитель не желал показывать класс русской езды, а хотел культурно так, по-европейски. Наконец поляк ушёл в правый ряд, освободив нам путь. Можно дать газу! Но тут на полосе появились стрелки, предписывающие и нам уйти в правый ряд. Вот гад! - подумалось и это ещё мягко сказано.
А Тойота уже стрелой летела вперёд, обгоняя этого гада и длинную фуру. Стрелки быстро кончились, а за ними и полосатый островок безопасности и так как-то само собой получилось, что мы пересекли двойную сплошную. Хоть мы и быстро нырнули в свой ряд, незамеченным наш проступок не остался. По закону подлости, как раз на противоположной стороне дороги стояли гаишники и, разинув рты, неподвижно наблюдали за "культурной, по-европейски" нашей ездой. Смотрю на них, в руках жезлы, но ими не машут, совсем оцепенели от увиденного. Может, пронесёт, мелькнула слабенькая и совсем хиленькая надежда.
Едем пока потихоньку, пытаясь определить мотивацию гнусного поступка этого поляка. Кроме как вредности, ничего на ум не приходит. Был бы это дедушка или бабушка или лохмот, не в состоянии ехать более 50 км в ч., то правый ряд ему в помощь. Минут 15 прошло, стали уже успокаиваться, как слышу сзади вой сирены. Это за нами! Водители думали, я шучу. Я бы тоже очень хотела, чтобы всё это оказалось шуткой. Но поравнявшись с нами, теперь уже безо всякого сомнения, что нам, указали жезлом остановиться. Их было двоё, налетели как ураган, что-то втолковывая, нет, агрессивными я бы их не назвала, скорее очень возбуждёнными. Пришлось молча ждать, пока вся тирада не кончится, из которой мы ни слова не поняли. А что тут понимать, виноваты, нарушили. Попросили права и паспорта. Затем указали нам на пункты в какой-то брошюре и штраф 550 злотых, (тогда 140 евро по курсу) платить на месте.
Тут уж Старший водитель начал торговаться. Интересно было следить за их диалогом, он на русском, они на польском. Судя по всему, они прекрасно понимали, что им предлагают взятку, спокойно к этому отнеслись, с пониманием, но были непреклонны. Смысл их ответа сводился к тому, что, мол, мы бы с радостью, но уж "дюже пан крученный", как-то так.
Что ж, придётся раскошеливаться, ничего не поделаешь. Тут возникла ещё одна проблема, подавай им только злотые. А где мы их в лесу возьмём? - "Мы вам покажем, следуйте за нашей машиной". Во как! Такого сопровождения у нас ещё не было, за 140евро. Может ещё и сирену с сигнальными огнями включат, позволила я себе помечтать. Плохо было одно, повезли нас в обратную сторону.
Деньги поменяли в обменке, началось составление протокола. После того как заплатили, отдали нам права с паспортами, ну и протокол на память. На всё про всё ушло не меньше часа.
Дальше поехали, соблюдая все правила. За что-то ещё платить больше не хотелось. Поэтому получилось очень медленно. Поэтому для 640 км понадобилось 12 часов! Средняя скорость 60 км в ч. По дороге туда была 70. Как не крути, не верти, больше чем 70 рассчитывать не надо, а ещё набраться выдержки и терпения и быть готовым к тому, что это очень и очень муторно. Получится быстрее, ну и хорошо!
На границе в Домачево мы в 5 утра. Вопрос теперь один, что везём? У нас вино в норме и пиво, его можно ввозить в Белоруссию без ограничений, но с крепостью не более 7%. Эл. бытовые приборы, а также автозапчасти, хоть и б.у. облагаются пошлиной. Но багажник и салон осматривают бегло, их намётанный глаз может отличить туриста от коммерсанта. А вот товары таксфри белорусские таможенники каждый раз изучают внимательно и проверяют по списку, по крайней мере, так с нами было, поэтому лучше сложить их отдельно и держать наготове.
Весь дальнейший путь домой протекал ровно и без приключений. Не обошлось, конечно, без стояний в пробках в Москве, но вечером того же дня благополучно добрались до дома.
Общий пробег 9500км
Средний расход бензина 9,8л, всего 930л
На бензин всего ушло 6375руб и 793€
Стоимость бензина от 1.1€ в Чехии и Австрии, до 1,4€ в Германии, в Италии 1,3€
Винетки и Бреннерский перевал 74€
Итальянский автобан 112€
Французский автобан оплата в автоматах монетками то 2€, то 1€, ушло примерно 10€
(Иметь при себе монетки)
Стоянки и парковки 60€
Даты поездки: август 2009 г.
Автор: Лина
Другие статьи автора на сайте
На машине в Австрию и Швейцарию
Штубайталь, Австрия
Продолжайте