Лыжные спуски с пиков более 8 тысяч метров в высоту – новый вызов для альпинистов, и он требует дополнительных навыков. "Сегодня много фристайлеров и фрирайдеров, которые хотят только съехать вниз, – говорит сноубордист Эмилио Превитали. - А также много альпинистов, которые могут только забраться не вершину. А людей, с такими же стремлениями, как у меня, найти сложно!"
Такие люди, как Эмилио, ждут не столько подъема на пик, сколько момента, когда можно будет отправиться в обратный путь. Стратегия всегда зависит от скорости.
"Там, где начинается скоростной альпинист, заканчивается лыжник-экстремал", - полагает немецкий альпинист Луис Ститзингер. Он утверждает: "Если ты быстр, ты проведешь меньше времени в зоне опасности. Можно делать короткие передышки, если погода позволяет. А вот если вы будете придерживаться обычного стиля, вы можете даже не успеть понять, в какой именно момент закончилась ваша жизнь…"
"В Италии "быстро" означает "благополучно", – продолжает Эмилио.
Но быстрый и безопасный подход осложняется большой высотой. "Думаю, что Томас немного поспешил", – делится своими мыслями по поводу спуска трагически погибшего в 2006 году Томаса Олссона экстремальный альпинист Тормод Гранхейм.
"Прочности и выносливости не хватило. Если вы хотите съехать вниз на лыжах, необходимо оставить немного энергии и сосредоточенности для столь сложного задания. Надо очень четко понимать, что ты делаешь. И плюс к этому, нужно делать это при наиболее благоприятных условиях", - рассуждает Ститзингер.
"Нужно помнить, что ты в первую очередь сноубордист, а уж потом – альпинист", – продолжает Эмилио. Тормод, который был вынужден спуститься на лыжах в одиночку после падения Томаса, заявил вскоре после происшествия: "Мы лыжники, а не альпинисты".
Секретами успеха в совмещении обоих видов спорта делится итальянский лыжник Пьер Тардивель: "Поднимайся только туда, откуда сможешь съехать на лыжах".
Эрикссон приехал в Гималаи в один из самых снежных сезонов. "Фредрик сомневался, дошли мы до вершины или нет. Он пытался продолжить идти вверх, но скоро повернул назад, съехал на лыжах с холма, благополучно добрался до лагеря и снова уехал. После этого мы его больше не видели", – сообщили альпинисты Кинга Барановска (Польша) и Додо Копольд (Словакия). В тот момент их приборы показывали высоту 8076 метров. Но Фредрик думает, что они находились немного ниже.
"После четырех дней восхождения в глубоком снегу мы добрались до точки, где почувствовали, что продолжать идти дальше очень опасно. Риск попасть под лавину был слишком велик. Мы были в 7900 метрах над уровнем моря, и я стоял на верхней точке самого длинного лыжного спуска в своей жизни", – вспоминает Фредрик.
- Вы не дошли до вершины, но совершили самый длинный спуск на лыжах в своей жизни. Похож ли он на предыдущие ваши спуски?
- Более 3 тысяч метров по вертикальному откосу Дхаулагири пришлось проехать в снежной пыли. Именно благодаря этому спуск был более легким и приятным. Мне повезло с хорошими снежными условиями и на Шише-Пангме, и на Гашербруме. На Дхаулагири снег был другим, поэтому присутствовал привкус опасности.
- Расскажите подробнее о снеге, а также других технических и любых важных и страшных моментах.
- Однозначно, снег и был самым страшным моментом. Он скрывал расщелины в леднике, и опасность лавин всегда оставалась крайне высокой.
- Этой осенью, кажется, снега выпало слишком много, верно?
- Никогда раньше не видел столько снега! Он шел 18 из 32-х двух дней, которые я провел на горе. Когда я поднялся до базового лагеря после первого большого снегопада, весь окружающий пейзаж напоминал одно большое белое одеяло. И было чувство, что здесь такого раньше никогда не случалось.
От наших палаток не осталось и следов - пришлось прозондировать сугробы, чтобы найти, а потом долго и упорно их раскапывать. Мне пришлось дважды откапывать палатку базового лагеря.
- В 2005-м году вы съехали на лыжах со своего второго 8-тысячника – Гашербрум 2. Можно ли этот спуск сравнить со спуском с Дхаулагири?
- Крутизна и трудность примерно одинаковы. На Гашербруме мне попадались все возможные виды снега: сильный буран наверху, ледовые корки, пыль и подтаивающий весенний снежок на более низких отрезках пути.
ДОСЬЕ
Фредрик Эрикссон играет в гольф, теннис, хоккей и ездит на горном велосипеде. По откосам он слетает вниз под музыку Metallica, Pearl Jam и Джека Джонсона. Неудивительно, что его любимый фильм – посвященный серфингу "Riding Giants". Он по-настоящему любит Гималаи. Последняя прочитанная книга – "Тенциг Норгей и шерпы Эвереста".
Знаете ли вы, что…
… за всю историю альпинизма было совершено 20 частичных лыжных спусков с Эвереста. Последний –осенью 2006 года, когда американская команда спустилась по поверхности Лхоцзе. И только один спуск был полным – от вершины до базового лагеря: 7 октября 2000 года Даво Карничар (Словения) съехал на лыжах с вершины Эвереста по его южному склону. Итальянец Ханс Каммерландер спустился по северной поверхности в мае 1996 года, но начал с высоты 7800 метров, и потому его спуск полным не считается.
… японец Ючиро Миура стал мировой знаменитостью в 70-е годы прошлого века после спуска с Эвереста по поверхности Лхоцзе на лыжах, с парашютом в качестве буксира, не позволявшего набирать слишком высокую скорость. Но интерес к сноубордингу и лыжному экстриму на гималайских 8-тысячниках вернулся только в новом тысячелетии.
… последовав примеру Каммерландера в 1996-м году и Карничара в 2000-м, несколько команд пытались съехать на лыжах или сноуборде с 8-тысячных пиков в последующие годы. Через несколько лет американец Дуг Стоуп и итальянец Эмилио Превитали возглавляли экспедиции, участники которых совершили спуски на сноубордах с Чо-Ойю (8201 м).
… не обошлось без трагедий. Французский сноубордист Марко Сиффреди умер во время второй попытки съехать с вершины Эвереста, причем он – не единственная жертва.
Подготовили Алексей и Наталья СЕРГУНИНЫ
По материалам www.mounteverest.net/