
Никого ни к чему не призываю, но подумайте, что вы вспомните через десять или двадцать лет: месяцы, просиженные в горячо любимом офисе или яркие дни путешествий?
Но зачем ехать на машине? Можно ведь просто заранее купить билеты по «съедобным» ценам? Начнем с того, что при количестве путешествующих хотя бы в три человека в одной машине куда-нибудь в Европу это уже экономически оправдано по сравнению с авиаперелетом. А в том случае, если по прилету есть планы взять машину в прокате, даже машина на двоих обойдется дешевле, чем такси+авиабилеты+прокат. Помимо этого можно посчитать, сколько раз за поездку приходится перегружать семейный багаж, а иногда и перетаскивать все эти чехлы-сумки-ботинки-шлемы… По каким-то лестницам и переходам, с риском опоздать на нужный поезд. А с машиной — не напрягаясь и не глядя на часы, загрузил вещи у подъезда, потом выгрузил их у входа в апартаменты или отель… А вещи, которые потребуются для ночевок по дороге в горы, можно положить в отдельный рюкзачок или сумку — мы именно так и делаем.

Но все же основная причина поездки на машине — это не решение задачи перемещения людей и багажа в нужный географический пункт, а Путешествие. И если вы относитесь к большой поездке так же или хотя бы сомневаетесь: «А стоит ли…», то отбросьте сомнения и — вперед.
Прежде всего нужно настроиться не на событие (поездка), а на процесс (путешествие). Процесс длительный и приятный. И тогда все отступления от плана, случайные задержки на границе или необходимость изменить планы из-за непредвиденных обстоятельств воспринимаются просто как мелочи, встреченные в большом и интересном путешествии.
Что нужно для поездки на машине? В дополнение к обычным документам типа загранпаспорта, медицинских страховок, водительских удостоверений и документов на машину, нужно приобрести страховку «Грин кард» — аналог ОСАГО, действующую на территории тех стран, куда вы собираетесь. Ее у вас обязательно спросят в визовом центре. А если у вас уже есть визы, можете купить эту страховку перед выездом из России, прямо на границе с Белоруссией, поскольку в этой стране «Грин кард» тоже обязательна. А вот МВУ — международное водительское удостоверение — обязательно получите заранее. И посылайте лесом тех, кто будет убеждать вас в его необязательности. Да, на 99% оно вам не потребуется. Но если, не дай Бог… То «попадалово» будет конкретным. Так, в случае аварии за границей (причем даже не по вашей вине!), страховая компания может легко отказаться оплачивать страховку, прецеденты есть.

В отношении авто никаких специальных мер мы не предпринимаем. Плановое ТО, яркие жилеты со светоотражающими полосами (они строго обязательны в странах Европы при остановке на дороге для всех, кто выходит из машины) и уверенность в том, что ваш любимый пепелац не потребует ремонта на протяжении последующих 6000 км или больше — в зависимости от выбранного маршрута. Если машинка уже «побегала», то сделать диагностику движка и ходовой перед дальней поездкой смысл имеет: стоит недорого, а уверенности прибавляет. Чуть не забыл еще одну вещь: готовясь к автопутешествию по Европе, обязательно найдите хорошую дорогу дома и испытайте, как ваша машина ведет себя на высокой скорости (особенно если по дороге будут автобаны Германии). Могут появиться косяки, которые на скоростях 100-120 не видны. Например, может оказаться, что на скорости 150 км/ч начнут «бить» тормозные диски — ощущение как при неотбалансированном колесе, крайне мерзкое. Нелишне также закупить комплект лампочек для замены перегоревших в пути. Обидно будет, если из-за перегоревшего габарита или поворотника вас развернут на границе польские пограничники. А, поскольку дело происходит зимой, то нужно помнить, что в Польшу въезд на шипованной резине запрещен.

Водителей в компании желательно иметь не меньше n+1, где n — число экипажей. Зачем? На случай простуды, пищевого отравления, да мало ли что может приключиться с человеческим организмом за неделю-другую. А одним экипажем? Легко. Мы это делали неоднократно — и в Австрию-Швейцарию, и в Финляндию ездим регулярно, крайний раз — в этом апреле.
Мы ездим в центральную Европу и скандинавские страны. Нравится нам там, и от поездок получаешь массу позитивных впечатлений: дороги хорошие, безопасность на высоте, водить машину – одно удовольствие, да и есть что посмотреть вокруг. Исключение (в смысле удовольствия от вождения, а не безопасности) — Польша. Но даже в этом «бутылочном горлышке» путешествия дороги очень хороши. А уж с нашими второстепенными и проселочными дорогами их не сравнить, в Польше проехать можно практически везде и без особых опасений за подвеску. Главная засада дорог в Польше в том, что движение по ним медленное, поскольку они узкие, много фур — фиг обгонишь, на каждом шагу населенные пункты, в которых скорость 50 км/ч. В связи с этим при движении в южном направлении придется набираться терпения.
Еда в машине… Возили с собой всякие котлеты-бутерброды-чипсы-орешки-фрукты, пришли к выводу, что брать с собой нужно минимум: соки в одноразовых упаковках, воду, шипучки типа колы и какой-нибудь мусор «пожевать» — чипсы, орешки, плюшки. Очень удобно все это иметь в одноразовых упаковках, и действовать по принципу: выпил или сгрыз — выбросил упаковку на ближайшей заправке или при пис-стопе. На хороших заправках есть кафе, да и старое правило: «хочешь есть – ищи кафе с толпой большегрузных автомобилей на парковке» действует.
Дети гарантированно нейтрализуются на длительный срок посредством включения видеоплеера с соответствующими мультиками и скармливания всяческих приятных мелких подачек (ассортимент подбирается в зависимости от личных склонностей подопечного).
Купите или возьмите у друзей GPS-навигатор. Лучше — два. Все карты стран, которые вы планируете посетить, должны быть залиты и проверены. Без него тоже можно, но вместо расслабленного вождения придется напряженно следить по карте – где свернуть, не пропустили ли нужный съезд, да и найти отель в центре крупного города с неизвестной организацией движения по односторонним улицам с навигатором намного быстрее и проще. Причем навигатор должен быть полноценным — с навигацией по спутникам, а не A-GPS с навигацией по вышкам сотовой связи. Потому что если связь пропала или трафик дорогой, вы останетесь без понятия о том, куда поворачивать дальше, в самый неподходящий момент.

Очень невредная вещь, если в машине поедет больше двух человек или она маленькая, — бокс на крышу. Совет тот же, что и по поводу GPS-навигатора: купите или возьмите у друзей. Мы туда помимо лыж еще и часть ботинок загружаем, и в салоне становится намного просторнее. А простор в салоне — залог комфортной поездки.
Если машин больше одной, то очень пригодятся радиостанции для связи между машинами во время движения и между экипажами во время пеших прогулок. Это удобнее, чем по всякому поводу звонить по телефону. Наиболее опытные автопутешественники устанавливают в машины CB-радиостанции и настраивают их на канал, которым пользуются водители грузовиков, — тогда можно узнать и об объездах участков ремонта дороги и о полицейских «засадах» на трассе Москва-Брест. Но в нагрузку придется прослушивать непечатную лексику.
А перед тем, как будете планировать маршрут, найдите и прочитайте «Правила Путешествий от Пауло Коэльо» — вдруг его подход вам тоже понравится…
Что ж, если я убедил вас ехать на машине, займитесь приятным делом: выбирайте курорт и бронируйте основное проживание. Это очень приятный процесс, особенно если учесть, что, когда машина под попой, жить можно и не на самом курорте, а километрах в 10-15 от него.
А о планировании маршрута, границе и собственно поездке — в следующий раз. Времени пока много и, если планы изменятся, отменить бронь без потери денег можно будет еще очень долго. А можно и курорт сменить на другой или даже страну. Многое можно, если не привязан к аэропортам или туроператору...
Продолжение
Часть 2
Часть 3
А путешествие это удовольствие. А удовольствие это свобода. А свобода это ликбез!
Бывает за пряник а бывает и без
Автомобильный туризм
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0% B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7% D0%BC
Самодеятельный туризм
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0% BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80% D0%B8%D0%B7%D0%BC