Подготовка к путешествию… Как мне нравится это время! Придумываешь, продумываешь, ищешь, аргументируешь… А потом кто-то «вбрасывает» новую идею и маршрут переделывается. Подготовка = предвкушение поездки, по крайней мере для тех, кто этим занимается.
Подготовка складывается из выбора маршрута, бронирования отелей, апартаментов и мотелей по пути следования, оформления документов и получения виз. Наиболее творчески необходимо подходить к получению виз. Существует несколько вариантов, рекомендую почитать конференции типа «ОиП» на сервере авто ру, форум Винского и аналогичные и выбрать наиболее подходящий лично вам вариант. На 100% честный вариант: бронируем все ночлеги и с распечатками броней, справками о доходах (если требуются), с работы, выписками из банка, медицинскими страховками, гринкартой, распечаткой маршрута и документами на машину идем в визовый центр той страны, где планируется находиться большую часть времени. Подводных камней, в том случае, если вы планируете, скажем, 8 ночей провести в Австрии и по паре в Польше-Чехии-Германии (по пути туда и обратно), нет. Почти честный вариант: покупаем возвращаемые билеты и бронируем (естественно, с возможностью отмены) отель в нужной стране. Собираем все необходимые для визы документы (в этом случае ни распечаток маршрута, ни броней мотелей и отелей по дороге, ни документов на машину не требуется) и получаем визу, после чего бронь отменяем, билеты сдаем. Мы так ни разу не делали, это «старшие пацаны во дворе говорили».

При планировании маршрута в первый раз я бы посоветовал запланировать пробег в первый день около 1000 + километров. Зависит от массы факторов, но, как показал наш опыт, зимой абсолютно реально с остановками на заправки, пис- и кофе-стопы доехать до польской границы, пересечь ее и отъехать вглубь страны еще километров 50-100-200. И поспать… Конечно, если ваш водительский опыт не ограничивается экзаменом на получение водительского удостоверения, а хотя бы тысяч 20-30 км вы уже накатали.
Замечание по поводу ночлега: ночью в незнакомом городке мотель найти непросто — мы как-то потратили час и… не нашли, хотя знаки были. Так что лучше как следует проработать этот вопрос заранее. Ну, а если пришлось искать – имейте в виду, что на новой трассе Варшава-Берлин еще нет почти ничего, одна заправка на 100 км и ночевать после Варшавы негде. Есть мотели не доезжая Варшавы, есть в Белостоке, есть недорогие отели во многих других городах, — но придется съезжать с трассы.

Однако, несмотря на довольно большое число мотелей на картах, мы как-то не смогли достучаться (ночлег не бронировали): администратор, видимо, крепко спал. Так и уехали дальше. Так что не поленитесь, составьте заранее список адресов мотелей и недорогих отелей с номерами телефонов: вдруг пригодится.
Второй вариант — и тоже вполне рабочий: заночевать в Бресте или в любом другом месте рядом с границей Белоруссия-Польша (тут мотели и отели есть по обе стороны границы), на следующий день встать пораньше и ехать. На самом деле все зависит от дня недели (или предпраздничного дня): в будние дни во второй половине дня народа на погранпереходе «туда», как правило, не бывает. Чего нельзя сказать о дне предпраздничном или субботнем: к вечеру хвост машин может вырасти весьма протяженный…

Для себя мы выработали следующую тактику: выезжать лучше за два дня до субботы. Дело в том, что владельцы многих апартаментов в Альпах предпочитают сдавать их «с субботы по субботу». Конечно, многие сдадут апартаменты и в любые другие дни, но число вариантов в этом случае уменьшается. Так вот: если выехать из Москвы утром в четверг, то к вечеру субботы (ко времени заселения в апартаменты) не торопясь, по дороге засвидетельствовав свое почтение интересному городу, подъезжаешь к выбранному месту катания.
Так в декабре-январе 2012 наши друзья на двух машинах в очередной раз съездили в Европу — на этот раз в Италию, их дневник приведен ниже. Обратите внимание на время, затраченное на переходы границ.
Безусловно, можно планировать начало отдыха и в другие дни. Однако в субботу утром поток машин из Москвы будет ощутимо плотнее, да и вечером в субботу, как уже упомянул выше, на границе Белоруссия-Польша образуется хвост машин с российскими и белорусскими номерами.

Итак, утром в четверг выезжаем из дома в Москве. Не слишком нарушая ПДД, к вечеру добираемся до границы с Польшей. Если ваш путь лежит, например, в Вену, — можно переночевать возле границы, а затем продолжить движение по нитке Варшава – Катовице – Брно – Вена, где имеет смысл погулять по вечерней (ночной) Вене и заночевать. Мы, если двигаемся по этому маршруту, предпочитаем ночевать в Радоме (к нему можно тоже ехать через Варшаву), и уже из Радома двигаться дальше к Вене. В любом случае, в Вене получится остановиться не раньше ужина на второй день пути, если выезд — из Москвы:-).
Но! Есть новая магистраль Варшава – Берлин! Очень неплохой вариант: проложить маршрут по направлению Брест – Варшава – Берлин и, не доезжая до Берлина, уйти на юг — на автобаны, ведущие в сторону Австрии. Потеря времени на более длинную дорогу с лихвой будет компенсирована отсутствием необходимости постоянно притормаживать на узких дорогах южной Польши и восточной Чехии и плестись за дальнобоем.
И, наконец, третий вариант (который мы ни разу не пробовали, но, если будет заранее понятно, что пробки на польских погранпереходах гарантированы на несколько часов — почему нет?). Не будем забывать о сопредельных государствах: путь из Москвы в Вену через Латвию или Литву длиннее всего на 100 км и на час-полтора, например перегон Москва – Вильнюс = 1000 км, Вильнюс – Вена = 1200 км, причем эти 1200 км едешь уже без пограничников, по европейским дорогам. Да и сам Вильнюс (или Рига) — изумительные красивые города с гостеприимными жителями, там очень приятно погулять. Да еще и с фотоаппаратом…

Пытливый скирушник наверняка спросит: «А почему не ехать сразу до курорта, раз уж до Вены добрались?». Можно и так. Особенно если отдых запланирован на одном из ближайших к столице Австрии курортов. Но если путь предстоит, к примеру, в популярный Зельден, то впереди образуются еще часиков шесть за рулем. Ерунда? В общем, да. Но дорога — штука интересная: а если потребуется сделать незапланированную остановку? Например, колесо поменять и затем найти шиномонтаж. В магазины, опять же, за едой нужно заехать — вечером нужно будет поесть-попить, а в 3-4 часа ночи магазины даже на заправках будут закрыты, да и хлеба вечером там уже не бывает, проверено. И не забывайте, — это зима: темнеет рано, светает поздно, так что в темноте придется ехать довольно большую часть пути. А в таких условиях с водителем лучше разговаривать, а не сладко посапывать рядом. Так что лучше впишите в план поездки прогулку по вечерней Вене (Мюнхену) и кофе «с видом на Святой Штефан» (пиво в Августинере), а также неспешную прогулку или торопливый шопинг поутру :-). В крайнем случае эти полдня можно использовать как резервное время.

Картинка с натуры. Мы как-то приехали в две машины в Майерхофен. Забронировали комнаты в разных апартаментах, поближе к горе — на шоссе, ведущем к Хинтертуксу. Наш экипаж нашел свои апартаменты сразу же, а вот вторая машина каталась по окрестным дорогам довольно долго — минимум час они искали «свой дом», хотя дело было еще засветло. Нумерация неочевидная, знаете ли… А в ночи? А шмотки перетаскивать из машины на рассвете? И не забываем: утром уже предстоит идти кататься. Решение, ясен пень, за вами.
Хинт: даже если на страничке отеля написано, что ключи вам дадут только до восьми вечера, можете приезжать и ночью. Но, во-первых, при бронировании необходимо в примечаниях или в письме к владельцу указать позднее прибытие, а во-вторых — в день приезда заранее позвонить владельцу, подтвердить еще раз, что вы приедете поздно и спросить, где можно взять ключ. Иногда ваши апартаменты будут просто открыты, иногда ключ будет лежать в приметном почтовом ящике, а если здание большое — то на столике у входа. В бюджетном отеле в центре Радома нас в 4 часа утра ждали на ресепшн, например… Ну, об этом вам скажут или напишут.

И еще пара слов о планировании маршрута. Мы, спустя несколько поездок, выбрали для себя примерно следующее, если едем «чисто покататься»: 1 и 2 день — едем с утра и до «упора» (у нас это бывает и 3 часа ночи, а «по Москве» — это уже часов 5 утра). За это время гарантированно добираемся до Мюнхена, Ульма, Вены. Затем посвящаем хотя бы полдня одному из этих городов: просто гуляем не торопясь, не ставя цели обойти все, — это все равно нереально. И, отдохнув, продолжаем путь. К вечеру добираемся до места (если это Австрия или Доломиты). В этот день, кстати, можно не по Вене-Мюнхену гулять, а заехать в симпатичные, еще не виданные, места: Нойшванштайн и Фюссен, Криммльские водопады, Гармиш-Партенкирхен, Грац, Зальцбург — самые популярные, в зависимости от направления дальнейшего движения. Лучше и интереснее заранее порыться по сайтам и наметить «свои» местечки.

Обратно можно ехать тем же маршрутом, или в первый день проехать, например, до Праги или Брно и погулять еще и там. А вторую ночевку делать где-нибудь в районе границы Польша-Белоруссия, там есть некоторое количество отелей и мотелей (в Польше — вывеска Zajazd, это если вы не забронировали конкретное местечко заранее). Я бы рискнул посоветовать забронировать места на территории Польши: если вы решите отменить бронь после получения визы и ночевать в Белоруссии, у вас будет лишний день на территории шенгена «про запас» даже в том случае, если вам дадут однократную визу только на время поездки.
Но, честно говоря, нам и нашим друзьям больше нравится по дороге еще что-нибудь смотреть. Интереснее поездка получается, хотя и длиннее. В качестве примера интересного разностороннего маршрута приведу короткий дневник поездки наших друзей на новый год 2013. Обратите внимание: мужчины со всем багажом ехали на машинах из Москвы, а детей (взрослых) отправили самолетом. Тоже, между прочим, вариант — если у кого-то из компании отпускных дней мало, дети плохо переносят машину или им просто не хочется тратить много времени на неторопливую дорогу.

23.12. Москва — переход Бобровники-Белосток-Познань. 1600 км. Стартовали в 4.30 по Москве, на границе в 16.45. Прошли за 30 минут обе машины. Дорогу от Белостока до Варшавы доделали, от Варшавы до границы с Германией мы опробовали еще год назад. Правда, теперь уже ввели в строй все пункты оплаты. В итоге этот кусок дороги обходится в 69 злотых (примерно 17 евро). В Познани были в 0.27 по Европе. Итого в дороге 22.30 минут плюс 30 минут на переход границы.
24.12. Познань-Берлин-Нюрнберг. Берлин весь в ремонтах, вдобавок к нашему приезду уже все закрыто — Рождество! Поесть получилось только в китайском ресторане в Нюрнберге. Ехали не быстро, по трассе скорость 115-120 км/час. Причин две: прожорливость СХ-7 при большей скорости и некомфортное поведение Х-Trail с кофром на крыше.
25.12. Расслабуха на маршруте. Сначала гуляли по сонному Нюрнбергу, потом не спеша доехали до Фюссена, где и заночевали.
26.12. Хорошо, что в королевские замки приехали часов в 10! После нас очередь в них была чуть не на весь день… В Альта Бадиа в апартаменты приехали около 21 часа. Куски дороги в Италии платные, как и во Франции.
27.12-04.01. Катаемся в регионе: Кронплатц, Альта Бадиа, три круга по Селла Ронда в разных направлениях, Кортина Д'Ампеццо, вылазки в Bruniko и Венецию.
05.01. Стартуем домой. Внизу начинается дождь, на А12 пробки. Дети ехали в это же время во Франкфурт, еле успели на самолет из-за пробок и этого самого дождя. Он же смазал впечатление от Hall in Tirol (входит в наследие Юнеско) и от очередных замков безумного Людвига II на Chiemsee, которые он скопировал на денежки налогоплательщиков с Версаля. Но испортить впечатление от Weißenkirchen in der Wachau дождь уже точно не смог! Всем любителям вина настоятельно рекомендую к посещению! Тут и заночевали.
06.01. Минуя сонную Вену и краем цепляя Братиславу, добираемся до Trencin в Словакии. Из дождя в снегопад! Город заметает на глазах! Зима вернулась! Нарезаем кружок по старому городу и едем ночевать в Zilina. По описанию должно было быть симпатично. На деле оказалось никак.
07.01. После кофе и сигары выдвигаемся в Radom. Память подвела Штирлица в этот раз. Казалось, что дорога от Кракова до Радома должна была быть отремонтированной и быстрой. Оказалась вполне себе средне-польской: однополосной, с фурами и пробками в деревнях, с кучей светофоров и с ограничениями скорости до 50-70 км/ч. Одно утешение: от Радома до Белостока уже было вполне терпимо. Забронировав за ужином отель в Белостоке, приехали в него 0.30.
08.01. В 6.10 стартуем на Родину. В 7 утра устанавливаем новый рекорд прохождения границы на две машины: 18 минут! Ну, и до дома уже без приключений, 1000 км хорошей дороги и в 22.30 дома.
Общий пробег 6212 км, средняя скорость 78 км/ч, сожжено бензина в мазде 780 литров на 933 евро. Виньетки в Австрии 2х8,3 Евро, виньетка в Словакии 10 Евро, платные дороги в Италии 27 Евро, паркинги 41 Евро, из которых 21 Евро — день в Венеции, платные дороги в Польше 87 злотых (примерно 22 Евро).
Немножко подробнее об оплате дорог и виньетках, границе и погранпереходах — в следующий раз.
Продолжение
Часть 3
Выезжать я тоже стараюсь в четверг, спокойнее дорога. На НГ на польской таможне был большой аншлаг, экологическая катастрофа в виде непредвиденных снегопадов зимой обрушилась на украинские дороги
Встретимся на дорогах! Удачи!