Конкурсная статья Условия участия в конкурсе «Моя Зима» |
Гуцулы – это местное население Закарпатья, юго-запада Украины. Отличаются умом, сообразительностью, буряковой (свекольной) водкой и сложным менталитетом. Предположим, гуцульский километр приблизительно равен от шестисот метров до двух тысяч. Гуцульские полчаса – соответственно от двадцати минут до полутора часов и больше. Причем со временем это работает почти всегда в большую сторону. Эта метрическая система проверена на практике хождения по просторам карпатских земель, где единственным источником информации является местное население.
Конечно, существуют подробнейшие карты туристских маршрутов, но так как Украина все еще находится во всеоружии и полной боевой готовности, на этих картах часто встречаются стратегические ошибки. То есть Минобороны рекомендует Минкартографии перенести некий город километров на 20 или не отмечать его вовсе. Чтоб враг не прошел. Потому что, например, основным средством транспортным является железная дорога.
А в Карпатах, как в сказке братьев Гримм, поезд проезжает сквозь гору по тоннелю. И объездной дороги нет. Поэтому все тоннели – стратегические объекты, и поэтому Минобороны скрывает правду. И эта особенность национального характера очень здорово приправляет и без того перченый отдых на Украине.
Сноубординг в Карпатах, как жизнь на необитаемом острове. Кто смотрел или читал «Пляж», тот может себе представить… Славск – самый популярный горнолыжный курорт Прикарпатья. При Советском Союзе там проводились чемпионаты Союза по горным лыжам. С тех пор инфраструктура поселка городского типа практически не изменилась. Разве что 25 декабря 2003 года открылся ночной клуб «Экстрим» с на удивление хорошим выбором коктейлей и стриптизом.
А вообще с индустрией развлечений в Славском туго. Начну хотя бы с того, что банкомата в поселке нет, банк представляет собой помещение 2 на 3 метра, главная его функция – обмен валюты. Ресторана два – самый дорогой под названием «Максим» и самый большой в пансионате «Карпаты».
В «Максиме» на удивление вежливые и аккуратные официанты, кухня посредственная, зато прекрасный интерьер и скатерти почти без дырок. В «Карпатах» кормят получше, больше он ничем, кроме размеров, не выделяется. Есть еще штуки три кафе-баров, где тоже можно минимально поесть.
В пансионате «Карпаты» есть даже мини-маркет, но там плохой выбор спиртного. Но если вы поселитесь в частном секторе, в стоимость жилья почти всегда входит питание, в основном борщ. А еще есть эконом-вариант – столовая в пансионате «Динамо». Кормят вкусно, стоит дешево. Ночных клуба тоже два – упомянутый выше «Экстрим» и диско-бар «Быдланиум», или «Линолеум», а точнее – «Миллениум», или Лимониум… зависит от количества выпитого.
В быдланиуме, по словам нашего домохозяина, продают наркотики. То есть марихуану. За что люблю Украину – этого дела у них в достатке и дешево. Наравне с алкоголем. А еще! На центральной площади города, перед ночным клубом «Экстрим» (вход – 15 гривен, очень дорого для Украины, поэтому там всегда мало народу), есть карусель Лебеди. Стоит уже лет 50, стоит 5 гривен, является самым доходным местом Славского. На ней катаются ВСЕ. И продается поп-корн. Ночная жизнь проходит в саунах и в процессе тяжелого алкогольного опьянения.
Зато! В Славском, и во многих подобных селах, есть настоящие подвесные мосты над пропастями, рвами и т.п. У местных мальчишек любимое развлечение – раскачиваться на этих мостах. Я как-то вечером попала в такое веселье. Ох, даже я, заядлый экстремал : ), думала, что добром это не кончится.
Мост длинный, амплитуда огромная… казалось, что либо вылетим, либо оборвемся, и тогда в лучшем случае – переломанные ноги. Так нет, все обошлось. Так же неожиданно, как мы начали раскачиваться, движение прекратилось. Это будет покруче батута!
Итак, Гора, на которую совершает ежегодное паломничество весь горнолыжный цвет Украины, называется Тросцян. Высота ее немногим более тысячи метров. Что же так привлекает туристов? Мы ехали туда в надежде найти дичь и просторы, а столкнулись с доброжелательными очередями. Такого обилия лыж «Младость» я не видела никогда. Даже по телевизору в 80-е годы.
К чести местного населения, мое (по лыжным меркам) хамское поведение в виде обхождения десятиметрового хвоста очереди лыжников, одевания доски перед самым бугелем и даже то, что я не падаю с него при первом же рывке, не встретило бурного сопротивления. Так что даже язык не поворачивается называть их ХОХЛАМИ.
Украинские лыжники: кислотный комбинезон, купленный у вокзала на рынке за 100 гривен (1 гривна = 6 рубасов), прокатные дрова, по привычке называемые лыжами (хотя они считались таковыми лет 10 назад), и неиссякаемый оптимизм из серии «Мыкола, дай коньяка из фляГи», «а снеГа в этом Году не будет. Вот, завтра дождь обещали», «а вы шо, из самой Москвы? А шо вы тут забыли?» 5 спусков в день считается у большинства из них реальным спортивным достижением.
Но! Порой встречаются и настоящие самородки из киевской элиты на Фишерах или Саломонах этого года, одетые в Killy и на джипах. Такие типы веселили еще больше, чем местные, потому что абсурд. На лыжах с электронной системой виброгашения они «зажигали» со скоростью 12 км/ч по голой земле, потому что снег выпал только в январе.
Но самое смешное – то, что дороги в Славском никогда не ремонтировались. Они существуют уже лет 400, сохранив лишь первоначальные очертания. При температуре минус 10 и минимальном снеге проехать можно только на танке.
А тут – новенькие ниссаны и шевроле! Предусмотрительные водители (2 шт на весь поселок) купили цепи. Но при подъеме в 45 градусов и глубоких обледеневших ямах даже это не помогало. Они благополучно застревали, а потом их вытаскивали местные на Уралах (за 20 гривен).
Сообщение поселок-подъемник, тем не менее, прекрасно налажено. Это одно из самых экстремальных ощущений в Карпатах – прокатиться с ветерком на кабриолете над обрывом, ветки хлещут по лицу… американские горки кажутся жалким подобием, особенно похмельным утром 1-го января. Военные машины незаменимы в таких условиях.
За 3 или 5 гривен с человека набивается полный ГАЗик или Пыжик или УРАЛ. В час пик особо сноровистые прыгали через борты (2 метра) вместе с лыжами. В открытый кузов грузового ГАЗа вмещается больше 30 человек, не считая детей. Дорога грунтовая, однополосная, на пути встречается туннель под ж/д путями, больше похожий на грот Петра I, он на полметра шире, чем ГАЗ, движение интенсивное. Трясет так, что подпрыгиваешь сантиметров на 30. 1 января, благодаря мокрому снегу, один джип производства военпрома перевернулся, один столкнулся с ГАЗом при подъеме на гору, два застряли посреди подъема – это я видела, только пока утром ехали на гору.
А веселье продолжалось весь день.
Несколько слов о подъемниках. На Тростяне одна одноместная кресельная дорога, шесть бугелей, один детский. Бугеля якорные, деревянные, два раза на моих глазах якорь оставался в руках у лыжника при старте. У канатки в начале января трос соскользнул с опоры (тем не менее, с 9 утра каждый день к ней выстраивались двухчасовые очереди горнопляжников и горнофляжников).
Во всех случаях обошлось без жертв. Лично у меня пострадала только правая половинка задницы, потому что якоря, выструганные из елочек, срубленных, когда расчищали склоны, анатомически не совпадали с ее формой (задницы).
Помимо Тростяна, в районе поселка Славское есть еще четыре популярных места: гора Варшава, Политех, Погар и Велика Гора (или Песена, но каждый местный житель произносит ее название по-новому, например Писина, ударение на первый слог). От Славского до Варшавы на машине 15-20 минут, название дано в ознаменование дружбы украинского и польского народов. На горе один бугельный подъемник типа Таблетка (наверное, единственный в своем роде во всем При- и Закарпатье, выписанный б/у из Словакии), нам посчастливилось побывать на его открытии 4 января 2004 года.
Как с гордостью поведал мне организатор мероприятия, на Варшаве 6 трасс различной сложности, самая длинная 1,3 км, подъем на новом скоростном бугеле 4,5 минуты. Народу почти совсем не было, так что мы дефлорировали склоны в гордом одиночестве и с большим удовольствием. Трассы порадовали оригинальностью. Центральная, под подъемником, простая и ровная. Направо выход через бурелом с пнями, торчащими из-под снега, налево - через плохо замерзшую речку с берегами из глины, которая, как говно, налипает на доску.
Мне принадлежит честь открытия бэккантри-трассы, выходящей в глухие деревни. В этом тоже своеобразие Карпат: в 10 минутах от «горнолыжного курорта» с гостиницей, рестораном, сауной и т.п. через лесок живут 90-летние бабушки, бесконечно далекие от цивилизации.
Политех – трасса для начинающих. Катаются там меньше всего, зато грибная юшка (бульон) самая вкусная. 2 бугеля, нулевая крутизна, место скопления отдыхающих. Смешной момент: в январе бугель второй очереди не работал, и туристов на верх горы завозили машинами за 3 гривны (пешком по склону 3 минуты).
Погар находится достаточно далеко от Славского, всего два бугельных подъемника, мало трасс, не пользуется популярностью.
Писина – высота 1239 метров. Из всех вершин в районе Славского единственная не покрыта лесами. По сравнению с тем же Тростяном, где трассы прорублены в лесу и очень много длинных траверсов между склонами (либо жесткий фрирайд между елок), Писена – это простор. На январь 2004 года не оборудована подъемниками, ведется строительство двухместной кресельной дороги. Пешком подниматься 3,5-4 часа, но до самой горы возят крайне неохотно.
В часе езды от Славского находится Воловець. По сравнению с ПГТ Славське - это большой город, с многоэтажными домами, кофейнями и четырьмя банками! От Воловца за 20 гривен на такси или за 1,5 гривны на маршрутке можно попасть к подножию горы Подобовець, от подножия до подъемника ходят маршрутные сани. Подобовец отличается от вышеперечисленных малолюдностью, прекрасными лесными трасами и очень густой юшкой.
(Но все равно самая вкусная – на Политехе). На этой горе два подъемника, от одного к другому можно добраться на санях (или с вершины горы, разумеется); трасы не очень длинные, километр с небольшим; это место выигрывает за счет лесных трасс. К примеру: природный пайп шириной два-два с половиной метра в густом лесу. Когда едешь по нему, еловые лапы свисают так низко, что бьют по лицу, а иногда по коленям. Длина этой трубы около километра, она выходит на снежные поля, по которым едешь еще метров 800, а потом, спрыгнув с небольшого обрыва и переехав через небольшую замерзшую речушку, выезжаешь в 30 метрах от подъемника.
Если двигаться на той же маршрутке дальше от Воловца через Подобовец, можно попасть на гору Перепилец (или Перепелец, но первое, на мой взгляд, лучше звучит), а за ним еще на две горы. И чем дальше, тем круче – горы выше, возможностей больше.
Но наибольшей популярностью у мастеров-любителей горнолыжного спорта пользуется гора Драгобрат. Она находится много восточнее вышеописанных массивов, выше их в два раза, трассы сложнее, но о ней – в следующий раз.
По словам местных, лавин в Карпатах не бывает. Точнее, на их памяти не было. Но в середине января этого года произошло несчастье, и лавина все-таки сошла, поглотив немало несчастных спортсменов.
Хотя спасательные службы и выполнили свой долг, однако, без жертв не обошлось. И все же есть в этом и положительная сторона: раз лавина в таких невысоких горах, как Карпаты, значит, снега ОЧЕНЬ много. Так что надо всегда помнить о мерах предосторожности, катаясь вне трасс в лавиноопасных местах, весьма желательно иметь рации и лопаты. Ну и, конечно, надо думать, куда едешь: )
Карпаты привлекательны для путешественников, потому что перемещение стоит дешево, природа и деревни очень красивы (местные жители – католики или греко-католики, их церкви, обычаи и образ жизни поэтому для москвича дики и необычны), в январе-марте практически все вершины катабельны.
Как минимум один подъемник есть на каждой более-менее крупной горе, в любом селе можно поселиться, а в крупных населенных пунктах и с европейским комфортом. Информацию о склонах можно получить у жителей ближайшего населенного пункта или у водителей, ведь они заинтересованы в приливе туристов. Хотя такового особенно не наблюдается.
Только в Новый Год существовал ажиотаж, но причиной его было обилие киевлян, которые к третьему числу уже разъехались по домам и работам. А чем меньше народу, тем больше снега, соответственно, тем больше удовольствия от катания получишь. Так что настоятельно рекомендую. Температура там зимой обычно градусов на 7-10 ниже, чем в Москве, и снегопады с января по конец февраля обычно не прекращаются.
Единственный недостаток Карпат: по сравнению с тем же Кавказом Карпаты – холмы. Но для новичков сгодится.
Резюме: катание в Карпатах стоит недорого, и все-таки стоит… там побывать, потому что ни в одной Франции или Австрии вы не прокатитесь на ГАЗике над обрывом, не доедете на санях до подъемника, не отведаете божественных дерунов и юшки, не порассекаете между елок (как-то раз я видела в лесу зайца!) так колоритно, как здесь.
Так что любители экзотики непременно оценят. Оптимальный срок, на который следует ехать – 2,5 недели. За это время можно объехать почти все Карпаты, потому что расстояния там небольшие, и покататься больше чем на 10 горах. А по цене – примерно 5 дней в Шамони. На мой взгляд, нужно попробовать и то, и это.
Автор: Galya |