+17

На пути к Голубому свету. I часть

SASН Лента автора 20 Сентября 2013 (13:06) Просмотров: 1518 11
I часть
 
—  Господин Тренкер? — робко спросила я.
Он бросил взгляд на мою элегантную одежду, затем кивнул и ответил:  —  Это я.
От моего смущения не осталось и следа. Восторг от фильма, гор и игры актеров так и бил из меня ключом.
— В следующем фильме я буду играть вместе с вами, — с апломбом заявила я, словно на свете нет другой такой само собой разумеющейся вещи.
Тренкер озадаченно посмотрел на меня и рассмеялся:
— Н-да, а по скалам-то карабкаться можете? Такой элегантной фройляйн, в общем-то, нечего делать в горах.
— Научусь, обязательно научусь — я могу научиться всему, чему захочу.
 
С этого разговора, у озера Карерзее юго-восточнее города Боцен (итал. Больцано) что в Доломитовых Альпах, с исполнителем главной роли фильма «Гора судьбы» началась кинематографическая судьба одной из самых загадочных женщин XX века. О ней и о работах, где она снималась в «горных» фильмах, и повествует этот очерк.
Она пересмотрела этот фильм, который демонстрировался в кинотеатре на площади Моцарта в Берлине, несколько раз. Кадры фильма очаровали её: горы, облака и зеленые склоны альпийских лугов. Эти пейзажи выглядели живыми, таинственными и захватывающими. Никогда не предполагала, что горы могут быть такими красивыми.
 
А теперь молодая красивая девушка стоит в зале после просмотра фильма в гостинице «Карерзее» и разговаривает с Луисом Тренкером, о таком везении можно было только мечтать.
Возвратившись в Берлин, она напишет ему письмо с просьбой передать её фотографии и вырезки из газет режиссёру фильма. Но ответ так и не пришел. Её друзья все же сумели устроить встречу с создателем картины, с Berg-Meister-ом Фанком.
Арнольд Фанк (1890-1975) — немецкий кинорежиссер и продюсер, в прошлом геолог и альпинист, создатель жанра альпинистского или горного фильма.

В солнечный осенний день я вошла в кондитерскую «Румпельмайер» на Курфюрстендамм. Там я должна была встретиться с режиссером. Об опознавательном знаке мы не договаривались. Я несколько раз оглядела помещение, и мне показалось, что узнала доктора Фанка. За круглым столом сидел мужчина средних лет и помешивал ложечкой в чашке.
— Извините, вы доктор Фанк? — спросила я.
Он встал и в свою очередь поинтересовался:
— А вы фройляйн Рифеншталь?

Лени Рифеншталь (1902-2003) — немецкий кинорежиссёр, актриса, фотограф и танцовщица и т. д., полное имя — Хелена Берта Амалия Рифеншталь.

В детстве Лени Рифеншталь была одаренной девочкой и её отдали в русскую балетную школу. В танцах она добилась первых больших успехов. В двадцать один год выступала с сольной программой, гастролировала по городам западной Европы. Но полученная травма колена не позволила ей танцевать дальше.

После знакомства с Фанком внутреннее предчувствие ей говорило, что вскоре должно произойти нечто судьбоносное.

Острые боли в колене заставили её лечь в клинику. В то время как Рифеншталь готовится к операции над мениском, Арнольд Фанк пишет для неё сценарий к своему новому фильму.
Пришедший в клинику Фанк передал её рукопись, где на первой странице она прочла: «„Святая гора“. Написано специально для танцовщицы Лени Рифеншталь».

После выздоровления начинаются съёмки фильма «Святая гора» (1926 г.), проходившие в Швейцарии, Австрии и в Доломитовых Альпах. Для съёмок Рифеншталь учится кататься на лыжах. 
 
Только теперь до меня дошло, что я не имею никакого представления о спуске с гор на лыжах. Но мне не хотелось осрамиться, и потому я решила тайком брать уроки у Тренкера, который до работы над фильмом намеревался вместе с оператором Шнеебергером провести съемки в Доломитовых Альпах. И я решила поехать в Кортину.
Еще ни разу в жизни не видела я гор в снегу. Еловые леса в белоснежном уборе пробудили во мне воспоминания детства. От красот зимнего ландшафта захватывало дух.
Тренкер и Шнеебергер согласились давать мне уроки. Отыскались и лыжи. Первую попытку мы сделали на перевале Фальцарего. Мне показали, как делать повороты в тогдашнем стиле, — при этом я чаще лежала на снегу, чем стояла на лыжах. Через несколько уроков мне разрешили совершить коротенький спуск. Я направила лыжи вниз и наслаждалась чувством полета, пока не заметила, что скорость увеличивается, — затормозить у меня не получалось. Склон становился все круче, спуск все быстрее и быстрее — пока наконец я не упала.

 
Сюжет фильма — два альпиниста, влюбленные в одну и ту же крестьянскую девушку Диотиму, совершают опаснейшее восхождение в Альпах. Ревность приводит к конфликту между друзьями...
 
На Гельголанде, под круто нависающими скалами, там, где сильнее всего бушевал прибой, предстояло провести съемки танца. Это должны быть вводные сцены фильма — романтическая идея Фанка, для реализации которой мне надлежало создать произведение «Танец у моря» по мотивам Пятой симфонии Бетховена. Фанк представлял себе, что движение волн должно точно согласовываться с движениями танцовщицы, чего можно было достичь монтажом и скоростной киносъемкой. Было чертовски трудно при этом бешеном прибое танцевать босиком на осклизлых скалах. А чтобы танец совпадал с ритмом музыки, сверху со скалы спустили и подвесили на канате скрипача. Такой, полной приключений, могла быть работа над фильмом только во времена, когда еще не знали магнитофона.

Премьера состоялась 14 декабря 1926 года во Дворце УФА в Берлине. В кинотеатрах Парижа и Лондона фильм шел больше года. В 1932 году на фестивале в Венеции отмечен золотой медалью.

Лени также увлекается кинопроизводством, знакомится с работой кинооператора. Между съёмками вновь начинает танцевать и выступать на сцене. Роль в фильме принесла ей известность, она становится звездой альпинистского кино.

Успех и рекордный кассовый сбор «Святой горы» были ошеломительны. Вдохновленный Фанк пишет новый сценарий под заглавием «Большой прыжок». Это была комедия из жизни в горах, почти бурлеск.

Перед тем как дать ответ Фанку, соглашусь ли я играть в его новом фильме главную женскую роль, мне было необходимо теперь окончательно и очень быстро сделать выбор: танец или кино. Одно из самых трудных решений, какое мне когда-либо приходилось принимать. Я выбрала кино и подписала договор.
А что танец? Несчастный случай и длительный перерыв все-таки отбросили меня очень далеко, и в свои двадцать четыре я считала себя уже слишком старой, чтобы наверстать два потерянных года. Это соображение сыграло решающую роль.


В 1927 году начались съёмки фильма «Большой прыжок».Спортивные достижения Лени в этом фильме проявились особенно отчётливо.

Исполнитель главной роли, он же оператор картины, Ганс Шнеебергер лично снимал горные эпизоды с участием Лени Рифеншталь. Его камера влюбленно запечатлевала очаровательную молодую женщину, которая босиком карабкалась на высокие доломитовые скалы.
 
Я продвигалась вперед все успешнее. Мы оба поднимались медленно, но непрерывно. На узком карнизе сделали передышку. Тут я в первый раз попыталась заглянуть в глубину — голова у меня не закружилась. Затем мы отправились дальше, легко переправляясь через небольшие вертикальные расщелины. Довольно скоро мы уже оказались наверху, и я была счастлива. Восхитительное чувство! Такая свобода, такие дали и так близко к облакам!
 
Сюжет картины. Робкий молодой берлинец Мишель по совету врача вместе со своим камердинером Паулем отправляется в Тирольские Альпы для занятий спортом и, так сказать, развеяться.

Там в борьбе за руку и сердце прекрасной пастушки Гиты он вступает в противоборство с истинным «сыном гор» Тони. В общем, Мишель одержит убедительную победу и получит в награду всё, и пастушку и козочку Пиппу.

Премьера «Большого прыжка», как и предыдущего фильма, состоялась 20 декабря 1927 года, во Дворце УФА берлинского зоопарка. Картина имела поразительный успех.

Сделав себе имя в качестве специалиста по альпинистским фильмам, Лени Рифеншталь хочет попробовать себя и в других жанрах кинематографа, в том числе в написании киносценариев.
После посещения Олимпийских игр в Санкт-Морице 1928 году она напишет свою первую статью в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». Рифеншталь начинает регулярно публиковать репортажи со съёмочных площадок фильмов, в которых снимается.
 
Доктор Фанк сообщил мне, что работает над новым киносценарием — драма в горах, в основу которой положен подлинный случай, опубликованный в какой-то газетной заметке. Он писал дни и ночи напролет.
Продюсер нового фильма, Гарри Зокаль, предложил только десять процентов суммы, которую я до сих пор получала. Он знал, что нет никого, кто бы сыграл в опасных сценах без дублера — умел и спускаться с гор на лыжах, и карабкаться на скалы. Я с возмущением отвергла предложение Зокаля.

 
Самого лучшего и заметного «горного» фильма с участием Лени могло и не быть, если б не знакомство с Георгом Пабстом, режиссером, которого она очень уважала. Фильмы его она смотрела по нескольку раз.

Я очень хотела сыграть в его фильме. Тут-то мне в голову пришла сумасшедшая идея. Попытаться уговорить Зокаля и Фанка предоставить Пабсту возможность в новом фильме Фанка режиссировать игровые сцены, а Фанк ставил бы натурные и спортивные. Получилась бы сказочная комбинация. В пейзажных кадрах Фанку не было равных, а вот артистам он не уделял должного внимания.

Продюсер согласился взять Пабста вторым режиссером и повысить гонорар Рифеншталь до четырех тысяч марок. Так начался ад съемок фильма «Белый ад Питц-Палю» (1929).
 
Начало съемок проходило в Энгадине при тридцатиградусном морозе. Из-за жуткого мороза актерам приходилось часами сидеть, закопавшись в снег. Сильный ветер бросал в лицо льдинки-кристаллы, царапавшие лицо.

Хижина Дьяволецца, в которой поначалу жили актеры, выглядела неухоженной, и труппа перенесла постоянный лагерь в «Бернинахойзер». Оттуда им почти ежедневно приходилось проделывать до места съемок многочасовой путь среди ледовых глыб и отвесных скал Питц-Палю. Канатной дороги тогда еще не существовало.
 
Съемки у Питц-Палю производились в таких суровых условиях, что я до сих пор с ужасом вспоминаю об этом. Вот, например, в сценарии написано, что меня должны тянуть вверх по отвесной стене и в это время обрушиваются лавины. Я очень боялась этой съемки. Фанк отыскал на леднике Мортерач скалу высотой в двадцать метров. Целых три дня наверху, на краю ледяной глыбы слой за слоем укладывали снег. Я наблюдала за этими операциями с большим страхом. Фанка я уже знала хорошо и понимала, что для него ничего не стоит поставить актеров в опасные ситуации, лишь бы получить выигрышные кадры.
 
Съемки проходили в очень трудных условиях, большинство трюков проходили без страховки. Бывало, что сильный буран держал сьемочную труппу в плену в течение восьми дней. Выйти из хижины не представлялось возможным. Под конец съемок все жаждали весны. За пять месяцев в горах актеры ни разу не выбирались изо льдов.

Сюжет этого фильма. Мария и её жених Ганс, проводя медовый месяц в швейцарских Альпах планируют подняться на Питц Палю (Pitz Palu), горную вершину в швейцарских Альпах, в кантоне Граубюнден.

Далее пересказывать не буду, лучше посмотрите картину сами. Она того стоит.
В результате фильм, после премьеры 15 ноября 1929 года, снискал оглушительный национальный и международный успех. Этот фильм стал одним из последних великих немых фильмов.

 
 
В блоге использованы отрывки из воспоминаний Лени Рифеншталь.
Фото: архивы Рифеншталь
.
+17
  • 120
  • 38
  • 19
0  
jul    23 Сентября 2013 (13:09)   #

Лени Рифеншталь (1902-2003)

100  лет прожила? Вот секрет долголетия, творческая необузданность!
Кстати, а  после войны как она себя ощущала, все таки любимица нацистов вроде как была?
0  
Валерий Палыч    2 Октября 2013 (15:42)   #
Херово она себя ощущала - травили её все кому не лень.
Пришлось до самой смерти кривить душой и оправдываться.
Оно и по мемуарам её видно. 
Как и то , что врать баба ни хрена не умеет и не любит.
  • 9
  • 4
0  
SASН    23 Сентября 2013 (14:56)   #

Насчет секрета её долголетия - хз. Может то, что она в последние свои 30 лет увлеклась подводным плаванием с аквалангом. И к этому еще горные лыжи, скалолазание, альпинизм, путешествия - вообщем пример экстремального образа жизни налицо.

 

Неважно она себя ощущала в послевоенное время, штамп общественного мнения был трудносмываемым. Во время многочисленных судебных процессов её обвиняли в связи с нацистами и пропаганде, но вина её была не доказана.
Вины за собой она не признавала и каяться ей было не в чем. Она не состояла в нацисткой партии, не учавствовала в геноциде, не брала в руки оружие и никого не карала. Считала, что нельзя обвинять кинематографиста за то, что она жила в это время в этой стране и снимала на пленку происходящее. Во времена фашизма она была кинодокументалистом. 
  

0  
Валерий Палыч    2 Октября 2013 (15:44)   #
Не в чем, но заставили- "иначе не дадим снимать". 
И это самое омерзительное.
  • 10
  • 3
  • 1
0  
Черепах    23 Сентября 2013 (15:58)   #

Однозначный плюс, очень интересно! Легендарная фройляйн. Жду продолжения, где, надеюсь, будет рассказано и про роль личности в истории и про влиянии истории на личности.

  • 9
  • 4
0  
SASН    23 Сентября 2013 (21:29)   #

Однозначный плюс, очень интересно! Легендарная фройляйн. Жду продолжения, где, надеюсь, будет рассказано и про роль личности в истории и про влиянии истории на личности.

 

Cпасибо за отзыв, маэстро.
По поводу роли личности в истории и обратно, думаю что это настолько глубокая тема, что не вместится в рамки этого очерка. Тем более что очерк, как я написал вначале, о небольшом периоде жизни фрау Ривеншталь.
Но то, что она как кинодокументалист, повлияла на историю и умы миллионов немцев, это однозначно. Эта уже другая страница истории.

  • 1
0  
alexaberry    26 Сентября 2013 (20:15)   #
неплохо! :)
0  
Валерий Палыч    2 Октября 2013 (16:13)   #
Прочитав рифенштальские мемуары, я одурел от её разнообразия ! Регулярно не тренируясь взять второе место на первенстве ШВЕЙЦАРИИ по горным лыжам- это полный звездец !
  • 9
  • 4
0  
SASН    2 Октября 2013 (16:51)   #

Херово она себя ощущала - травили её все кому не лень.
Пришлось до самой смерти кривить душой и оправдываться.
Оно и по мемуарам её видно. 
Как и то , что врать баба ни хрена не умеет и не любит.

 

Мало того, на родине в Дойчланд, её по-прежнему не любят и стараются дистанцироваться от упоминания о ней.
Всякие различные акции протеста когда то проводили типа «долой фашистскую эстетику!»

 

 

Не в чем, но заставили- "иначе не дадим снимать". 
И это самое омерзительное.

 

Вы правы, заставили и денег давало министерство пропаганды рейха.  Да у нас тоже самое происходило, примеров куча. Тогда надо было измазать в грязи всех, кто снимал фильмы при Сталине, о нем и всех кто в них снимался.

 

Честно говоря, мне бы не хотелось о политике, политика это грязное дело.

 

0  
Валерий Палыч    3 Октября 2013 (14:14)   #
По поводу "Рифеншталь не любят на Родине" есть анекдот.
По берлинской улице идёт человек с чемоданом и спрашивает у прохожего :
- Скажите, что вы думаете по поводу холокоста ?
-Это наш стыд, который мы должны искупать...
-Спасибо ! Вы совершенно правы !
Спрашивает следующего.
-Это наша вечная вина, которую мы должны....
-Спасибо! Так и есть....
Подходит ещё к одному :
-"Как....?"
-"Мало мы их перевешали!"
-"Наконец-то я встретил честного человека....  Вы не могли бы посторожить мой чемодан пока я отлучусь по минутному делу ?"
  • 9
  • 4
0  
SASН    3 Октября 2013 (16:31)   #

Только не рассказывайте этот анекдот в городе цветущих акаций у чёрного моря или на земле обетованной, если будете там.