С этого разговора, у озера Карерзее юго-восточнее города Боцен (итал. Больцано) что в Доломитовых Альпах, с исполнителем главной роли фильма «Гора судьбы» началась кинематографическая судьба одной из самых загадочных женщин XX века. О ней и о работах, где она снималась в «горных» фильмах, и повествует этот очерк.
А теперь молодая красивая девушка стоит в зале после просмотра фильма в гостинице «Карерзее» и разговаривает с Луисом Тренкером, о таком везении можно было только мечтать.
Возвратившись в Берлин, она напишет ему письмо с просьбой передать её фотографии и вырезки из газет режиссёру фильма. Но ответ так и не пришел. Её друзья все же сумели устроить встречу с создателем картины, с Berg-Meister-ом Фанком. |
Арнольд Фанк (1890-1975) — немецкий кинорежиссер и продюсер, в прошлом геолог и альпинист, создатель жанра альпинистского или горного фильма.
|
В солнечный осенний день я вошла в кондитерскую «Румпельмайер» на Курфюрстендамм. Там я должна была встретиться с режиссером. Об опознавательном знаке мы не договаривались. Я несколько раз оглядела помещение, и мне показалось, что узнала доктора Фанка. За круглым столом сидел мужчина средних лет и помешивал ложечкой в чашке.
— Извините, вы доктор Фанк? — спросила я.
Он встал и в свою очередь поинтересовался:
Лени Рифеншталь (1902-2003) — немецкий кинорежиссёр, актриса, фотограф и танцовщица и т. д., полное имя — Хелена Берта Амалия Рифеншталь. |
В детстве Лени Рифеншталь была одаренной девочкой и её отдали в русскую балетную школу. В танцах она добилась первых больших успехов. В двадцать один год выступала с сольной программой, гастролировала по городам западной Европы. Но полученная травма колена не позволила ей танцевать дальше.
После знакомства с Фанком внутреннее предчувствие ей говорило, что вскоре должно произойти нечто судьбоносное.
Острые боли в колене заставили её лечь в клинику. В то время как Рифеншталь готовится к операции над мениском, Арнольд Фанк пишет для неё сценарий к своему новому фильму.
Пришедший в клинику Фанк передал её рукопись, где на первой странице она прочла: «„Святая гора“. Написано специально для танцовщицы Лени Рифеншталь».
После выздоровления начинаются съёмки фильма «Святая гора» (1926 г.), проходившие в Швейцарии, Австрии и в Доломитовых Альпах. Для съёмок Рифеншталь учится кататься на лыжах.
Премьера состоялась 14 декабря 1926 года во Дворце УФА в Берлине. В кинотеатрах Парижа и Лондона фильм шел больше года. В 1932 году на фестивале в Венеции отмечен золотой медалью.
Лени также увлекается кинопроизводством, знакомится с работой кинооператора. Между съёмками вновь начинает танцевать и выступать на сцене. Роль в фильме принесла ей известность, она становится звездой альпинистского кино.
Успех и рекордный кассовый сбор «Святой горы» были ошеломительны. Вдохновленный Фанк пишет новый сценарий под заглавием «Большой прыжок». Это была комедия из жизни в горах, почти бурлеск.
Перед тем как дать ответ Фанку, соглашусь ли я играть в его новом фильме главную женскую роль, мне было необходимо теперь окончательно и очень быстро сделать выбор: танец или кино. Одно из самых трудных решений, какое мне когда-либо приходилось принимать. Я выбрала кино и подписала договор.
А что танец? Несчастный случай и длительный перерыв все-таки отбросили меня очень далеко, и в свои двадцать четыре я считала себя уже слишком старой, чтобы наверстать два потерянных года. Это соображение сыграло решающую роль.
В 1927 году начались съёмки фильма «Большой прыжок».Спортивные достижения Лени в этом фильме проявились особенно отчётливо.
Исполнитель главной роли, он же оператор картины, Ганс Шнеебергер лично снимал горные эпизоды с участием Лени Рифеншталь. Его камера влюбленно запечатлевала очаровательную молодую женщину, которая босиком карабкалась на высокие доломитовые скалы.
Там в борьбе за руку и сердце прекрасной пастушки Гиты он вступает в противоборство с истинным «сыном гор» Тони. В общем, Мишель одержит убедительную победу и получит в награду всё, и пастушку и козочку Пиппу.
Премьера «Большого прыжка», как и предыдущего фильма, состоялась 20 декабря 1927 года, во Дворце УФА берлинского зоопарка. Картина имела поразительный успех.
Сделав себе имя в качестве специалиста по альпинистским фильмам, Лени Рифеншталь хочет попробовать себя и в других жанрах кинематографа, в том числе в написании киносценариев.
После посещения Олимпийских игр в Санкт-Морице 1928 году она напишет свою первую статью в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». Рифеншталь начинает регулярно публиковать репортажи со съёмочных площадок фильмов, в которых снимается.
Я очень хотела сыграть в его фильме. Тут-то мне в голову пришла сумасшедшая идея. Попытаться уговорить Зокаля и Фанка предоставить Пабсту возможность в новом фильме Фанка режиссировать игровые сцены, а Фанк ставил бы натурные и спортивные. Получилась бы сказочная комбинация. В пейзажных кадрах Фанку не было равных, а вот артистам он не уделял должного внимания.
Продюсер согласился взять Пабста вторым режиссером и повысить гонорар Рифеншталь до четырех тысяч марок. Так начался ад съемок фильма «Белый ад Питц-Палю» (1929).
Хижина Дьяволецца, в которой поначалу жили актеры, выглядела неухоженной, и труппа перенесла постоянный лагерь в «Бернинахойзер». Оттуда им почти ежедневно приходилось проделывать до места съемок многочасовой путь среди ледовых глыб и отвесных скал Питц-Палю. Канатной дороги тогда еще не существовало.
Сюжет этого фильма. Мария и её жених Ганс, проводя медовый месяц в швейцарских Альпах планируют подняться на Питц Палю (Pitz Palu), горную вершину в швейцарских Альпах, в кантоне Граубюнден.
Далее пересказывать не буду, лучше посмотрите картину сами. Она того стоит.
В результате фильм, после премьеры 15 ноября 1929 года, снискал оглушительный национальный и международный успех. Этот фильм стал одним из последних великих немых фильмов.
Фото: архивы Рифеншталь.
Кстати, а после войны как она себя ощущала, все таки любимица нацистов вроде как была?