Ростехнадзор не вправе выдать разрешение на ввод в эксплуатацию новой подвесной пассажирской канатной дороги на северном склоне горы Красной и не выдаст его — в противном случае он бы нарушил закон. Об этом на встрече с представителями общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» сообщил руководитель сахалинского управления Ростехнадзора Сергей Истомин.
Канатная дорога на северном склоне горы Красной длиной 2,5 километра была построена в январе 2018 года и предназначалась для обслуживания целого комплекса новых горнолыжных трасс, спускающихся с вершины горы в долину реки Еланьки, известную как Долина туристов. А уже в феврале проверка Ростехнадзора выявила несколько десятков грубейших нарушений, допущенных при строительстве этого особо опасного, технически сложного объекта. С тех пор руководство СТК «Горный воздух» (Mountain Air) неоднократно заявляло, что все нарушения устраняются и канатная дорога вот-вот заработает, но теперь выяснилось, что это совсем не так.
«Мы осуществляем те функции, которые прописаны в законе, — сообщил Сергей Истомин. — Фактически сейчас такая ситуация, и она рассматривалась при губернаторе, что мы вынуждены отказать в выдаче разрешения, и на нас заказчик — СТК «Горный воздух» — будет подавать в суд жалобу о том, что наши действия незаконны. И мы будем разбираться с ними в суде». В своей позиции Сергей Истомин уверен — ведь еще в августе 2018 года Ростехнадзор доказал в арбитражном суде, что строительный контроль в ходе возведения канатной дороги не осуществлялся. Кроме того, при строительстве не велись ни государственный строительный надзор, ни геотехнический мониторинг. И что особенно важно — все эти нарушения, как и ряд других, являются неустранимыми, а значит законно признать этот опасный объект пригодным к эксплуатации просто невозможно.
Сергей Истомин также подтвердил, что Государственную экспертизу проект канатной дороги прошел задним числом, когда ее стройка уже шла полным ходом, а разрешение на строительство получил только в декабре 2017 года, когда все несущие конструкции уже давно стояли. «Порядок нарушен, мы его не надзирали в период строительства, и подписываться под объектом, который неизвестно как строился, непонятно кто за ним осуществлял строительный контроль, со стороны Ростехнадзора никто не будет», — заявил руководитель сахалинского Ростехнадзора.
По его словам, теперь в отношении канатной дороги на северном склоне горы Красной должна вступать в действие статья 222 Гражданского кодекса РФ — все, что построено без разрешения, должно быть признано судом самовольной постройкой и подлежит сносу. По закону застройщик незаконно построенного сооружения — ООО «Доппельмайр Раша» — должен за свой счет разработать проект сноса самовольной постройки, получить все необходимые согласования, снести канатную дорогу и рекультивировать занятый земельный участок.
С июня 2017 года (начало строительства канатной дороги на горе Красной) «Эковахта Сахалина» многократно обращалась в различные надзорные и правоохранительные органы о том, что стройка ведется незаконно, но своевременно на это ни один орган не отреагировал.
Опрошенные «Эковахтой» эксперты по опасным экзогенным процессам утверждают, что весь северный склон горы Красной сильно обводнен и там имеются многочисленные выходы грунтовых вод на поверхность. Это создает высокую опасность оползней и предъявляет очень высокие требования к проектированию, строительству, контролю и конечно создает высокие риски при их несоблюдении.
Эксперты указывают и на острый дефицит снега в верхней части горнолыжного комплекса на горе Красной — еще одно препятствие для его эффективной работы. Двухлетние наблюдения за уже построенными здесь трассами показывают, что в верхней их четверти большую часть выпавшего снега выдувает ветрами, и даже в многоснежную зиму 2017-2018 годов здесь весь сезон торчала голая земля, слегка присыпанная снегом. Масштабная вырубка леса для трасс и канатного подъемника значительно усилила этот негативный эффект.
Интересно, что руководство СТК «Горный воздух» ранее уже столкнулось с этой проблемой на Северном склоне горы Большевик. Когда там стоял лес, снеговой покров под его пологом даже в начале июня достигал 70 см, но после вырубки огромных просек под две горнолыжные трассы снег на них удерживается значительно хуже. Поэтому трассы "Северная-1" и "Северная-2", построенные как раз по направлению преобладающих зимой северных ветров, даже в многоснежный сезон остаются невостребованными — кататься по торчащей из-под снега земле никому не нравится. Не случайно здесь не проводят ни тренировок, ни соревнований, обычные туристы здесь редкие гости, а шикарный подъемник, построенный за 1 миллиард рублей сахалинского бюджета, крутится почти пустой даже в пик посещаемости «Горного воздуха». Та же ошибка повторяется на северном склоне горы Красной, а уже объявлено о строительстве нового комплекса трасс на северном склоне горы Острой, сообщает «Эковахта Сахалина».
По данным Sakh.com, в стройку на Красной вложили несколько миллиардов рублей.
Источник: sakhalin.info