Некоторые учебные склоны оборудованы самыми простыми подъёмниками – бегущий на уровне пояса трос, на котором закреплены перекладины. Подходите к тросу, цепко сжимаете его рукой и, уже начав движение вверх по склону, сползаете по тросу до перекладины, одновременно заводя её к пояснице. Не получилось? Ну и фиг с ним. Просто хватайте проплывающую мимо вас перекладину и ехзжайте до верха, вцепившись в неё. Звучит страшновато, на самом деле пользовать просто. А наверху просто оттолкнитесь в сторону.
Наиболее распространены так называемые буксировочные подъёмники с «тарелками» или «швабрами» – и то, и другое название соответствует внешнему виду того, что вас нежно возьмет за ж… и вознесёт к небесам.
Буксировочный подъёмник представляет из себя непрерывно движущийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки (одноместный подъёмник) или поперечные перекладины (двухместный). Начнём с тарелок. Шесты могут двигаться непрерывно вместе с тросом, а могут скапливаться внизу, дожидаясь, когда лыжник за них ухватится. В любом случае, ваша задача – поймать проезжающую мимо тарелку, оседлать шест, то есть – просунуть тарелку между ног, и ехать на буксире на вершину склона.
Как это делается: возьмите обе палки в одну руку. Дождитесь момента, когда можно будет взять буксир. Вы это или сами увидите, или загорится зеленый свет. Возьмитесь за шест свободной рукой. Если у подъёмника шесты скапливаются внизу, и нужно нажать переключатель, чтобы начать движение, найдите переключатель (в России не водятся, в Альпах – сколько угодно).
Просуньте шест между ног и убедитесь, что ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно широко. Приготовьтесь к тому, что вас потянет буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку!
Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать вас. Ещё раз: не пытайтесь сесть на тарелку! Не отвлекайтесь – у начинающих это обычно оканчивается падением и позорным выкарабкиванием в сторону от подъёмника. Деньги за подъём уплачены, но до верха вы не доехали – сами виноваты. Если всё же упали – быстро отползайте, освободите дорогу: сзади непрерывно будут подъезжать такие же, как вы, и деваться им некуда: если замешкаетесь, переедут.
Как только достигнете таблички, предупреждающей о сходе с подъёмника, вытяните шест, который находится у вас между ног, с помощью свободной руки. Убедитесь, что шест никого не заденет, и отпустите его. И сразу уходите от подъёмника! Снова: сзади непрерывно будут подъезжать такие же, как вы, и деваться им некуда: если замешкаетесь, затопчут.
Подъемники Т-типа (по-импортному они называются T-bar, по нашему – «швабры»). Как следует из названия, этот подъёмник выглядит как большая перевёрнутая швабра, прикреплённая к тросу за ножку. Жертвы выстраиваются в линию по двое, когда Т-образная перекладина подъезжает, нужно успеть ухватить её, пропуская ножку Т между лыжниками, а перекладину разместить у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъём. Опять: не пытайтесь сесть на перекладину! Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте шесту буксировать вас.
Когда будете подъезжать к месту высадки – решите, кто из вас придержит перекладину, пока другой сойдет с подъёмника: это удобнее сделать тому, кто находится на дальней от поворотного столба стороне швабры. И опять: после высадки немедленно уходите в сторону.
Кресельные подъёмники обеспечивают цивилизованный способ подъёма на гору, предоставляя возможность несколько минут отдохнуть и полюбоваться пейзажем. Кресла – старенькие двух-, более свежие трёх-, четырёх- шести- и даже восьмиместные, закреплены на тросе, безостановочно двигающемся вверх по склону. Очень комфортабельные, скоростные, они стремительно двигаются на подъёме, некоторые из них замедляются для посадки и высадки лыжников. У наиболее продвинутых к месту посадки вас доставляет движущийся коврик. Просто встаньте и ждите подъезжающее кресло.
Садимся: возьмите палки в одну руку. Встаньте так, чтобы приближающееся сиденье было точно у вас за спиной и вы не мешали соседям. Некоторые проскальзывают немного вперёд, чтобы первый удар сиденья приняли на себя оставшиеся компаньоны. Садитесь, как только сиденье вас коснётся. Если удалось избежать удара палками в лицо соседу – сели идеально.
Опустите страхующую перекладину, как только сиденье отъедет от площадки. Постарайтесь ничего не уронить, а если всё же что-то упало, запомните номер следующей опоры, чтобы потом сориентироваться.
Когда увидите, что подъезжаете, откройте страховочную перекладину. Если у вас есть рюкзак, проверьте, не зацепился ли он за что-нибудь. Рюкзак, кстати, лучше при подъёме на кресельном подъёмнике держать в руках – если не боитесь отвлечься и выронить его в самом неподходящем месте. Поднимите носки лыж, чтобы не зацепиться за приближающуюся поверхность снега. Как только лыжи коснутся снега, вставайте и свободной рукой оттолкнитесь вперёд, а иногда вперёд - в сторону от сиденья. Быстро откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем по голове или по спине.
При подготовке этой заметки использована глава из книги Complete Skier в переводе Андрея Сафронова.
Собственно, о подъёмниках более или менее всё.
Надеюсь, вы уже прочитали и другие заметки автора для начинающих:
Много букв про первые шаги на горных лыжах - на склоне без инструктора
На склоне без инструктора – первый подъем и прямой спуск на горных лыжах
Насколько сложно и дорого стать горнолыжником?
Начинающим: встаем на лыжи - что, где и как
Ликбез для начинающих: коротенько о «правильной» одежде горнолыжника
Самый главный элемент снаряжения. Поэтому – не торопитесь покупать ботинки
На горных лыжах в первый раз: лыжи, палки, маска…
Инструктор или самостоятельное обучение?
Продолжаем разговор о самостоятельном обучении, полезных советах и вообще о том, как научиться кататься на лыжах. Перед выходом на склон – с чего начать?
Непростые «просто носки»
«Карвинг», «чих-пых» и другие «техники спусков» для начинающих горнолыжников
На всякий случай (вдруг кто не знает): george – Георгий Дубенецкий
Но ещё круче оказалась "швабра" на второй очереди 25-го. Мало того, что стартовать приходится не с ровной поверхности, а с уклона, дык трос при этом свистит в районе головы, и перед тем, как ухватить швабру нужно отклониться, чтобы не убило "будильником", в который смотан трос швабры, а потом вернуться на место и успеть ухватить пролетающую швабру.
Как-то с нами в поезде ехал человек, который вовремя отклониться не успел, и этот самый "будильник" прилетел ему в голову. Товарищ получил серъёзную ЧМТ, несмотря на наличие шлема, и с тех пор на 25-й не ездил, катал на городе и Вудике.