Наверняка, большая часть людей, читающая подобные статьи, уже в курсе, что такое инструктор по горным лыжам, и с чем его едят. Многие в курсе про существование курсов инструкторов, про уровни и квалификации, как российские, так и зарубежные. Про это сказано и написано уже достаточное количество статей. Эта же статья будет написана мною, как одной из тех, и, насколько я знаю, первой в России (правда директор Академии сказал, была еще русская девушка, живущая в Австрии, но история умалчивает кто), кто закончил курс обучения в Австрийской школе инструкторов, достигнув высшей её ступени – Национальный Инструктор Австрии.
Коротко о системе обучения инструкторов.
Каждый инструктор, желающий официально работать на горнолыжном курорте, обязан закончить курсы, представляющие собой несколько уровней. В России это уровни С, В и А + Альпин курс от международной организации НЛИ. В Австрии же эти уровни называются: Анвертер (Anwärter), Ландеслерер (Landeslehrer):две части + Альпин курс, и Национальный Инструктор – Штатлих (Staatliche schilehrer), приравнивающийся к целому проф.образованию (Диплом Инструктора). По австрийским меркам российская категория А приравнивается к австрийскому Ландеслерер. После российских курсов также есть возможность получить международную карту ISIA, сдав нормативы гигант-слалома. В Австрии экзамен по гиганту, называемый Евро-тестом и имеющим, по мнению некоторых, чуть более строгие лимиты прохождения, является обязательным критерием для получения Национального Инструктора.
Мой путь начинался изначально со сноуборда, с работы в клубе им. Л. Тягачева и с получения категории В по сноуборду от НЛИ. Затем, увидев, что сноуборд всё больше и больше теряет популярность и нормально работать можно, только овладев лыжами, в 2010 году я решилась на лыжи. Поскольку я учила немецкий в институте, сразу же пришла идея пройти весь путь обучения в Австрии, и в дальнейшем попробовать там и работать. На свой Анвертер я приехала на лыжах друга, с мамиными палками и в папиных ботинках :) Но мои навыки сноуборда помогли мне достаточно быстро понять, что к чему, и Анвертер, конечно же, не без трудностей, но был закончен позитивно!
Затем я стала работать на австрийском курорте Шладминг, и мне посчастливилось встретить отличнейшего тренера инструкторов, кто раз в неделю выбивал из нас дурь на ночной каталке. Именно он довел меня до уровня Ландеслерер. Я тренировалась очень много, все говорили – талант, но талант без упорных тренировок никак не работает.
Постепенно, каждый год я получала следующий уровень. Сначала Ландес-1, потом Ландес-2, потом прошла Альпин курс. Тогда уровень Штатлиха казался чем-то недостижимым, только «боги лыж» могли его достигнуть, казалось мне… ведь там нужно катать гигант на диком уровне, а я никогда в жизни не тренировалась в трассе. В нашей школе было не много людей такого уровня, поэтому реальность такого достижения была для меня весьма туманной.
Чтобы пройти отбор на обучение на Штатлих, необходимо сдать вступительный экзамен, включающий в себя прохождение гигант-слалома на определенное время, один проезд, демонстрирующий школьную технику и два свободных проезда на технику катания. Этот экзамен отбирает только самых сильных кандидатов, сдает примерно треть пришедших (среднее количество участников экзамена около 150-180 человек каждый год, около 60 проходят дальше на обучение). Также для поступления на курс вы должны пройти Анвертера по сноуборду, а для второго семестра – Ландеса по сноуборду и курс введения в беговые лыжи, потому как данное образование подразумевает собой сильные знания во всех сопряженных зимних видах спорта.
Этот экзамен сдается в январе для поступления на курс следующего сезона. К нему я тоже много готовилась, и это было моим первым шагом на пути к цели.
Январь 2015 – мои вступительные экзамены
Дико нервничая из-за гиганта, я стояла на ледяной стене Марии-Альма, я даже никогда не видела ничего подобного… Синий лёд, треть трассы на диком крутяке, потом выезд на плоскач для остального участка. В то время меня тренировал мой молодой человек, австриец, который тоже когда то прошел весь этот путь. Без него я бы, наверное, не справилась… На гигант дают две попытки. Моя первая попытка была катастрофой… как будто бы вслепую, блэк-аут. Меня раскидывало по всей трассе, голова никак не могла управлять телом… Тогда я подумала – всё, я этого никогда не сделаю… Но, во второй попытке, собравшись всем чем можно… каким то образом получилось! С криком въехав в финиш, я вошла в лимит! В тот же день был и школьный проезд, а на следующий день свободное катание, где у меня отстегнулась лыжа, но комиссия всё равно засчитала, потому что на этом курсе на всех экзаменах нам говорили: «Даже если ты упадешь, но они увидят, что ты давала полный газ, и проезд вне падения был отличным, то тебе засчитают. Рви». Экзамен был пройден, с первого раза, что удаётся действительно далеко не всем. После моих 5 лет катания на лыжах никто не мог в это поверить, но самое сложное было впереди – сам курс на следующий сезон 2015-2016.
Обучение проходит в течение всего сезона с перерывами для работы в высокий сезон. В ноябре первая часть в Пицтале (12 дней), затем теория и физ. подготовка в Хинтермусе в Академии (10 дней), в декабре часть в Академии Ст. Кристоф (10 дней), там же затем еще один Альпин Курс в январе (7 дней). Второй семестр в марте и апреле там же (4 недели). В общем, все это идёт много, долго и напряжённо, с кучей экзаменов на протяжении всего курса, теория и практика, с начала ноября по конец апреля. Финальные экзамены в апреле, каталка и устная теория по биомеханике.
Конечно же, первые части в Пицтале и Хинтермусе были интересными, полными новых знакомств и вечеринок, ведь самые главные экзамены были еще далеко. Но уже тогда я понимала – все будет не так просто…
Я могу с уверенностью сказать, что я – хороший сноубордист. Я могу проехать по любому снегу и ландшафту, чувствуя себя комфортно. Но с лыжами история другая… Как бы хорошо я ни натренировала технику, за 5 лет тяжело накатать столько километров, чтобы уверенно чувствовать себя в любой ситуации. Каждый мой курс от Анвертера до Штатлиха сопровождался борьбой, работой над собой и попытками удержаться за лучшими, теми, кто вырос в горах и катался на лыжах со своих первых шагов – это было не просто как физически, так и, прежде всего, психологически.
Штатлих – это курс для лучших австрийских лыжников. Быть с ними наравне было тяжело. Да и я не была с ними наравне, я всегда чувствовала, что мне чего-то не хватает. Даже если внешне моя каталка выглядела неплохо, внутренние ощущения всегда были неуверенными. Первые экзамены по практике в декабре для прохождения на второй семестр я завалила… волновалась, ехала неспортивно, не уделяя должного внимания правильной технике. Но к этим экзаменам был шанс переэкзаменовки перед вторым семестром в марте. Я тренировалась каждый свой свободный день и час. За несколько дней до экзамена у меня на склоне сорвало спину, отвезли в больницу… Во вторник ещё ходя на костылях, в субботу под тучей обезболивающих и с дикой волей к победе я сдала эти экзамены и прошла дальше на второй семестр! Через неделю после этого был Евро-тест… Моя спина становилась лучше, но из-за неё я не смогла нормально потренироваться.
День Евро-теста
Этот экзамен стоит на пути очень многих, кто хочет получить Национального Инструктора. Многие ездят из года в год по разным странам, где проходит Евро-тест и никак не могут войти в норматив. Мне, как никогда не занимавшийся в спорт школах, естественно было очень сложно. Мой стартовый номер – номер 1. Первая попытка: еду первой – то же, что и на вступительном – блэк-аут, дикое волнение, не чувствую ног. Медленно, в лимит не вошла – мир снова рушится. Во второй попытке нас меняют местами – еду последней, после 100 человек… но, голова все-таки включилась – сейчас или никогда! На трассе два поворота на 90 градусов, помню себя как в слоу-моушене: рывок к следующей вешке, на внешнюю лыжу, последнюю вешку чуть ли не пропустила, финиш, время, прошла!!!!!!
Те, кто смотрел снизу, сказали, это был очень сильный проезд для меня – лучше я сделать просто не могла. Я сдала Евро-тест! Вечеринка была знатной :)))
Сдача Евро-теста очень сильно повысила мои шансы на сдачу всего курса – я знала, мне осталось все лишь подпрыгнуть еще раз и сорвать его, всего один единственный раз сделать все правильно и не дать моей голове снова уйти в блэк-аут на экзамене.
Апрель был долгий и насыщенный: экзамен по фристайлу, тренировки на слаломных лыжах, на шорт-карверах, много школы, много фрирайда, много теории, экзамен по обучению группы, теоретические экзамены, самотренировки… Мы с трудом успевали пройти всю программу. С погодой нам везло и не везло одновременно. Для многих одним из самых сложных проездов являются могулы. Но, зима была очень теплая, снега выпало немного, к апрелю почти все серьезные могулы сошли вместе с лавинами, и нам удавалось тренироваться только на небольших участках, которые были супер мягкие от солнца. С одной стороны – хорошо для нас, боящихся могула, с другой – мы ведь здесь именно для борьбы с этим страхом и для тренировок…
Экзамены
Время пролетело быстро, время пришло к экзаменам. Конец апреля. На нас идет циклон: снег, метели, погода решила повеселиться прямо в день экзаменов. Каждый день выпадало по 20-25см снега, который мгновенно превращался в тонны тяжелейшей массы в связи с высокими температурами. Кататься по такому было крайне сложно, а уж тем более показывать идеальную технику. В первый день экзаменов было почти ничего не видно. Мы планировали провести все свободные заезды: один заезд на смену ритма по трассе, один заезд во фрирайде и проезд по могулам. Целый день провели в ожиданиях и прикатывании, нас мотали по всему Санкт-Антону, пытаясь найти подходящее место хотя бы для какого-нибудь проезда. Естественно все устали, даже нервничать устали… В результате нам удалось провести один проезд по трассе на смену ритма, где у меня на всех ходах лыжа воткнулась в снег, и я улетела сальтом так, что все думали, я себе все сломаю сейчас. Но, такие падения для меня совсем не необычны, и как писалось выше – на этом проезде я дала полный газ и в результате даже с этим сальто мне его засчитали, все три элемента были хорошо продемонстрированы (длинные дуги, короткие дуги, после отстегнутой лыжи смену ритма пришлось делать, разогнавшись по прямой). Затем была неудачная попытка провести свободный заезд во фрирайде, нам дали один тренировочный, а на зачётном всё снова затянуло туманом, и приняли решение отменить дальнейшие экзамены в этот день.
Вечером были устные теоретические экзамены по английскому и биомеханике, и размышления по поводу следующих дней. Вариантов было два: либо попробовать провести все оставшиеся заезды в один день (их осталось 5: 2 вне трассы и 3 школьных), либо перенос на запасной день. Финальная вечеринка была назначена на следующий день, поэтому второй вариант, перенести какие-то заезды на запасной день, была крайне нежелательной.
На второй день экзаменов погода всё-таки решила дать нам шанс, и тучи разогнало. День начался со школьных заездов: проезд техникой крутого склона, карвинговые дуги и смена ритма. У многих сложности и страх несдачи появляются именно при школьных проездах. Но для меня именно эти три были не такой тяжёлой задачей, поэтому первая половина дня прошла достаточно спокойно, хотя, конечно же, волнения было много. Большей проблемой для меня были следующие проезды во фрирайде и могулы, там я волновалась не на шутку, однако, погода и состояние снега дали нам в этот день фору, и в итоге всё вышло не самым плохим образом.
Нам удалось провести все 5 заездов в один день! Что было, конечно же, дикой радостью для всех, ведь мы уже все с нетерпением ждали финальной вечеринки и окончания курса! Сразу после экзаменов народ пошёл в бар, наша группа переоделась в национальные австрийские костюмы и сделала ещё пару проездов, кто-то ездил совсем голый или в памперсах, в общем, пати началась :)
Но до самой финальной части, нам предстояло ещё пройти процедуру оглашения результатов и вручения нашивок с орлами тем, кто успешно закончил курс. Эта часть была очень волнительная, потому как тебя вызывают в большом зале перед всеми и говорят, прошёл или не прошёл, и очень хочется, стоя там, взять этого заветного орла… Из 75 человек, принимавших участие в финальной части обучения и экзаменах прошли 40. Эта цифра дала мне понервничать. Если честно, я не ожидала, что окажусь в их числе. Но вот… этот орёл у меня в руке! И я – Национальный Инструктор Австрии...
Пожалуй, сейчас я это больше осознаю, чем тогда, стоя перед всеми и пожимая руку всем тренерам и директорам :)
Я это сделала!… Немногие действительно могли сразу поверить тому, что за столь короткий срок можно такого достигнуть, но, они не видели, какая работа за этим стояла. И передо мной ещё долгий путь совершенствования. С первого дня обучения нам говорили, что этот курс и даже его успешное окончание не сделают из нас совершенных лыжников, этот курс – всего лишь начало нашего пути. Лишь только после Штатлиха ты действительно понимаешь, о чём всё это, в тебя вкладывают всё необходимое для дальнейшего развития, ты знаешь, куда и как двигаться дальше. И дальше ты сам. И я согласна с этим утверждением, и я ещё больше теперь понимаю свои сильные и слабые стороны, и как мне дальше совершенствоваться. И я горжусь скорее не тем, что я – хороший лыжник, а тем, что с каждой своей дугой я становлюсь лучше и лучше, что я могу быть примером фразы «невозможное возможно», и что я сделала то, что раньше считала доступным только для «богов» горных лыж.
В следующем году меня ждёт вступительный экзамен и обучение на горнолыжного гида, что поставит точку на моём горнолыжном образовании и откроет новые перспективы развития в рабочей сфере. Надеюсь, и эту ступень мне удастся отвоевать, пусть непосильным трудом и терпением.
И тем, кому интересно, могут всегда написать мне, отвечу на любые интересующие вас вопросы, посоветую, и просто поделюсь опытом.
Спасибо, что читали.
Maria Esyutina (Facebook)
Маха Есютина (Вконтакте)