Экстремальный поворот – это почти что мечта всех лыжников. Это символ и эстетическая модель «карвингового» поколения... но, не принимая во внимание крайности... вы когда-нибудь анализировали элементы, которые позволяют нам точно регулировать "правильную" дугу пропорционально необходимостям?
О наклоне лыжника как о полном действии можно говорить тысячами способов: думать о нем как о чем-то, что задается путем входа в поворот и прогрессивно развивается в соответствии с желаемой траекторией, или думать о нем как о чем-то, что получается само по себе как результат опрокидывания в фазе инверсии, или вообще не думать обо всем этом и только озаботиться тем, что входя в поворот желать выйти из него «выпрямляясь» и «держа» канты до тех пор пока не произойдёт опрокидывание и лыжи не освободятся для входа в последующий поворот.
Мы бы рискнули и до темноты кричать, каждый из нас претендуя определить проблему однозначным образом, вначале возможно не согласовав про лыжника, о котором мы говорим.
Глядя в лицо реальности мы можем поступить просто, говоря что есть те, у кого лучше «ощущение» управляемостью балансом в дуге, а у кого–то хуже, по природе и/или по опыту.
Есть те, у кого присутствует большая уверенность благодаря опыту, повторенному тысячи и тысячи раз; Есть те, кто благодаря особому личному таланту гораздо меньше думает или вообще не думает о наклоне в повороте и воспринимает это как должное, потому что это происходит спонтанно. Талант и опыт позволяют ему инстинктивно и заранее понять, что придется делать там впереди через пару метров... Его тело знает что делать, и его разум может быть так занят желанием выйти из поворота как можно скорее, что уже понимает как справиться с проблемами впоследствии. Например, те кто немного менее опытен и талантлив и у них меньше часов активной езды, должны хотя бы немного подумать о том, что если они не справляются инстинктивно, то конечно же должны поучиться сверх того. Безусловно, Валентино Росси делает движения немного более интуитивно чем я, когда прошлым летом желая по инстинкту повернуть на скутере, вылетел из поворота прямо перед патрулем карабинеров...
Тогда возникает вопрос: как мы, «обычные смертные» лыжники можем улучшить чувство баланса в повороте, чтобы в полной мере насладиться центробежной силой в «правильных» дугах, даже не слишком экстремальных, управляемых с хорошим владением ситуацией и достаточно непринуждённо.
Фото 1:...! Из архива Jam Session "историческая" фотография с фантастическим наклоном! Абсолютная естественность, элегантность и пластичность. Нет даже минимально форсированного действия... что и дает представление об абсолютной легкости...
Фото 2 и 3: интенсивные действия в свободном катании с сильным наклоном в конце быстрого и очень округлого поворота. При прохождении ворот готовность спрямить траекторию и убрать наклон.
Фото 4 и 5: Точный контроль по всей дуге поворота, плечи начинают искать выход, в то время как ступни-лодыжки-колени все еще контролируют закантовку, модулируя начало фазы транзита.
Фото 6 и 7: Сухие упражнения, дома мы можем попробовать чувство равновесия в сильном наклоне и противодействии силам. Чрезвычайно важно управлять стопами: если держать их плоско то невозможна закантовка, и вся конструкция «склаывается», нужно активировать наклон стоп под напряжением, чтобы почувствовать крепкие лодыжки в боковом ведении и чтобы понять действие котр- руления стоп по отношению к направлению дуги.
Если непосредственно на снегу это может быть нелегко, то в «сухих» упражнениях дома можно многое сделать, чтобы приобрести уверенное равновесие и противодействие боковым силам. Быть может просто опираясь и толкаясь одним боком о стену (плечи не должны опираться, но должны быть максимально свободны для разворота в следующий поворот к центру комнаты), очень важно представить себя в движении на лыжах, например, как в повороте направо на фото 5, со стопами, наклоненными для создания закантовки и прочной силовой линией от внешней стопы (той, которая удалена от стены) до внешнего бедра и упоре \всего таза к стене. Внутренняя стопа (ближайшая к стене) должна быть очень наклоненная, легкая и направленная в контр-разворот по отношению к направлению воображаемого поворота.
Попробуем выполнить максимально возможный наклон и продолжаем воображать себя в повороте. Помните: сильная внешняя стопа; плечи не упираются в стену и грудь обращена к центру комнаты; очень сильно наклонённая внутренняя стопа; обе стопы наклонены в закантовке и в направлении контрразворота относительно направления дуги. Получая уверенность при общем наклоне тела относительно элемента сопротивления, как это будет в случае с силами действующими в повороте.
Мы обращаем внимание на то, что наклон стоп и их направление не являются избыточно развёрнутыми, но всё же контр-развёрнутыми ( таким образом лыжи будут изгибаться определяя дугу и уходя вперёд в резаном скольжении, вместо того чтобы скрести плоско проскальзывая).
Чтобы добиться этого с помощью ступней, мы отмечаем тот тип усилий, которые необходимо приложить, чтобы сильно наклонить переднюю часть стопы. И мы также отмечаем боковое движение лодыжек, чтобы направить на пол косточки на щиколотках, которые находятся внутри поворота. Обращаем пристальное внимание на контрастное усилие «передняя часть стопы-лодыжки-пятки», потому что это усилие, приложенное внутри ботинок, вызовет сильное и позитивное напряжение мышц в контр вращательном направлении относительно направления поворота... и это приведёт на лыжах к фантастическому эффекту "закантовка-стабильность-резанное ведение".
Щиколотки обладают действительно замечательной возможностью по концентрации усилий. Постараемся осознать это, осознать важность этих усилий, которые являются основой прочности всей системы в общем! В то время как стопы наклоняются и контр разворачиваются, а лодыжки и пятки передают силу, позволяя задникам лыж резать, а не проскальзывать, вы можете заметить еще одну важную вещь: основание голеней вращается в направлении поворота, а в последствии и полностью голени по их продольной оси (лодыжка-колено).
Ну да - пока стопы контррулят, голени рулят; от напряжений, которые создаются между этими двумя противоположными действиями, и из компромисса между ними получается тонкое регулирование эффекта контакта со склоном и возможностями режущего действия. Вспомним: все происходит от контраста (разногласия) между движением передней части стопы и щиколотки-голени, с возможностью очень точной регулировки.
Дальнейшим важным источником оптимизации наклона являются колени, которые опускаясь в боковом направлении вовнутрь поворота, ( даже совсем незначительно) могут точно скорректировать наклон и контраст между голеностопным суставом и голенью, также влияя на оптимизацию. передне-заднего баланса.
Таким образом эксперементируем с тремя аспектами наклона лыжника в повороте:
1) Основной наклон для поддержания баланса, в целом сопротивляясь ожидаемым боковым силам;
2) сильная и прогрессивная работа при наклоне ступней, сопротивляясь боковым силам с контр разворотом и противопоставляя вращение лодыжек и голеней (от чего происходит тонкая регуляция мышечных напряжений, которые обеспечивают стабильность и резаное ведение);
3) возможное вмешательство работы коленей в оптимизации поворота: в наклоне, в переднее-заднем балансе и, я бы добавил, в модуляции нагрузок в фазе развития и выхода из поворота.
Осознавать эти аспекты, пробовать и перепробовать их снова «всухую», отождествляя себя в действии на снегу, может быть очень важным и конструктивным: для тех, кто еще должен обрести уверенный баланс в повороте и также для тех, кто уже имеет хороший уровень, но хочет поднять его и перейти на следующую ступеньку.
Попытка не повредит... она может лишь помочь нам понять, почувствовать, автоматизировать правильный способ быть в равновесии... Было бы лучше если у нас был бы пружинный матрац у стены напротив, от которого можно оттолкнуться в обратном направлении, тогда мы смогли бы имитировать наклон -сопротивление - возврат.
Динамическая ситуация, что очень похожа на реальность в трассе.
Валерио Малфатто.