Лица биатлонисток перед стартом - потрясающий пасьянс человеческих чувств, надежд и страстей. Ответственность делает с людьми удивительные вещи. На всеобщем обозрении остается только физическая оболочка. Все остальное максимально свернуто и запрятано внутрь.
Глаз не видно за очками, но даже если бы было видно, вряд ли в них можно было бы что-то прочитать. Взгляд обращен только в себя, руки совершают какие-то движения. Принято считать, что это разминка, на самом деле - способ не окаменеть в ожидании проклятого старта, не закоксоваться морально, не сломать баланс между боязнью дистанции, каторжной работы и чувством долга перед собой, перед командой, перед страной.
Богалий наклоняется и рассекает руками воздух столь интенсивно, словно участвует в занятии по аэробике. Ишмуратова превращается в сурового бойца-красноармейца, совершая пробежку по крохотному - два на два - снежному пятачку. Зайцева без конца перекладывает палки, расстегивает и застегивает молнии на одежде и чехлах, делает что-то с экипировкой. Ахатова самая скупая на движения, поскольку ей стартовать последней. На ее лице появляется и застывает немного скептическое выражение светской львицы, уставшей от жизни.
Во всех четырех случаях это не маски, а всего лишь то, что осталось снаружи после ухода спортсменок в свой внутренний мир. А из-за оградки в пятидесяти метрах, где уже скопилось 20 - 30 самых первых российских болельщиков, - крики, абсолютно не достигающие сознания тех, кому они адресованы: "Девчонки, Россия с вами!"
БОГАЛИЙ-ТИТОВЕЦ
Думаю, она и сама себя опасалась. Ей доверили бежать здесь, в Сан-Сикарио, индивидуальную гонку - и Анна финишировала 36-й. Отошла, показалось, только к эстафете. Накануне по крайней мере улыбалась, острила своим непередаваемым говорком и выглядела при этом очень ответственно. Именно за эту смесь непосредственности, молодости, озорства и здоровья на открытом русском лице ее называют Анной Ивановной. И шуткой-то это не назовешь по большому счету. Но по содержанию попадание здесь - в самую десятку.
Первая стрельба - чисто! Погода идеальная, ветер затих, Аня кладет все пять патронов в цель и напористо уходит на второй круг. Главный тренер сборной России Валерий Польховский, еще спокойный внешне, тут же распоряжается в рацию:
- Пусть не дергается, не убегает. Пусть за ней идет расчетливо.
"За ней" - это за болгаркой Ивановой, лидером после первой стрельбы. И очень хорошо, что лидер - Иванова, а не Мартина Глагов из Германии, двукратная серебряная медалистка Турина. Глагов маленькая, верткая и очень опасная. Была до вчерашнего дня. Промах на первом рубеже, усталость от предыдущих соревнований, хорошо заметная на лыжне, особенно нравятся нашему российскому уголку на тренерской бирже. Говорить друг другу что-либо все еще опасаются, просто переглядываются довольно робко и двусмысленно. Ну что, на самом деле может быть приятнее вялой Глагов на первом этапе эстафеты, черт подери!
А затем Богалий вдруг перестает слушаться Польховского и тренеров на трассе, нарушая субординацию. Она обходит Иванову!
Спрашиваю у нашего прославленного биатлониста и тренера Виктора Маматова. правильно ли Анна сделала, что вышла вперед.
- Если чувствует в себе силы, надеется, что ускорение не скажется на стрельбе, - значит, правильно. Решение здесь принимает только спортсменка, исходя из своего самочувствия. Она же и отвечает за результат.
Вторая стрельба Богалий - один промах, уверенно отыгранный первым же дополнительным патроном. Тут же по рации звучит любимое слово российских тренеров на третьем круге: "Гнать!" Маневр Богалий оправдался! Хватило у нее и дыхания, и выдержки на стрельбу. Глагов, загнанная темпом Анны Ивановны, мажет еще два раза и отстает ходом. К смене этапа Россия выигрывает у Болгарии 11 секунд, у Германии - 12. Если учесть, что тренеры ставили перед Богалий задачу не проиграть немке больше 15 секунд, то результат новосибирской гонщицы следует признать потрясающим!
Анна БОГАЛИЙ-ТИТОВЕЦ, олимпийская, чемпионка:
- Польховский всегда говорит хуже, чем думает. Конечно, он верил в меня. И я сегодня чувствовала в себе только одно - собранность. Она и помогла в первую очередь. А еще - несколько безумных кругов и шальная стрельба на последней тренировке. И конкуренция с Наташей Гусевой, конечно же, тоже. Сначала никак не могла понять, почему я на спуске болгарку не догоняю. Потом взяла в толк: лыжи раскатываются! Ну а как раскатились... Спасибо нашим смазчикам за такую работу. Выпотрошена вся. Macс-старт не хочу бежать, если честно. Просто не соберусь на него. Думаю, девчонки и без меня справятся.
ИШМУРАТОВА
Света - человек часто в себе сомневающийся. Не забуду, как жалобно она говорила, уже финишировав в индивидуальной гонке: "Оля Пылева догонит, как пить дать!" Ей возражали: "У нее 40 секунд отставания перед последним кругом! Ты чемпионка, Света!" Но Света не верила. "Меня столько раз догоняли, вы себе не представляете..."
Вчера Ишмуратова начала свой этап медленно. Корни этой неспешности - все в той же ишмуратовской мнительности. А вдруг загоню себя, раньше времени, вдруг не хватит сил? Польховский тут же вспоминает историю про то, как на предолимпийской неделе в Сан-Сикарио год назад она проиграла ходом на своем втором этапе перед первой стрельбой 26 секунд! Однако не только вернула их назад после огневых рубежей, а и "привезла" соперницам почти две минуты к передаче этапа!
И начала стрелять Света очень для себя характерно. Уже не первую гонку здесь мажет она начальным выстрелом, словно наполняя сердце злостью на саму себя: "Что делаешь! Ну-ка перестань!" Четыре следующие пули ложатся туда, куда нужно. Ишмуратова уходит лидером, а немка Андреа Хенкель дважды мажет и увеличивает свое отставание.
Если Павла Ростовцева называют стержнем российской эстафеты, то про Ишмуратову вчера довелось услышать: "Хребет". Только раз, на этапе Кубка мира в Оберстдорфе в сильнейший туман она неприлично завалила стрельбу. Во всех остальных гонках, удачных и не очень для нашей команды, свой этап Светлана проходила, как курьерский поезд, везущий елочные игрушки: по расписанию и предельно аккуратно. Уже не первый сезон в биатлонных кругах в ходу словцо "Светобоязнь". Применительно к немкам.
Хенкель дважды мажет на первом рубеже, не приближаясь и не отставая от Ишмуратовой ходом. И в этот момент начинаешь понимать, что имели в виду бывалые люди, когда говорили: гонщица из Златоуста потому и нужна на втором, а не на последнем этапе, что она одним своим видом, своей поразительной уверенностью на рубежах (которая является следствием ее мнительности, между прочим) "ломает" таких спортсменок, как хрупкая, воздушная Хенкель. И создает задел.
После чистой второй стрельбы Ишмуратова пошла по лыжне, как тот самый красноармеец, которого она напоминала на разминке. С одним уточнением: на третьем круге этот красноармеец еще и пересел на танк. Тренеры в какой-то момент даже забыли о рациях, бросая в воздух, как болельщики, для самих себя: "Бороться, Света!" 32 секунды преимущества к смене этапа - вот вклад во вчерашнюю феерию Ишмуратовой и Богалий.
Светлана ИШМУРАТОВА, двукратная олимпийская чемпионка:
- Меня долго психологически настраивали: в эстафете есть все шансы, надо собраться, надо взять это золото! Поэтому все мы шли только на первый результат. Macс-старт? Да, побегу, потому что силы есть.
- Можно ли и в последней гонке нам надеяться на какую-то медаль?
- Надеяться можно, конечно. А там как получится!
- Когда поверили в победу?
- После этапа Оли Зайцевой.
ЗАЙЦЕВА
Удивительное дело: те, за кем были поставлены подчищать огрехи Ишмуратова и Ахатова, сделали свое дело безукоризненно. Что Богалий, что Зайцева выступили на первом и третьем этапах феноменально, по-командному. Обе, кстати, стали лучшими на своих отрезках по времени. С другой стороны, Ишмуратова хоть и прошла свой этап второй, но зато была третьей среди всех участниц эстафеты, проиграв лишь норвежке Лив-Грет Пуаре и немке Кати Вильхельм!
Оля толкалась палками на лыжне с методичностью метронома. Дышала примерно так же. У нее было полминуты преимущества, созданного партнершами. Два километра - не очень много в лыжах, но все же достаточно для того, чтобы думать всю эту дистанцию: "Не расплескать себя, не подвести, не запыхаться, не упасть, не промазать". Пять заповедей, которые стопроцентно не идут из головы у любого лидера, ведущего эстафету в более или менее комфортном отрыве.
На первой стрельбе и Зайцева, и Апель отстрелялись чисто. И прошли примерно одинаково, сохранив ощущение очень серьезной борьбы. Коллега справа в этот момент горячо доказывал мне, что Апель - клиент второго рубежа, самый любимый наш персонаж в немецкой сборной после Уши Дизль. Мол, должна она "поплыть", обязательно должна!
После второй стрельбы третьего этапа своего замечательного коллегу мне захотелось крепко обнять и даже подбросить в воздух. Апель заработала штрафной круг! Зая сломала ее так же, как Ишмуратова Хенкель! И хотя сама наелась при этом прилично, уступив паникерше Апель 10 секунд на последнем круге, минуту десять немке все-таки "привезла".
В этот момент я втихаря сделал в блокноте запись, которую никому не показал: "Все ясно. Мы выиграли". И тут же получил неожиданное подтверждение своих мыслей от Польховского, принявшегося воспитывать "трассу": "Никому не расслабляться, еще целый этап!" Я понял, что он тоже все понял. И что произошло это именно после второй стрельбы Зайцевой.
Ольга ЗАЙЦЕВА, олимпийская чемпионка:
- Даже переволноваться толком не успела. Как включилась в работу, так о ней и думала до самого финиша. А вот потом за Альбину на ее стрельбе попереживала, конечно.
- Вы готовы были к тому, что на свой этап уйдете лидером?
- Заранее не думала об этом. Только теперь понимаю, какие же все девчонки молодцы. С Аниного первого этапа как дали жару! И ведь мы даже не дали немкам почувствовать, что у них есть шанс, потому что все время только убегали от них дальше и дальше! Нет, олимпийской чемпионкой себя еще не чувствую. Вот когда возьму в руки медаль, тогда, может быть... А вообще - спасибо болельщикам. И в России, и здесь. Когда все трибуны кричат: "Оля! Оля!", это так прибавляет сил...
- Вы сами верили, что сможете пройти свой этап так здорово?
- Боялась верить. У меня накануне, выражаясь спортивным сленгом, "пруха" была, хотелось все подъемы равнять. И вот во что все выплеснулось. Классно!
АХАТОВА
Все мы накануне мечтали о 30 - 40 секундах отрыва для Ахатовой перед последним этапом. Мечтали - и не верили. Полминуты у немок и аккуратистка Ахатова в придачу? Да не бывает такого счастья, бросьте, в самом деле! Но бывает и большее, как выяснилось. Вильхельм предстояло отыграть у Ахатовой очень много даже для невероятной скорости немки.
Рассматривалось два варианта действий Вильхельм. Первый - немка пойдет ва-банк, бросится съедать отставание, наестся под завязку и начнет на рубежах палить в белый свет, как в копеечку. Ну или по крайней мере перестанет стрелять академично, надеясь на авось. Хороший вариант. Второй возможный ход развития событий предполагал более взвешенные действия огненноволосой немецкой звезды. Кати вполне могла положиться на ошибки Ахатовой. Это было не очень вероятно, зато надежно для самой Вильхельм. И хотя сзади ее никто не подпирал (француженки, белоруски и прочие остались в клубах придорожной пыли), Кати при оптимистичном раскладе всегда могла кинуться в атаку на Ахатову чуть позже, как можно дольше сохраняя собственное лицо.
Третий вариант предусмотреть не мог никто. А заключался он в том, что Кати Игры выжали не меньше, если не больше всех остальных биатлонисток. Она хотела, но не смогла даже незначительно приблизиться к Ахатовой. И это развязало Альбине руки. Свою "лежку" она выполнила так, словно не имела права даже на мизерную помарку. Целилась от души, вколачивала пули в мишень с толком и расстановкой, вызывая раз за разом позади себя две реакции: половецкие пляски на российской трибуне и разочарованные стоны на немецкой.
Кати тоже опасалась за "лежку", отстреляв всего на 8 секунд быстрее Ахатовой, что для Вильхельм - не результат. И эта боязнь, эта ее осторожность на рубеже окончательно расставили все по своим местам. Кати бросила бороться. Она смирилась с тем, что русские девушки все-таки сделают то, чего им не удавалось с Лиллехаммера-94: выиграют олимпийское золото в биатлонной эстафете!
Альбина АХАТОВА, олимпийская чемпионка:
- Я немного удовлетворила свои амбиции перед масс-стартом. Чувствую себя превосходно, так что на последнюю гонку выйду с чистой головой и спокойной душой. А вот перед эстафетой за ночь мысленно пробежала несколько финишных кругов. Сплошной кинематограф был в голове. Когда будильник зазвонил, испугалась не на шутку. Я как раз с Вильхельм в финишном коридоре была в тот момент.
- О чем подумали, когда стало ясно, что к вашему этапу поднимается ветер?
- Переживала, достаточно ли щелчков сделала на прицеле. И решила стрелять наверняка.
- Если тренеры предоставят вам день отдыха, чем займетесь?
- Отосплюсь!
Чезана Сан-Сикарио. 23 февраля. Эстафета 4x6 км. Женщины. 1. РОССИЯ (Анна Богалий-Титовец, Светлана Ишмуратова, Ольга Зайцева, Альбина Ахатова) - 1:16.12,5 (0 штрафных кругов+2 запасных патрона). 2. Германия (Мартина Глагов, Андреа Хенкель, Катрин Апель, Кати Вильхельм) - отставание 50,7 (1+8). 3. Франция (Дельфин Перетто, Флоранс Баверель-Робер, Сильви Бекер, Сандрин Бэйи) - 2.26,2 (0+8). 4. Белоруссия (Екатерина Иванова, Ольга Назарова, Людмила Ананько, Елена Зубрилова) - 3.07,1 (0+8). 5. Норвегия (Тора Бергер, Лив-Грет Пуаре, Гунн-Маргит Андреассен, Линда Тьерхом) - 3.21,9 (1+13). 6. Словения (Тея Грегорин, Андрея Мали, Дияна Грудичек, Тадея Бранкович) - 3.43,2 (1+11). 7. Польша - 4.16,8 (0+8). 8. Болгария - 4.26,2 (3+14). 9. Китай - 5.31,2 (2+13). 10. Словакия - 5.43,0 (0+10). 11. Украина (Оксана Хвостенко, Елена Петрова, Нина Лемеш, Лилия Ефремова) - 5.43,0 (3+14).
Комментировать