Однако вряд ли стоит ждать в ближайшем будущем крупного иностранного инвестора, заморского дядю с тугим кошельком, желающего вложить большие деньги в Красноярский край. Опыт показывает, что дело это долгое и довольно хлопотное, переговоры идут годами. К тому же в крупных инвестиционных проектах вроде строительства нефтепровода на Дальний Восток или создания инфраструктуры для кроссполярных авиаперелетов главная роль принадлежит отнюдь не Красноярскому краю, основным фигурантом там выступает чиновничья Москва. Между тем того чудовищного объема вывезенного в последние годы российского капитала за границу было бы вполне достаточно, чтобы не только удвоить, но и утроить ВВП в самые кратчайшие сроки без всякого привлечения иностранных инвестиций. Главный наш потенциальный инвестор - это крупный российский капитал. В этом смысле состоявшийся в Красноярске месяц назад инвестиционный форум с участием серьезных финансово-промышленных групп может послужить реальным толчком к тому самому ожидаемому "экономическому рывку". Отдаленные последствия форума проявятся не очень скоро, во всяком случае не завтра. Но уже сейчас администрация края пытается реально работать в сфере привлечения инвестиционных ресурсов.
Высказанная губернатором Хлопониным на встрече с президентом Путиным идея о том, что край готов отказаться от федеральных денег, "размазанных" по различным программам, но получить эти средства концентрированно под серьезные инвестиционные проекты, нашла понимание. Сейчас идет ее долгое бюрократическое оформление. Тем временем в крае уже появился ряд крупных проектов, где основными инвесторами выступают крупнейшие российские компании. Одни проекты вроде завершения строительства Богучанской ГЭС находятся еще в стадии переговоров, другие - в стадии подготовки, третьи, как строительство гигантского спортивно-оздоровительного комплекса "Бобровый лог", уже в стадии реализации. О том, что даст краю строительство этого комплекса и какова в проекте роль краевой администрации, мы поинтересовались у первого заместителя губернатора края В.Ю.КУЗУБОВА.
- Василий Юрьевич, вы возглавляете краевую комиссию по инвестиционным проектам. Сейчас обсуждается строительство крупного горнолыжного комплекса "Бобровый лог" в Свердловском районе на окраине города Красноярска. Это частный бизнес-проект небедной компании "Норильский никель", и не очень понятно, почему говорят о средствах краевого бюджета, которые также каким-то образом участвуют в финансировании строительства.
- В бюджете нынешнего года предусмотрен миллиард рублей на инвестиционные проекты. Это совместное решение администрации и Законодательного собрания. Надо отдать должное депутатскому корпусу, что они восприняли предложенную администрацией идеологию, хотя у некоторых депутатов были сомнения, что такие проекты появятся. Помимо этого миллиарда в бюджете еще предусмотрено 100 млн на субсидирование процентной ставки в случае получения кредитов субъектами малого предпринимательства, средними компаниями. В администрации создана рабочая группа, которую возглавляет начальник ГУРЭПа Акбулатов; туда входят депутаты, представители банков и Т.Д, Она занимается проработкой этих проектов. И есть комиссия, которую возглавляю я, она принимает решение по реализации этих проектов. А дальше - и этот механизм был изначально заложен - необходимо вносить через Законодательное собрание изменения в бюджет, то есть расписывать эти средства. Одним из первых проектов, который мы сейчас представляем в ЗС, он прошел все наши внутренние экспертизы - это проект, связанный с развитием "Бобрового лога" в черте города Красноярска. Проект, по нашему мнению, является достаточно эффективным и одновременно социально ориентированным; он позволяет нам в результате участия бюджетных средств привлечь на территорию края порядка 35 млн долларов. Это совокупный объем вложений инвестора, включая другие, менее значимые проекты. А дальше по завершении строительства речь может идти о развитии попутных бизнесов, то есть дополнительного расширения налоговой базы, и о развитии самого Свердловского района, в котором сейчас не хватает электроэнергии, не хватает каких-то инфраструктур. На наш взгляд, проект позволит создать хорошую спортивную базу, современную зону отдыха, но и хорошую инфраструктуру в виде услуг.
Строительство самой горнолыжной трассы, сопутствующих объектов, реконструкция спортивной школы, автопаркинги, благоустройство острова на Баэаихе и т.д. - это не бюджетные средства, это средства самого инвестора Но там не хватает инфраструктуры, и бюджетные средства предполагается вкладывать в две вещи. Это так называемое берего-укрепление реки Базаихи, мы облагораживаем берег, убираем свалки и т.п. и проводим дорогу, которая идет транзитом через этот комплекс дальше на дачный поселок, - в перспективе там вообще планируется строительство развязки, мост поднять и так далее, если говорить о генеральном плане развития города, И второй объект - он тоже "двойного назначения" - это строительство электрической подстанции. 8 том микрорайоне неустойчивое электроснабжение. Мы за счет краевого бюджета строим эту подстанцию и затем передаем ее городу Красноярску.
- То есть получается, что речь не о самом горнолыжном комплексе, а о тех объектах, которые все равно нужно было строить, вне зависимости от того, будет "Бобровый лог" или нет?
- Да, конечно. Город Красноярск получает устойчивое электроснабжение в этом районе и перспективу для строительства домов, поскольку будут существовать резервные мощности. Ну и, естественно, решается проблема энергоснабжения этого горнолыжного комплекса. Там будет большая подстанция.
- Связь между бюджетными вложениями в инфраструктуру и строительством спортивного комплекса понятна, а по деньгам как это?
- На все у нас получается порядка 154- 155 млн рублей, в там числе 90 млн. на дорогу и 64 - на подстанцию" Это около 5 млн долларов. Средства инвесторов - 35 млн. То есть мы, вкладывая 14% от общего объема, получаем объект, который, на наш взгляд, дает развитие инфраструктуры в целом.
- То есть у нас будет свой сибирский Куршавель - будут приезжать богатые люди, оставлять здесь деньги, для них построят гостиницы, рестораны? Да и нашим людям будет где отдохнуть?
- В чем преимущества наших трасс? В отличие от всех имеющихся в Восточной Сибири - Шерегеш в Кемеровской области, Белокуриха на Алтае, Байкальск в Иркутской области и Гладенькая в Хакасии - у нас единственная трасса, расположенная в черте города. То есть мы полностью под нее можем задействовать городскую инфраструктуру. Это и существующая гостиница "Турист", это развитие гостиничного и ресторанного бизнеса непосредственно рядом с трассой, это организация нормального пассажиропотока - то есть люди приехали или прилетели в Красноярск и им не надо никуда дальше двигаться, включая культурно-развлекательную сферу, что важно для людей, приехавших не на один день.
Одна из трасс - по слалом-гиганту - будет иметь международный стандарт, там соответствующий перепад высот. Будет иметь снежевание, будет освещена, что, естественно, продлевает период ее эксплуатации примерно с конца октября до конца марта. Будут стоять канатно-кресельные подъемники австрийской фирмы "Дупельмайер" - соответственно пропускная способность трассы будет порядка двух тысяч катающихся единовременно. То есть, мы считаем, что это достаточно эффективные вложения, которые сделают Красноярский край в целом и город Красноярск в частности более привлекательными.
- Василий Юрьевич, желание инвесторов привлечь к участию в своих проектах краевые власти в общем-то понятно. У них естественное желание получить более выгодные условия. Собственно, для этих целей этот миллиард в бюджете к предусмотрен. Но строительство объектов инфраструктуры по "бобровому логу" это всего 15% от этой суммы. А остальные 850 млн?
- Ведем переговоры с компанией "Евразхолдинг". Они условием вложения денег в развитие двух месторождений также ставят создание инфраструктуры. Речь идет о строительстве дороги. Оценочно это 150 млн. Обсуждаем строительство моста через реку Кизыр, который позволит нам на предприятия Кемеровской области, в Новокузнецк возить нашу продукцию. Есть проекты в лесном комплексе и так далее. А из этого миллиарда каждая копейка должна вернуться к нам. А сами инвестиционные проекты - это, собственно, и есть развитие края.
Администрация края говорила потенциальным инвесторам, что готова участвовать в интересных проектах, и сейчас мы подтверждаем это практическими делами, "Бобровый лог" - это фактически пилотньй проект, который говорит о том, что мы не просто декларируем, а участвуем там, где просчитан экономический эффект и социальный эффект.
СПРАВКА:
Строительство спортивно-оздоровительного комплекса "Бобровый Лог" - амбициозный проект ГМК "Норильский никель". Уже к сезону 2005/2006 гг. СОК "Бобровый Лог" должен стать реальной альтернативой существующим горнолыжным курортам.
Основные характеристики проекта:
- площадь используемого участка - 120 гектаров
- количество трасс - 9
- общая длина трасс - 12 километров
- максимальная длина трасс - 1720 метров
- перепад высот - 345 метров
- потенциальная вместимость - 3000 человек
- 4-местная канатная дорога с отцепляемыми зажимами производительностью 2400 чел/час (длина по склону - 1500 м, перепад высот - 345 м)
- 4-местная канатная дорога с фиксированными зажимами (К-1) производительностью 1650 чел/час (длина по склону - 850 м, перепад высот - 236 м)
- буксировочная дорога (Б-1), обслуживающая трассу большого слалома, производительностью 800 чел/час (длина по склону 459 м, перепад высот 192 м)
- буксировочная дорога (Б-2) для обслуживания верхних склонов и смотровой площадки производительностью 700 чел/час (длина около 150 м, перепад 40 м)
- буксировочная дорога для сноутюбингов (длина 100-150 м)
- ресторанный комплекс из двух ресторанов, в том числе ресторана "фаст-фуд" на 420 посетителей, общей площадью 1300 кв. м; ресторан в сервисном здании, кафе в виде шатра на смотровой площадке
- школа катания с 40 инструкторами ежедневно
- специализированные магазины лыжных принадлежностей
- лыжная школа для детей
- база горнолыжной ДЮСШ
- детский городок
- каток с ночным освещением площадью более 500 кв. м
- сноутюбинг (катание на надувных камерах по специальным трассам)
- автопаркинг на 582 автомобиля и 28 автобусов;
- снегогенерирующие установки для выработки искусственного снега
- система биологической очистки продуктов жизнедеятельности.
- катание на воднолыжной канатной дороге в акватории у подножья склонов комплекса
- катание на лошадях
- скалолазание
- катание на парапланах и дельтапланах
- катание на роликах и скейтбордах
- мотокартинги
- пейнтбол
- родельбан
Бизнес-планом предусмотрены налоговые платежи в краевой бюджет уже с 2005 года - в районе 40 млн руб. (из них половина - в бюджет г. Красноярска), а также налоги от туристов и развития инфраструктуры - в районе 25 млн руб., в том числе в бюджет города Красноярска 13 млн руб.
"Вечерний Красноярск", 14.05.04, Сергей Климов
лес уже прорублен, шевеление видно не вооруженным глазом...
однако о катании в следующем сезоне 2004-2005гг. даже не мечтается...
планы грандиозные, но боязливо от сибирской сферы услуг, типа "Гладенькой", где все на зарплате и по сути "никому ничего не надо" - света нет, ну да и нет, снега нет ну и нет, народ катается хорошо, не катается еще лучше, ест в ресторане гуд, с собой привез - да и Бог им судья!
хорошо бы!