Инвестиции в российские горнолыжные курорты становятся оправданными.
Горнолыжный инвестиционный бум, начавшийся задолго до того, как Олимпиада-2014 стала российской, после голосования в Гватемале получил новый импульс. Причем новые перспективы открываются не только у Красной Поляны, где пройдут основные горнолыжные соревнования, но и у соседних регионов, не связанных напрямую с Олимпиадой.
Красная Поляна: бум инвестиций
Если до голосования Олимпийского комитета многие аналитики и высказывали сомнения по поводу перспектив строительного бума в Сочи, то теперь даже самые оптимистичные прогнозы годовой давности кажутся крайним проявлением пессимизма.
Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта в 2006—2014 гг.» предусматривает инвестиции в размере 313,9 млрд рублей в период до 2014 года. Большая часть денег будет выделена из государственного бюджета, 135 млрд составят частные инвестиции. Разумеется, под столь важный для России имиджевый проект был подтянут крупный бизнес, в том числе и государственный — собственником многих канатных дорог на новом курорте стал «Газпром». Уже сейчас горнолыжники все чаще называют трассу подъемников в Красной Поляне «канаткой «Газпрома». Давно в сочинском горнолыжном проекте закрепился и другой мастодонт российской экономики — компания «Интеррос». На «государево дело» денег жалеть не принято — общий бюджет здешнего интерросовского горнолыжного курорта «Роза Хутор» превышает $250 млн. Планируется уже в 2009 году открыть комплекс для туристов. Характерно, что развитие инфраструктуры сочинских горнолыжных курортов предусматривает реконструкцию существующих и строительство новых автодорог, всего около 600 км дорожного полотна. А это уже заявка на создание надрегионального рекреационного комплекса — новая дорожная сеть сделает горнолыжные курорты Сочи и соседних кавказских республик «взаимозаменяемыми».
Приэльбрусье: развитие продолжается
В 2007 году инвестиционный климат на Северном Кавказе изменился: крупный бизнес уже не столь опасливо смотрит на возможность инвестиций в горнолыжные проекты Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Усилия бывшего полпреда президента в Южном федеральном округе, Дмитрия Козака, да и самого Владимира Путина по привлечению бизнеса на Кавказ подкрепляются федеральными бюджетными деньгами, поступающими сюда по целевой программе «Юг России». Первой ласточкой грядущего «кавказского горнолыжного бума» стало открытие в прошлом году новой канатной дороги в Приэльбрусье, в Кабардино-Балкарии.
Многие вообще считают рекреационный рынок КБР, на территории которой находятся самые известные горнолыжные курорты Эльбруса, недооцененным. Сказывается «кавказский имидж» и последствия экономической стагнации республики, начавшейся еще в «лихие 90-е» и продолжавшейся до 2007 года.
Однако в новых экономических и политических реалиях стало ясно — КБР располагает хорошими возможностями для экономического роста, причем туризм станет одним из его локомотивов. В последние два года выросли доходы республики за счет внутренних источников, снизилась зависимость от дотаций федерального бюджета. По словам президента КБР Арсена Канокова, в 2007 году по темпам роста промышленного производства Кабардино-Балкария заняла второе место среди субъектов Южного федерального округа и пятое место в России. Каноков считает, что доля доходов от туризма в ближайшее время может значительно увеличиться: «Сейчас туризм дает нашему бюджету около 1% доходов, это в десятки раз ниже наших реальных возможностей. Реализация нашей программы по развитию туристско-рекреационного комплекса до 2010 года, в том числе пуск второй и третьей очереди канатной дороги на Эльбрусе и освоение его северного склона, поможет поднять долю доходов от туризма до 25%».
Туризм: не только государство
Серьезной составляющей в общем объеме инвестиций в туризм в Кабардино-Балкарии еще несколько лет будут федеральные деньги. До 2012 года около 7 млрд бюджетных рублей будет вложено в развитие туристической инфраструктуры республики — канатные дороги, электроснабжение и очистные сооружения на курортах, транспортную сеть и многое другое. Но при этом около 6 млрд рублей вложит частный бизнес. «Развитие горнолыжных курортов республики ни в коем случае не должно идти только за счет федеральных денег, — считает Арсен Каноков. — В мировой практике принято, что государство вкладывается в инфраструктуру, то есть в «канатки», дороги, охрану природы, а гостиницы и все виды сервиса — это дело частного бизнеса. Федеральный центр многое сделал для того, чтобы стимулировать интерес российских компаний к региону, сейчас рынок горнолыжного туризма ЮФО в целом и Кабардино-Балкарии в частности на пороге резкого роста, так что инвесторы придут, причем не только российские».
Расчеты руководства республики отчасти уже оправдываются — сейчас идет разработка проекта освоения северного склона Эльбруса, в новый курорт намерен инвестировать все тот же «Интеррос» Владимира Потанина. На этой пока ничем и никем не занятой территории планируется построить большой горнолыжный комплекс с полной инфраструктурой, около 200 км лыжных трасс и 17 канатных дорог. По предварительным оценкам, объем инвестиций в проект может составить около $1 млрд.
Владимир Потанин стал одним из первых, но явно не последним из крупных российских инвесторов, заинтересовавшихся горнолыжным туризмом Эльбруса. Кстати, потенциал региона становится все более интересным, по мере того как термин «глобальное потепление» входит в лексикон современного человека. У ведущих европейских горнолыжных курортов Европы в последние годы нешуточные проблемы со снегом, в то время как даже на нижних трассах Эльбруса полноценное катание обычно начинается не позже начала ноября, а заканчивается не раньше апреля. При этом на верхних «этажах» самой высокой горы Европы, пригодных для горнолыжников, пусть и хорошо подготовленных, снег лежит почти круглый год.
Другая сторона Эльбруса
Те, кто хотя бы раз был в Приэльбрусье, наряду с фантастической красотой местной природы и отличными условиями для катания неизменно будут вспоминать и бытовые неприятности, напрямую связанные с традициями ненавязчивого советского сервиса. Местные власти хорошо понимают одну из своих главных проблем. «Конечно, уровень обслуживания на наших курортах сейчас еще не тот, который нужен. Это и изношенная инфраструктура советских времен, которая только начинает реконструироваться, и недостаточная культура сервиса, к сожалению, у нас еще не очень понимают, в чем смысл понятия «продажа услуги», — говорит Арсен Каноков. — Сейчас мы готовим мастер-план по развитию Приэльбрусья, который предусматривает комплексное освоение территории в единой технологической концепции. Проблема же профессионализма сервиса будет снята за пару лет развития рынка, турист-горнолыжник сейчас требовательный, знает, что такое европейский уровень обслуживания, так что те, кто не сможет ему соответствовать, быстро отсеются».
Возможно, именно поэтому «Интеррос» намерен начать строительство нового курорта на северном склоне Эльбруса с чистого листа: создать «правильное» по мировым стандартам место, а заодно и обеспечить новое качество горнолыжного сервиса на Кавказе. Ближайшая перспектива строительства новой автотрассы Кисловодск—Джылы-Су, практически до места будущего курорта, по сути, включает Эльбрус в будущий единый рекреационный комплекс Юга России, ведь в таком случае время поездки на машине от Кавказских Минеральных Вод до новых горнолыжных трасс составит всего чуть более часа.
По мировым стандартам
В этом сезоне в горнолыжной России произошло еще одно изменение: была принята Система классификации горнолыжных трасс, разработанная Федеральным агентством по туризму. Это означает, что российские трассы будут соответствовать мировым требованиям по безопасности, информационному обеспечению, сложности и предоставлению ряда услуг. Первыми в России прошла сертификацию горнолыжная трасса Приэльбрусья. Пока это самая длинная в России трасса общей протяженностью около 3 км, разбитая на два участка разной сложности. Причем, несмотря на благоприятный местный климат, власти республики решили подстраховаться и закупили пушки искусственного оснежения, которые помогут продлить сезон катания. Приведение трассы к международным стандартам стоило всего около 60 млн рублей.
Пример Кабардино-Балкарии можно считать характерным для туристической отрасли современного Северного Кавказа. Благоприятная экономическая конъюнктура и явный акцент федеральной власти на привлечение средств в экономику Юга России дают возможность регионам начать интеграцию в растущий большими темпами рынок активного отдыха и здорового образа жизни. Все политически стабильные северокавказские республики в той или иной степени имеют ресурсы для развития в этом направлении. Вопрос лишь в том, кто успеет вовремя встроиться в процесс.
Комментировать