0

Наталья Соколова: борьба не закончена

official_skiru Лента автора 13 Октября 2006 (02:34) Просмотров: 194 0
Очень миниатюрная, необыкновенно спокойная, немногословная, она появилась в белорусском биатлоне года за полтора до Олимпиады в Турине. Мы были знакомы давно, с середины 90-х годов, виделись на параллельных с российской командой сборах, соперничали на соревнованиях. Однако на чемпионаты мира зимой Наталья СОКОЛОВА не пробивалась, а на кубковых этапах ее выступления были эпизодическими и не яркими.

Зато летом она представала совершенно другим человеком! Сама признавалась, что быстрый бег — ее врожденное качество. А со стороны мы диву давались, как при небольшом росте можно иметь столь поразительную длину шага. Не потому ли легкая атлетика один из самых ее любимых видов спорта? И на какой бы турнир по летнему биатлону Соколова ни приезжала, соперницы по кроссовым дистанциям видят в ней основную конкурентку. Что ни чемпионат мира, то золото! Вот и этой осенью ее бывшие подруги по сборной России, увидев Наташу на уфимском стадионе, принимавшем 11-й мировой форум, не удержались от возгласа: “Раз приехала, значит, нам не выиграть!” И действительно, на ЧМ в Башкирии спортсменка завоевала уже одиннадцатую медаль высшей пробы. Однако по-прежнему ее устремления направлены на зимний сезон, в который, принимая во внимание расставание с Еленой Зубриловой и Ольгой Назаровой, а также учитывая прошлогодние достижения, Наталья Соколова нынче входит лидером нашей сборной. Кстати, и статистика ее стрельбы за зиму- 2005/06 (82 процента попаданий) уступала, если брать только белорусскую команду, лишь показателям Зубриловой и Назаровой, у которых 87 и 84 процента соответственно. Конечно, до номера один в этой номинации (95 процентов) — Ирины Тананайко, выступавшей последние годы за Украину, — Соколовой далеко. Тем не менее ее прогресс очевиден, ибо шесть лет назад Наташины цифры (70) заставляли тренеров хвататься за голову.

ИЗ ДОСЬЕ "ПБ"

Наталья СОКОЛОВА. Родилась 23.11.73 в Челябинске. Рост 157 см, вес 47 кг. Занимается биатлоном с 1996 года. Чемпионка Европы 2004 (эстафета) и 2006 годов (гонка преследования). Серебряный призер ЧЕ-2001 в эстафете. Лучшая позиция в общем зачете Кубка мира — 32-я (сезон-2005/06). Награды чемпионатов мира по летнему биатлону: 1999 год — золото в гонке преследования и эстафете, 2000-й — золото в спринте и гонке преследования, серебро в эстафете, 2001-й — золото в спринте и эстафете, серебро в гонке преследования, 2005-й — золото в спринте, гонке преследования, масстарте и эстафете, 2006-й — золото в спринте, серебро в гонке преследования и бронза в эстафете. Наставник — заслуженный тренер России Евгений Колокольников.

...Начинала же она с лыжных гонок. И мой вопрос "Почему?" вызвал у нее улыбку: "А что еще было делать в Челябинске?" Впрочем, в семье никто спортом серьезно не занимался, а на двух сестренок Соколовых (они — близнецы) обратил внимание учитель физкультуры. Наталья вспоминает: — Мы то и дело обыгрывали сверстников на уроках, причем без инвентаря, без техники. И учитель решил направить нас к тренеру. Правда, сестра в лыжных гонках не осталась, а увлеклась легкой атлетикой. Бегает сейчас марафоны, зарабатывает на жизнь.

— Как у тебя возникла идея перейти в биатлон?

— Последний год в лыжах я тренировалась у того же наставника, что и Светлана Ишмуратова. Мы даже отбирались на этапы Кубка мира. Лучший мой рейтинг по итогам сезона — четырнадцатое место, и это считалось хорошим уровнем. В основной состав национальной команды по гонкам было, конечно, не попасть, очень много сильного народа бегало тогда. И вот как-то под конец зимы стали по всем областям ездить, искать, уговаривать лыжниц переходить в биатлон. Так и оказались Ишмуратова, я, Шамшурина и Шалина в экспериментальной команде. Нас убедили: “Ну что вам в лыжах уже ловить? А вдруг в биатлоне получится?” Это было как раз за два года до Олимпиады в Нагано: бегали мы быстро, а стрелять обещали научить за оставшееся время.

— Светлана Ишмуратова, кстати, в Нагано отобралась.

— А кому-то требуется и десять лет, чтобы стрельбу освоить. Я вот до сих пор учусь! И все равно постоянно что-то не ладится. Сейчас хоть скорость какая-то появилась, могу стойку за семнадцать секунд отработать. А раньше и в сорок не укладывалась! Это теперь смешно, если же вспомнить, как нас учили... Я винтовку-то держать толком не умела, она у меня на весу болталась, о каких попаданиях можно было вести речь?! Да и как работать было, когда все вокруг твои соперники? Только и слышалось: “Набрали каких-то там лыжниц. А мы уже по нескольку лет в сборную стучимся и — раз! — опять нам места нет”. Такое вот отношение было. Тяжело приходилось. Притом никто нам сильно-то науку стрельбы и не преподавал.

— Вам же многократную чемпионку мира Елену Головину тренером отрядили.

— Да, но ее пребывание в команде, к сожалению, недолго длилось. Потом Евгения Васильевича (Колокольникова, который сейчас тренирует мужскую сборную Беларуси. — “ПБ”.) привлекли, однако и его вскоре отправили — прямо с этапов Кубка мира. Затем с нами работали Гурьев, Фатьянов, да кого только не было.
Тяжело учиться, что называется, на ходу. Если бы с детства навыки заложили... Вот так я и пришла в биатлон.

— Как оказалась в Беларуси?

— Конкуренция в России всегда была высокой. Постоянно идет борьба за место в выездном составе. При этом в него часто толкают своих спортсменов, даже если они по рейтингу и не попадают. Однако пусть восьмым номером, да отправят. Я по результатам отбиралась-таки на этапы Кубка мира. Но дело в том, что там после каждого старта того, кто выступил хуже всех, меняют. И чаще это была именно я. Потому что приезжаешь на этапы из Ижевска, где обычно проводятся отборочные соревнования. А в Удмуртии в декабре мороз под тридцать, и лыжи по перемороженному снегу не катят, бегаешь как по песку. Когда же очутишься на трассах Кубка мира, не знаешь, как по гололеду ноги собрать! И что тут покажешь? Да еще нервы — ходишь, боишься плохо выступить. Потому что один раз вывезут за сезон, а затем корить станут: дали шанс, а толку? Вот и получается: опять мимо. И так все годы. Чувствуешь, что можешь, что по здоровью, по силам не слабее других, тем не менее постоянно не хватает чего-то, мешают внешние обстоятельства.

— Наконец, ты прибыла в Беларусь. Оттренировалась лето- осень 2004-го с нашей командой. Однако Российский союз биатлонистов воспротивился твоему выступлению за сборную другой страны. Оттого в протоколе мы тебя в ту зиму так и не увидели. Была к этому готова?

— Нет! Я находилась в какой-то неизвестности. Мне белорусские тренеры постоянно твердили: "Все, разрешение получено, будешь выступать". Но приехали на этапы Кубка мира, и началось. Доходило до смешного: я появлялась на стрельбище, а представители международной федерации меня выгоняли, говорили, что не имею права стрелять. Нельзя — и точка! Можешь представить мое состояние...

А наши тем временем кормили обещаниями: "Ладно, этот этап пропустишь, на следующий мы уже договорились, готовься, точно стартуешь". Тренируюсь, настраиваюсь. И опять без толку! Так меня и провозили всю зиму. Я лыжи откатывала девочкам на соревнованиях, помогала... А годы-то идут. И не хочется бросать. Столько борьбы, и вдруг враз все закончить?..

— Впрочем, ты нашла стимул весной 2005-го начать все сызнова. Хотя состояние, думаю, было — не позавидуешь.

— У меня все потерялось: соревновательный опыт, ощущение скорости, чувство выстрела... После долгого перерыва мой первый старт за сборную Беларуси состоялся на чемпионате мира по летнему биатлону — прошлым летом в Финляндии. Я вся изнервничалась тогда: как да что?

— Тем не менее ты выиграла на ЧМ в Монио все что можно, завоевав четыре золотые медали.

— Разумеется, это сильно меня ободрило. Почувствовала, что не зря жизнь проходит.

— Однако результаты первых этапов Кубка мира, где ты не могла попасть даже в тридцатку, вряд ли порадовали?

— Конечно, нет, у меня же ничего не получалось! Да там всяких проблем хватало. Вон чужие лыжи всю прошлую зиму откатывала, а с моими никто не работал. Как фирмачи выдали, так и стояли почти нетронутые. А сезон пришел, беру, да не то все: не едут, не раскатаны. К тому же стреляла медленно...

— Когда узнала, что на Игры в Турин не попадаешь?

— Перед самой Олимпиадой.

— ???

— Надеялась до последнего. Николай Федорович Захаров (тогда — старший тренер женской команды. — “ПБ”.) бил себя в грудь: “Да ты даже если в биатлоне выступать не будешь, то в лыжных гонках точно на старт выйдешь”. Я ведь специально в начале зимы стартовала на лыжных соревнованиях — чтобы “фис”- пункты необходимые набрать. И вот заканчивается предолимпийский сбор в Антерсельве. Сидим мы на заключительном собрании, и неожиданно Николай Федорович ко мне обращается: “Давай поговорим, как ты побежишь на чемпионате Европы”. Я ничего не поняла, переспрашиваю: “Какая Европа? Она же после Олимпиады”. А он юлит, крутит, и я поверить не могу, глаза мокрые стали. Главный же тренер Александр Попов промолчал. Сказали мне на прощание: “Ладно, не скучай”. И оставили в Италии. Одну. Я тренировалась. Плана подготовки мне не дали. Вот такое отношение. Сидела в отеле в абсолютном одиночестве и смотрела Олимпиаду чуть ли не со слезами.

— Чемпионат Европы в Лангдорфе, который начался буквально через пару дней после Олимпийских игр, ты, наверное, от злости выиграла.

— Я стала в Германии четвертой, пятой, а в гонке преследования победила. В эстафету же меня не включили: другим девочкам медали нужно было завоевывать...

— Конец кубкового сезона тоже можно назвать успешным. Если в составе сборной России твоим лучшим результатом на этапах было четырнадцатое место, то на излете зимы ты однажды финишировала четвертой.

— Да, на восьмом этапе Кубка мира в Контиолахти была в спринте восьмой: стреляла без штрафа и проиграла победившей Олофссон секунд сорок. А в гонке преследования с двумя промахами продвинулась вперед.

— Откровенно говоря, не знаю прецедента, когда биатлонист, до тридцати лет не имевший заметных результатов, на четвертом десятке начал бы прогрессировать.

— Я — феномен!

— Знаешь, меня до сих пор мучает вопрос: что случилось с тобой на стрельбище в день, когда разыгрывались медали чемпионата мира-2006 в смешанной эстафете?

— Ой, господи...

— Большой штраф стреляли тогда в Поклюке многие — погода виновата. Сила ветра достигала сорока километров в час! Хорошо хоть, он дул почти строго в сторону мишеней, и попасть из положения лежа мастерство позволяло многим. Тем не менее даже победившая сборная России насобирала десять штрафных кругов! Но объясни, почему ты, не закрыв стоя ни одной мишени, все же проторчала на рубеже так непростительно долго — три минуты? И уже на первом этапе похоронила нашу эстафету...

— Да мысль застряла в голове: надо попасть, и все. А необходимо было просто побыстрее стрелять. Но это ведь все от тренера идет! Видно же было, какая буря закрутилась, следовало настроить спортсменов, подсказать им. Мы же первый раз соревновались в таких условиях.
Лежку еще закрыла кое-как из восьми патронов, а на стойку пришла: мушка на мишень даже не заходит! Я ведь не могу в воздух выстрелить. Целюсь, целюсь, меня уже трясет...

— Что тебе лучше удается, стрельба лежа или стоя?

— Раньше — лежа. А за это лето все вроде выравнялось.

— Что же изменилось в подготовке? Понятно, сейчас тренируешься с Евгением Васильевичем Колокольниковым...

— Мы десять лет вместе работаем. Я в 1996 году перешла из лыж в биатлон, а он, как уже упоминала, привлекался в нашу экспериментальную команду. С тех пор постоянно поддерживаем контакт. И поскольку теперь Евгений Васильевич принял мужскую сборную Беларуси, то я тоже стала готовиться с ребятами. Тянусь за ними. Причем видно, что спортсмены прибавляют. Они и сами это чувствуют. Им интересно. А что раньше-то было? План — час сорок с утра и час десять вечером. Вот я два года в Беларуси, все наизусть выучила. Ничего не менялось.

— А ты как готовилась?

— Вместе со всеми, но добавляла свое. Евгений Васильевич тогда был в сборной России, звонила ему, советовалась...

— Как тебе теперь живется в команде?

— В мужском коллективе работать спокойнее.

— А есть ли, на твой взгляд, различия между российской и белорусской женскими дружинами?

— В российской пожестче, злее, что ли. Подруг там нет. Бывает, конечно, когда кто-нибудь вдвоем дружит, но такого, как в Беларуси, когда все вместе, нет. Здесь, может быть, делить нечего пока, не знаю... Я стараюсь со всеми поддерживать ровные отношения.

— Да ты вообще человек спокойный...

— Неконфликтный. Хотя люблю справедливость. Не буду терпеть, если что-то не то, пойду и прямо скажу. А не хватает мне наглости. Первый этап, наверное, не для меня, там резкость нужна, чтобы соперниц со старта расталкивать. Я это прочувствовала, когда года три назад с лыжницами в Ханты-Мансийске спринты бегала. Меня прижимают, и я стала: все, бегите, финишируйте, сдаюсь.

— Какой этап предпочитаешь?

— Который поспокойнее — третий.

— Существует мнение, что раз уж человек пришел из лыжных гонок, то и его ход должен быть очень быстрым. Однако в отношении тебя этого не скажешь...

— Мне кажется, я много проигрывала на стрельбище. По ходу-то особо не уступала. Хотя есть, конечно, те, за кем не угнаться... А что, бегаешь ведь на своем здоровье, в то время как они все в пене на финиш приходят. И как с такими “астматиками” бороться?

— Медицинское обеспечение белорусской и российской команд сравнимо?

- Думаю, там посильнее. Хотя что по мне судить? Соколовой как в России ничего особенного не делали, так и здесь не делают.

— Исходя из результатов прошлого сезона ты становишься теперь чуть ли не лидером нашей сборной...

— Мне так и сказали: "Вся надежда на тебя". Вот я и тренируюсь.

— И как долго собираешься выступать?

— До предела человеческих возможностей! А если конкретно, то до следующей Олимпиады. Конечно, когда занимаешь шестидесятые места, смысла бегать нет. Лучше уж уйти, чего ездить?

— Чем планируешь заняться после спорта? Знаю, что в свое время ты получила в Челябинске диплом тренера...

— Я бы пошла в органы внутренних дел ловить преступников! Серьезно, хотела бы в той области работать. В России я была в МВД, чуть-чуть капитана не дали. При переезде же в Беларусь уволилась.

— А сейчас где?

— Нигде. Бегает человек, бегает, и пока ничего. Все обещают...

Мы беседовали в Раубичах, после вечерней тренировки, а назавтра Наташа улетала на Урал, где осталась ее мама и где она не была четыре месяца. Потом, после нескольких дней передышки, проведенных в родных краях, снова пошла бесконечная гостиничная жизнь. Ведь национальная сборная уже выехала в австрийский Рамзау, чтобы затем практически сразу же отправиться в Финляндию, а там и сезон не за горами. Грядет первая зима нового олимпийского цикла...
Источник: Прессбол
0