Лыжероллерный спорт – не олимпийский вид, чемпионат мира – самое значительное соревнование. Как оцените организацию?
Когда прилетели в Италию, время не теряли, не ждали - нас встретили, разместили, было хорошо. Минус, который можно отметить – старты проходили в разных городках и почему-то не были предусмотрены поездки, не организовали предварительный просмотр трасс. Это немного смутило. Если сравнивать с прошлым чемпионатом, изменения заметные по сравнению со стартами двухлетней давности. Стало зрителей больше, интереса к чемпионату, и народ другой приехал участвовать, лыжников и лыжниц много, не только роллисты, конкуренция была жестче.
Чемпионат начался для Вас с эстафетного «золота».
Программа началась со спринта, я не участвовала, у нас есть отдельная команда спринтеров. Для меня чемпионат начался с эстафеты. Состав команды не был определен заранее. Нашим руководителем в Италии была Галина Андреевна Шлыкова, она нас с Еленой Веденеевой спросила – кого мы бы хотели третьего. И наше мнение было одинаковым – Елену Родину. В итоге получилось, что все правильно решили.
Какой был план на гонку?
Тактику обговорили перед стартом, было понятно, что надо стараться убегать, потому что на третьем этапе многие команды ставили чистых спринтеров, с ними на финише разбираться было бы тяжело. Елена Родина сразу сказала – первый круг присмотрюсь что, кто и как. Круг был равнинный, где там отрываться можно – совершенно непонятно. Но она выбрала момент и на втором круге убежала, привезла небольшое преимущество. У меня был второй этап, на нем самые сильные участницы у команд бежали, выступающие в национальных лыжных сборных, итальянки, украинки. Я сразу пошла со старта, не смотрела назад, нельзя оборачиваться. Может, немного силы неправильно разложила, второй круг шла «на зубах». Но иначе догнали бы, а на третий этап нельзя было привезти соперниц близко. Если бы зацепились за нас, отсиделись за спиной – неизвестно как бы все закончилось. А так – на третьем этапе Елена Веденеева пошла своим ходом, чистым спринтерам за ней в гонке было тяжело, и мы выиграли «золото».
После личного «серебра» 2007 года Вы планировали побороться за личную победу в 2009.
Планы такие были. И настрой был хороший, и готовились к чемпионату мира серьезно. Обидно, что в самолете, когда летели в Италию, меня продуло кондиционером, я сильно простыла. На классику входила с заложенным носом, итог – 4 место, до третьего не хватило 12 секунд. Но тут еще стартовый номер подвел, я стартовала самой первой, не было информации, как идти по дистанции, всех вели по мне. А потом самочувствие стало еще хуже, с масс-старта я сниматься не стала, но серьезно побороться не удалось, была 8-я, и отставание приличное – почти 2 минуты.
После возвращения из Италии Вы принимали участие в заключительном этапе Роллер-Тура и стали его победительницей. Соревнования в таком формате в этом году проводились впервые, какие впечатления оставил Тур?
Формат соревнований получился интересный. Роллер-Тур проходил в 4 этапа. В июне и в июле мы бежали гонки с общего старта 15 км, это в «Солнечной горе» и Одинцово. В августе в Головино на этапе был круг квалификации, и потом через 2 часа гонка, стартовали с временным отставание, заработанным в квалификации. Последний этап был в Рыбинске, проходил уже в 2 дня. В первый день был спринт, во второй – гонка с общего старта. Так получилось, что я поучаствовала везде, мне нужны были эти старты. И по сумме набранных очков получилось победить.
Четыре этапа за четыре месяца – не маловато?
На мой взгляд, можно было бы добавить еще по гонке в месяц, то есть в месяц проводить по 2 этапа. И оставить компактность Тура, чтобы далеко не ездить – Москва, Московская область, Новгород. Я удивляюсь, как Андрей Кондрашов вообще находит возможности проводить такие соревнования, на таком высоком уровне. Это касается всего - организационного уровня, судейства, привлечения спонсоров. Этап в Рыбинске мне напомнил лыжный этап Кубка мира, который здесь проходил – все было четко, ни одного сбоя в системе в спринте при открытии ворот. Все было очень профессионально, и это оценили, потому что приезжали участвовать очень многие. Роллер-Тур – это здорово, могу сказать только хорошее.
А вот участие в чемпионате России по лыжным гонкам прошло для Вас не очень удачно.
Как оценивать выступление на фоне простуды? Немного не повезло. Полторы недели после чемпионата мира у меня был ужасный насморк. Из Италии вернулись 15 сентября, и до чемпионата России вылечиться не удалось. Тем не менее, решили поехать. В классике я была 12-я, не скажу, что это плохо, на фоне сборников – нормально. В вечерней гонке «коньком» с 12-го опустилась на 18 место, но этой неудаче есть объяснение. Классику нам разрешили бежать на своих лыжероллерах, а вечером объявили, что кому-то нужно выступать на спонсорских роллерах, а их число было гораздо меньше, чем участниц. И получилось, что кто-то бежал на своих, а кто-то на выданных. Выбирать было не из чего, мне достались тугие, неизвестно какого года выпуска роллеры, которые просто не ехали. И меня обгоняли просто пачками, как стоячую.
Чем было обусловлено такое изменение правил?
Не знаю. Но в России я не впервые сталкиваюсь с такой проблемой. В Санкт-Петербурге в гонке на Дворцовой площади была похожая ситуация. В первом забеге достались такие роллеры, что не едут совершенно, я расстроилась даже – думаю, ну как так, неужели такая форма у меня плохая. А во втором забеге попались полегче роллеры, и я стала третьей. И на чемпионате России условия были неравные, зачем так делать – я не знаю. Раз классику разрешили всем бежать на своих, то и в «коньке» надо было делать то же самое. Когда люди готовят свои лыжероллеры, то они едут у всех примерно одинаково, нет таких проблем.
Не тяжело гоняться и зимой, и летом?
Я не первый год провожу так. Не думаю, что от соревнований нужно отдыхать. Эмоционально я от лыжероллерных стартов не устаю, наоборот, лето проходит на хорошем физическом и эмоциональном фоне.
Лыжероллерный сезон у Вас закрыт, какие ближайшие планы?
Сейчас плавно перехожу в зиму. Сначала в Австрию на снег, потом в Финляндию. В ноябре в Муонио будут контрольные старты, пока ближайшая цель – именно эти прикидки.
Валерия Зык, ИА «PRа-техника»