0

Наталья Зернова: «Рискуем потому, что победить очень хочется»

Reports Лента автора 16 Июня 2009 (00:39) Просмотров: 557 0
Российская сборная команда по лыжероллерным гонкам появилась не так давно – всего пару лет назад. Да и вид спорта это относительно молодой, но стремительно набирающий популярность и в Европе, и в России. О летних лыжных гонках, об их особенностях и опасностях в интервью агентству «PRa-техника» рассказала многократный призер чемпионатов мира и победитель этапов Кубка мира по лыжероллерным гонкам Наталья Зернова.

Осенью, 8-12 сентября в Италии пройдет чемпионат мира по лыжероллерам. В сентябре в России бывает уже дождливо, в Италии таких проблем не должно быть?

Дождь может пойти всегда и везде, но для чемпионатов специально выбирают такие страны для чемпионатов, где есть горы. Потому что основные гонки идут на скоростных лыжероллерах в гору, подъемы от 5 до 15 км. Иногда не целиком подъем, могут быть и пологие участки. В России такой рельеф найти сложно, равнина в основном. В Сочи в прошлом году мы гонялись, гора Охун, тяжелая гора, тяжелее, чем иногда в Италии бывает.

Наталья Зернова
 


В лыжной эстафете 4 этапа, в лыжероллерной – три. Почему? Ставить некого?

Не знаю, почему три. Спортменов как раз много. На прошлом чемпионате мира в Хорватии у нас чуть ли не скандал произошел, не могли решить, кто будут эти трое, было очень сложно выбор сделать.

Фиксируются ли в лыжероллерных гонках временные рекорды?

Нет, временных показателей нет. Разные трассы, разные уклоны, есть в гору, есть по гору. Рекорды не фиксируются.

Хорошо, трассы разные, но вот у конькобежцев, например, есть рекорды каждого катка. Рекордов отдельных трасс тоже нет?

В России рекорды фиксируются на тех трассах, где неоднократно соревнования проходили, на Поклонной горе, например.

Для защиты роллеры используют только шлем, хотя не вписаться в поворот – одно дело зимой на спуске в сугроб вылететь, другое – асфальт. Локти, колени без защиты – это правила соревнований такие? Не страшно так выступать?

Лыжероллеры вообще травмоопасный вид спорта. И стартуем много, и массовые старты бывают, когда несколько десятков или сотен людей стартует, и в городах трассы очень узкие бывают. Падают, руки ломают, пальцы. Конечно, страшно. Но об этом стараешься не думать. Правила ничего не запрещают, защиту можно надеть. Но в наклоне, на спусках, защита будет мешать. Я ее не использую. Опыт уже определенный есть и в скорости, маневренности терять не хочется.

В лыжероллерах один или два стиля передвижения?

Также как в лыжах, классика и конек. Классикой проводят гонки в гору, но не часто, может 2-3 за весь сезон. Там специальные лыжероллеры, они меньше, у них 3 колеса и они скоростные, в поворот на них не впишешься вообще. А на коньковый ход – 2-колесные лыжероллеры, у них диаметр колеса большой, высокие колеса. На этапах Кубка мира специальный техконтроль есть, все параметры лыжероллеров должны соответствовать требованиям.

Различается резина у колес на сухую погоду и на дождь?

«Дождевая» резина есть, она мокрый асфальт хорошо держит. Но минус и есть – толчок получается короче и проигрыш в скорости в итоге большой, поэтому ей редко пользуются.

Защиту не используете, «дождевую» резину – тоже. Рискованно очень получается. А страховка предусмотрена?

У нас есть стандартные минимальные страховки, на 30 тысяч рублей. На мой взгляд, страховые случаи должны быть предусмотрены в значительно большем объеме, потому что травмы бывают разные. А то, что рискуем, это понятно, но победить очень хочется.

Лыжероллерный спринт по скорости значительно быстрее лыжного. Столкновения, падения случаются?

Скорость просто бешенная. Но по сравнению с лыжным спринтом есть одно существенное отличие – у каждого роллера своя дорожка, обязательно есть разделительная полоса и никто не имеет права пересекать ее и мешать сопернику. В этом смысле лыжероллерный спринт безопаснее, таких завалов как в лыжах не бывает.

Существуют специализированные лыжероллерные трассы?

Нет, мы можем гоняться везде, где есть асфальт. Городские улицы, автомобильные дороги, велодорожки. У нас проводились спринты в Москве, в Нижнем Новгороде на площадках перед супермаркетами, моллами. Освобождали автомобильные стоянки, размечали и получались хорошие равнинные трассы с широкими дорожками.

Вы предпочитаете спринты или гонки в гору?

Мне на равнине бороться сложно, массы тела не хватает. Здесь принцип велосипеда – на спринте накатывают тебя на финише. В гору разрывы и преимущество побольше, потяжелее идти, там накатить меня сложнее. У нас разделение очень явное – спринт на лыжероллерах всего 200м, другие мышцы задействуются. Это взрывная гонка, здесь чистые роллеры побеждают. А в гонке в гору, там больше выносливость нужна, а не скорость. Здесь уже лыжники лучше выступают. Роллеры, кто на равнине хорошо бегут, в горе с лыжниками наравне выступать не могут.

В Италии проводится гонка в гору к вершине Ветте-ди-Фельтре. Она известна тем, что один из спонсоров, местный пивоваренный завод, дарит победителю промежуточного финиша ящик пива. Вам запомнились какие-то гонки с необычными призами?

Про призы не скажу, а с этой гонкой у меня связана своя история. Лет 8 назад именно на этой гонке я впервые встала на скоростные роллеры. Я была в шоке – как ехать, что делать. Не помню, как я там пробежала и какое место заняла, но я тогда решила, что обязательно научусь на них ездить.

Лыжероллеры как самостоятельный вид спорта выделился не так давно, меньше 10 лет назад. До того, чтобы стать олимпийским видом, наверное, еще далеко.

Если глобальное потепление продолжится, то может стать олимпийским видом очень быстро. Если серьезно, популярность вида спорта растет. Это видно и по количеству команд и спортсменов, которые в соревнованиях участвуют, и по количеству зрителей, которые приходят смотреть. Два года назад в России соревнования на лыжероллерах столько зрителей не собирали. Те же спринты – короткие, динамичные, по 2 человека, все на глазах происходит, мне кажется, даже интереснее смотреть, чем зимние спринты.

В конце мая Вы стали победительницей соревнований Ultra Sprint by Craft. Что это были за старты?

Ultra Sprint – спринт в гору, на лыжах, искусственный снег. Проводили в Москве. Дистанция была 333 метра. Кажется, что для лыж короткий спринт, но это горнолыжный спуск наоборот, с середины дистанции стена просто в лоб. Угол подъема точно не назову, но уже по ходу соревнований организаторы поняли, что гора оказалась слишком тяжелой, даже для мужчин. Полуфиналы убрали и сразу провели финал. Так что в эту гору вместо четырех раз мы поднимались три – в прологе, четвертьфинале и в финале. И мне удалось победить.

И все-таки, если бы пришлось выбирать - лыжероллеры или лыжи?

Я готовлюсь к лыжным гонкам. Но в системе подготовки у меня есть скоростные ролики. Итальянцы такую методику давно используют. Мы ее попробовали – получилось, хуже от этого точно не стало, я вхожу в основной состав национальной сборной по лыжероллерам. Специально я готовлюсь к чемпионату России, к чемпионату мира. На этапы Кубка мира мы ездим редко, потому что это приходится делать за свой счет. На чемпионат мира по лыжероллерам федерация обещала повезти всю команду – 5 мужчин и 5 женщин. Будет ряд отборов, надо пробежать как можно лучше.

Вы ставите цель отбираться в команду на Олимпиаду?

Задачу себе такую ставлю. Готовлюсь, и лыжероллеры мне в этом помогают. Мы живем в Головино, здесь прекрасный лыжный центр, все условия для тренировок есть. Вопрос пока открыт со сборами на высоте и с первым снегом, но это будем решать. Обязательно буду пробовать отобраться.

Наталья Зернова

Родилась 7 августа 1976 года в г.Истра Московской области.
Выступает за Московскую область и СО «Динамо». МСМК по лыжным гонкам. Специализация – универсал. Многократный призер чемпионатов и Кубка России по лыжным гонкам. Бронзовый призер Кубка FIS в зачете марафонских гонок.
Серебряный и бронзовый призер чемпионатов мира, победитель этапов Кубка мира, многократная чемпионка России по лыжероллерам.

Валерия Зык, ИА «PRа-техника»

Фото www.craft-russia.ru

0