Именно на первозданных склонах сноуборд становится машиной исполнения желаний, с радостью даря своему хозяину подлинную свободу. Свободу сигать с наддувов, взметая облака снега, свободу закладывать виражи, расчерчивая девственные склоны, свободу оставить Свой след.
Но целина - эксклюзив, доступный не каждому. Чтобы прокатиться по свежему снегу, люди платят нехилые деньги. Полноценный день вертолетного катания в Красной Поляне выйдет эдак в 300-400$.
Да и вертолет - не панацея, для полетов нужна хорошая погода и разрешения. Например, практически во всех Альпах heli-ski запрещено.
Альтернативой геликоптеру является мускульная сила и здоровье, так что самые последовательные любители свежего снега обзаводятся ски-тур комплектами и топают в гору пешком, совмещая приятное с полезным (неспешный подъем в гору - идеальное упражнение для прокачки сердечно-сосудистой системы).
Называется это baсkcountry, по нашему - нечто вроде путешествия по глухоманям и задворкам, попросту говоря, туда, где не ступала нога изнеженного курортного лыжебордера.
В backcountry катании у лыжников явное преимущество - специальные ски-тур крепления и камуса (ленты–аппликации, которые не дают лыжам проскальзывать) позволяют на подъеме использовать лыжи как снегоступы, а после снятия камуса и фиксации пяток креплений комплект превращается в обычный горнолыжный снаряд.
Бордерам повезло меньше, доска на подъеме - это обуза, и до недавнего времени бэккантри туры для бордеров были серьезным упражнением по торению тропы в глубоком снегу. Конечно, если есть снегоступы, то процесс упрощается, но все равно остается чувство классовой неприязни к лыжнику, легко и непринужденно топающему на лыжах вверх, в то время как ты изображаешь из себя лягушку, взбивающую сметану.
Но бордеры не привыкли сдаваться, и в далеком 1993 году на свет появился набор «очумелые руки» - Voile Split Decision Kit, предназначенный для разделывания сноуборда на две половинки.
Собственно, этот набор содержит разнообразные крючочки-замочки для скрепления предварительно распиленной доски и поворотные платформы с креплениями.
Для использования сноуборда как снегоступов надо просто разделить ее, приклеить камус, повернуть крепы вдоль по доске, освободить пятки, и вот вы уже человек-вездеход. Забравшись на гору, вы стыкуете половинки доски вместе, поворачиваете крепления, и из вихрей и виражей рождается человек- птица.
Естественно, что на практике все получается не так красиво и элегантно. Прежде всего, возникают проблемы с ходовыми качествами, ведь при распиле доски уменьшается торсионная (скруточная) жесткость. Если вы гоняете по пухляку, это незаметно, но на жестком льдистом склоне ваш самодельный сплитборд может не выдержать нагрузок, и шов начнет расходиться. Кроме того, сам процесс сборки сплитборда в боевых условиях, в пургу и при морозе градусов в 20 - отдельная процедура. Легко представляется как фрирайдер немеющими от холода пальцами, чертыхаясь, долбит заледеневшие сочленения и замки, и проклинает технический прогресс и все что с ним связано.
Можно, конечно, переквалифицироваться в лыжники, а можно проявить принципиальность и пробрести фабричный сплитборд, благо, как минимум, четыре производителя уже серьезно озаботились сноубордами для backcountry туров. Burton, Prior, Duotone и, собственно, пионер движения - Voile выпускают сплиты, которые изначально спроектированы именно как разделяемые сноуборды и лишены большей части недостатков, связанных с кустарным сплитбордстроением.
А для бордера, подсевшего на катание по свежему снегу, 700-1000$ - ничто по сравнению с ценой подлинной свободы.
Технологии продолжают развиваться, и я не удивлюсь, если через пару лет появятся полноценные гибриды лыж и досок, и наступит час, когда на сцену выйдет представитель нового поколения, поколения лыжебордеров.
Cсылки по теме
1. Split Board
2. Gear Reviews
Автор: Орлов |