
В прошедшую субботу ушел из жизни легендарный фотограф, первый мастер спорта СССР по горным лыжам, первый чемпион СССР по скоростному спуску и первый человек, спустившийся на горных лыжах с вершины Эльбруса - Вадим Гиппенрейтер. Он умер у себя на даче, не дожив десять месяцев до 100-летнего юбилея.
Путешественник, горнолыжник, альпинист - и самый известный фотограф нашей страны. На всех его фотографиях — только Россия: Кольский полуостров, Карелия, Белое море, Кижи, средняя полоса, Урал, Камчатка,Курильские и Командорские острова, природа и памятники архитектуры. За долгие годы, посвященные фотографии, Вадим Евгеньевич ни разу не пользовался цифровой техникой.
Родился мастер 22 апреля 1917 года в Москве.
«Я вырос на берегу Москвы-реки, с малого возраста был предоставлен самому себе. Уже с 5-7 лет мог запросто просидеть на берегу речки в ожидании рассвета, с крохотным костерком. Самое таинственное время — это когда ночь кончается и появляется первый просвет. И так продолжалось всю жизнь.
По природе я, конечно, биолог. Но с биофака меня выгнали за то, что у меня отец дворянин. Потом приняли в медицинский институт как спортсмена — я к тому времени был уже чемпионом Москвы, чемпионом СССР, а в 1939-м году первым съехал с вершины Эльбруса.
В мединституте очень хорошо преподавали общую биологию. Но врач должен быть узким специалистом, а меня это не устраивало — положить жизнь на одну специальность. Я перевёлся в художественный институт и окончил его в 1948-м году. В это время был расцвет культа личности, деньги платили только за портреты вождей. Этого я тоже делать не умел. Поэтому я проработал 20 лет тренером по горным лыжам, занимаясь при этом фотографией.
Снимать я начал в раннем детстве. В каждой интеллигентной семье были деревянные фотоаппараты — и российского производства, и заграничные. Лет с семи мы уже совали нос во всю эту аппаратуру, ставили камеру на штатив, накрывались тряпкой, по матовому стеклу строили картинку. И когда собирались родственники, нас заставляли фотографировать. Снимали на стеклянные пластинки, сами их проявляли при красном свете — весь процесс был в руках».
В 1934 году, в 17 лет, Гиппенрейтер начал кататься на горных лыжах под руководством австрийца Густава Деберли, а в 20 лет выиграл чемпионат СССР по слалому и скоростному спуску. В дальнейшем он трижды завоёвывал титул чемпиона Советского Союза по горным лыжам. С 1937 по 1960 год работал тренером по горным лыжам спортивных обществ «Вита» и «Зенит».


«На Камчатку я ездил в течение 40 лет. В первый свой приезд я познакомился с вулканологами и потом был в курсе всех событий на Камчатке. Как только там что-нибудь происходило, мне сразу сообщали, и я ехал туда. Про извержение вулкана Толбачик я знал заранее. Целый год длилось это извержение, то затихало, то снова возникало, и целый год я там снимал. Многие люди с аппаратами избегают этих съёмок, потому что там без конца сыплется на голову пепел, воды нет, дождевая вода — кислая, в ней никакая еда не годится… Один аппарат мне разбило вулканической бомбой — куском застывшей лавы.

Есть фотография, где я сижу и что-то делаю, а сзади рушится лавовый поток. И чайник стоит на куске горячей лавы. Снял меня вулканолог Генрих Штейнберг. Я ему говорю: «Давай садись на моё место, теперь я тебя сниму». Пока мы менялись местами, прилетел булыжник и врезался в крышку чайника, заклинил ее намертво. И на следующем кадре Генрих сидит уже с этим чайником.
Никто не знал, когда кончится извержение. Приходилось постоянно ездить в Москву за плёнкой. Привозил запас плёнки в расчёте на то, что мне хватит на съёмку. Но извержение продолжалось, плёнка заканчивалась, приходилось снова лететь в Москву. В какой-то момент всё закончилось, и наступила абсолютная тишина. Это было очень непривычно, потому что мы уже вжились в непрерывный грохот. Изверженные породы вступают в реакцию с кислородом, начинаются новые химические процессы, новый разогрев той же самой лавы. И через 10 лет я поехал туда снимать эти процессы. Так что материала по Толбачику у меня хватит на 10 альбомов».

По словам его ученика, Антона Ланге: «Масса фотографов, которые сейчас осаждают все экзотические места России и все время норовят сказать, что они там первые, и до них там никто не снимал, они ошибаются. Вадим Евгеньевич сделал первым классические съемки, самые его знаменитые - это вулканы Камчатки".

"Он снимал все крупнейшие извержения камчатских и курильских вулканов на протяжении 30 лет. Он сделал классические съемки русского севера, Урала, Дальнего Востока, Средней Азии. Причем, это были соло-экспедиции. Он был вообще одиночка, соло-покоритель. Не случайно другая сторона его жизни была связана со спортом и альпинизмом".

Он также рассказал, что Гиппенрейтер стал чемпионом СССР по альпинизму и горным лыжам еще до Великой Отечественной войны. "Вадим Евгеньевич был человеком из той эпохи, когда люди в одиночку покоряли Эверест, пересекали Северный полюс. Я с гордостью считаю его своим учителем, познакомился с ним, когда мне было всего 12 лет, в 1975 году, как раз, когда были сделаны легендарные съемки вулканов. И с тех пор нас связывали близкие отношения, насколько это возможно для такого строгого, спартанского образа жизни человека, и мало кого к себе допускал", - отметил Ланге.

Гиппенрейтер активно работал и был в прекрасной спортивной форме даже в 80 лет. Он снимал только на пленку, старыми камерами, камерой "Москва", самодельной деревянной камерой на листовой слайд, снимал медленно, спокойно проводил несколько дней без единого кадра.
«Я всю жизнь снимал камерой, сделанной в 1895 году. Причём я её сам доводил до нужной кондиции — под современные кассеты и объективы. А уклон задней стенки камеры, возможность смещения передней стенки вверх-вниз и в стороны — подвижки, которые исправляют перспективу, основа широкоформатной съемки — были в деревянных камерах ещё в те времена. Это были настоящие профессиональные фотоаппараты. Мой отчим говорил, что хороший фотограф снимет и стеклянной пуговицей.
Снимал деревянными дореволюционными камерами, начиненными современной оптикой. Там, где можно было снимать не спеша, ставил штатив, накрывался тряпкой, и пока не утрясал кадр, от этого места не отходил. Менял эти камеры лишь на широкопленочные аппараты, когда ехал куда-нибудь в горы, где тяжело управляться с тяжелым штативом. Камера большого формата 13х18 имеет все уклоны, можно увидеть качество поверхности, есть возможность перспективных исправлений, введения в резкость отдельных планов. Работа с крупноформатным аппаратом ко многому обязывает, расширяет возможности. Начинаешь заниматься действительно фотографией. Вырабатывается правильное отношение.
Проявляю сам в ванной. Зачем ехать проявлять куда-то через всю Москву, если можно то же самое сделать дома в любое время суток? Я должен всегда знать, в чем я ошибся, если со съемкой что-то не так. Меня научил этому опыт работы с "Правдой". Однажды я снимал Таллиннскую регату. Мой знакомый Тимир Пинегин, легендарная личность, чемпион Олимпийских игр и мира, дал мне катер, чтобы я мог работать в любых условиях - и в шторм, и в волну. Яхты опрокидывались, погода была чудовищная. Я наснимал такого, что мало кому удавалось. Съемку запороли в "Правде". С тех пор все делаю сам».

Тем не менее, он автор огромного количества фотографий. Многие его работы созданы по канонам живописи. Глядя на них, кажется, что без компьютерной обработки здесь не обошлось – слишком нереальные цветовые аккорды. Его гигантский архив еще требует осмысления, издания, статуса национального достояния.
«Нельзя щелкать бездумно всё подряд. Самодисциплина и хорошая физическая подготовка важны, чтобы преодолевать все трудности, связанные с походной жизнью. Я говорю, конечно, о фотографе, которому приходится природу снимать. Надо стараться избегать "открыточных" снимков. В природе самое интересное - плохая погода, с дождем, снегом, ветром, тяжелыми серыми тучами».
Вадим Гиппенрейтер - автор почти 50 альбомов, уникальных фотографий самых неизведанных уголков нашей страны. Указом Президента Российской Федерации в 2012 году был награждён орденом Почёта.
РАБОТЫ И ВЫСТАВКИ
Автор 28 фотоальбомов по тематикам спорт, искусство, природа, в его архиве около 50 тыс. форматных слайдов. Золотая медаль Международной выставки «ИНТЕРПРЕССФОТО» (1966). Член Союза журналистов СССР, член Союза фотохудожников России.
Изданные фотоальбомы:
- Сказки русского леса. М., 1967.
- К вулканам Камчатки. М., 1970.
- Теберда — Домбай. М., 1970.
- Заонежье. Музей-заповедник под открытым небом. М., 1972.
- Командоры. М., 1972.
- Новгород. М., 1976.
- Вершины впереди. В горах Кабардино-Балкарии. М., 1978.
- Рождение вулкана. М., 1979.
- Мещерская сторона. М., 1981.
- Мелодии русского леса. М., 1983.
- Времена года. М., 1987.
- Средняя Азия. Архитектурные памятники IX—XIX вв. М., 1987.
- Гармония вечного. Древнее искусство Карелии. Петрозаводск, 1994.
*Интервью Юлия Орлова с Вадимом Гиппенрейтером, сделанное 12 лет назад - здесь.