Регион катания Ski6, центром которого является связка курортов Серфаус-Фисс-Ладис, уже представлен на сайте ski.ru несколькими публикациями. Вот и я решил добавить свои "5 копеек", поскольку это путешествие получилось совсем не таким, какими обычно до сих пор бывали выезды в австрийские Альпы. Было в нем, конечно, и хорошее, и плохое, но было и немыслимое, о чем грех не поделиться с общественностью, чтобы она могла в дальнейшем действовать по принципу: кто предупрежден - тот вооружен.
Организация путешествия
Начну я "от печки", то есть с момента подготовки поездки. Здесь придется упомянуть неприятную новость лета 2013 года - прекратил свое существование туроператор Асент-Трэвел - наш давний и основной проводник в альпийский мир в целом, и в Австрию в особенности. Мы придерживаемся принципа доверять организацию своего отдыха только известным фирмам, и поскольку брендов не так уж и много, мы ранее уже перепробовали и отбраковали по разным причинам прочих. Поэтому, когда Асент вышел из игры, на рынке оказалось почти пусто. И мы решили довериться фирме Эрцог - единственной незапятнанной в наших глазах отрицательным опытом от общения с ней. Эта безальтернативность сразу аукнулась крайне неудобными ночными вылетами "туда" и "обратно", но нам не привыкать. Однако, как впоследствии выяснилось, это были еще "цветочки".Прежде всего обращу внимание, что Эрцог летает в Австрию только через Зальцбург. Для курортов Тироля это выглядит смешно, если бы не было так грустно. Очевидно, что это - решение, в котором жажда наживы начисто вытесняет человеческое отношение к клиенту. Даже с учетом сложности аэропорта Инсбрука (куда мы в былые годы не один раз летали), под боком у Тироля - отличный Мюнхен (куда также протоптана дорожка толпами российских пассажиров), и при желании Эрцог мог бы обеспечить опциональный вариант перелета - может быть чуть более дорогой, но более удобный. Однако это лишь мечты. Про то, какую авиакомпанию выбрал Эрцог - отдельная "пестня", об этом - подробности чуть дальше.
Судя по тому, что в Австрии нас встречали и провожали люди TUI, Эрцог фактически не представлен в Австрии. Водилами на трансфере работали какие-то гастарбайтеры - не то венгры, не то поляки. Местности они не знают и найти нужные адреса с первого раза у них не получалось - отсюда увеличение и без того немаленького времени трансфера - что туда, что обратно. При заезде нам даже устроили "экскурсию" по Зеефельду - именно так был логистически спланирован наш маршрут - а ведь Зеефельд расположен уже по пути в Германию, то есть в противоположную сторону от Серфауса. Но так, конечно, дешевле.
Ну а про то, что представителя Эрцога в Серфаусе не бывает в принципе, даже один раз в неделю, - не стоит и говорить. Понятно, что это теперь немодно - держать, как в былые времена, гида на курорте. Теперь турфирма ограничивается выдачей номера мобильного телефона, а уж дозвонитесь ли вы и сможете ли по телефону решить интересующий вас вопрос - не суть важно. Впрочем, нам гид был не нужен, мы изъездили Тироль вдоль и поперек, а вот новым гостям, которые могли бы захотеть съездить в разгрузочный от катания день на какие-нибудь экскурсии, общение с гидом могло бы пригодиться.
Регион
Где жить - в Серфаусе, Фиссе или Ладисе - можно выбирать из личных предпочтений. Ладис - настоящая деревня - в нем всего лишь один супермаркет (да и тот мини), пара спортивных магазинов и ресторанчиков, но он - самый дешевый из тройки. Фисс и Серфаус покрупнее и подороже. Проживание в Ладисе означает, что нужно каждый день тратить 20 минут проезда на Sonnenbahn-е до Фисса, но нас это не напрягало. При желании можно жить и в долине, например, в Риде - там еще дешевле. Но тогда следует приплюсовать 10 минут езды на ски-бусе, о котором далее еще пойдет речь.Итак, поселились мы в Ладисе - самой нижней и бюджетной деревеньке из тройки объединенного региона Серфаус-Фисс-Ладис. Апартаменты были расположены рядом с нижней станцией подъемника Sonnenbahn. К сожалению, Google Maps еще не охватили Ладис своей технологией "street view", и на плоской карте не было видно перепада высот между домом и станцией, а на деле между ними метров 20 по альтиметру. А самый неприятный, и не подобающий Австрии факт заключается в том, что проход к подъемнику с улицы Razilweg отсутствует. Кружной путь - через центр - километр. Единственный вариант - напрямки по газону, у которого висит угрожающая табличка о недопустимости ходить по частной собственности, но люди вынуждены там ходить и мясить грязь, когда сходит снег. Обычно в Австрии нет проблем с тем, чтобы по уму оборудовать для людей доступ к склонам и подъемникам. Но здесь это не работает. Позднее у нас появилась догадка, что весь регион Серфаус-Фисс-Ладис, видимо, заточен исключительно на людей с машинами, и к подъемникам принято подъезжать на колесах.
Согласно сайту Серфаус-Фисс-Ладис, объединенный регион предлагает 212 км трасс. На 2 недели нам этого показалось маловато, и мы купили расширенный ски-пасс Ski6, в который помимо озвученной тройки входят также близлежащие Nauders, Fendels, Venet и ледник Kaunertal. Ски-пасс обошелся в 398 евро на 12 дней (1 неделя низкого сезона + 1 неделя выского). Это на 55 евро дороже, чем ски-пасс на собственный регион Серфаус-Фисс-Ладис. При этом единственный выезд в какой-либо из соседних регионов уже почти окупает Ski6, поскольку 1 день там стоит в пределах 40 евро, а если еще пользоваться общественным транспортом, то он без ски-пасса Ski6 может встать (в зависимости от маршрута) в 5-10 евро.
Кстати говоря, с транспортом здесь также не все ладно как в других местах Австрии. Мы, наивные, начитались рекламных проспектов, в которых говорится о нескольких маршрутах бесплатных ски-бусов, связывающих Серфаус-Фисс-Ладис с городком Рид (вниз по долине), регионом Фендельс (нижняя станция расположена в самом Риде), с Наудерсом (вверх по долине), и с соседней долиной Каунерталь. Как бы не так! Да, ски-бусы и вправду есть, но ходят они по такому принципу: три (а то и два) рейса утром из Рида к подъемникам, а вечером - три (или два) рейса обратно. Получилось, что, живя в регионе Серфаус-Фисс-Ладис, нельзя воспользоваться ски-бусами для переезда в соседние регионы. Я такое идиотское расписание впервые за многие годы вижу не только в Австрии, но вообще среди всех европейских стран.
Единственное решение, не считая, разумеется, личного авто, - ехать за деньги на пост-бусе до Рида, а далее уже на ски-бусе. И это тоже не похоже на Австрию. Например, насколько я помню, в Майрхофене можно было со ски-пассом бесплатно ездить на "грин-лайне", не говоря уже о поезде. Столь же лего было путешествовать, например, из Санкт-Антона - в ЗонненКопФ, из Зельдена - в Гургль, или из Ишгля - в Галтюр.
Из-за таких сложностей мы лишь единожды сподобились на автобусный переезд, и, конечно же, выбрали целью своей вылазки ледник Каунерталь, но подробнее об этом - чуть ниже, а здесь лишь упомяну, что пост-бус от Ладиса до Прутца стоил 3.40 евро в одну сторону.
Сам регион катания Серфаус-Фисс-Ладис - вполне приличный. Есть места и для новичков, и для экспертов. После снегопада, который порадовал нас сразу после приезда, открываются огромные перспективы для внетрассового катания. Большинство склонов - южной ориентации, здесь солнечно и тепло, но снег на выкатах может превращаться в кашу во второй половине дня. Размеченной для катания северной стороной обладают лишь некоторые горные хребты - Пецид (Pezid) с Лацидом (Lazid) в районе Серфауса, и Schonjoch над Фиссом-Ладисом.
Народу временами может появиться довольно много. Сперва, в низкий сезон, было почти свободно, а потом, в высокий, случился наплыв. Самая большая очередь, в которой мы стояли, была на полчаса. Произошло это однажды в первой половине дня на "яйцах" Waldbahn-а в Фиссе. На других подъемниках - получше: время в очередях не превышало 10 минут, и то - это только в своеобразные утренние "часы пик", особенно в хорошую погоду.
Некоторое разочарование вызывает схема лыжных трасс: на ней много не то чтобы неточностей, но неясностей. Они могут вводить в заблуждение и в конечном счете стоить часика лишних перемещений, а ведь незапланированные вояжи под конец дня лишь усугубят усталость. Для примера приведу часть схемы в районе Schonjoch: слева - оригинал, справа - вариант с дополнениями. Красная между Schonjoch и Schonjochl отсутствует! А если бы и была, то в направлении от Schonjochl к Schonjoch. Между прочим её нет на старых схемах - видимо, запланировали, а построить забыли. Направления синих в районе бугеля Schojochllift, да и самого этого подъемника - тоже неочевидно без стрелочек. Я там оказался в тумане и смог проехать по намеченному маршруту только методом проб и ошибок, со второго раза.
Развлечения
Во всем регионе чувствуется особый упор на семейную и детскую аудиторию: есть детские сады и школы, несколько тематических парков - парк зверей, парк ужасов, американский салун, парусный корабль и прочие игрушечные постройки.Для катающихся есть свои развлечения: несколько фан-парков, трассы с флажками и одна даже с видео-камерами. Расположена она как раз на северной стороне Schonjoch-а, рядом со сноупарком. Работает это чудо на основе выдаваемых ски-пассов. В стартовом домике нужно вставить свой ски-пасс в турникет и затем можно ехать. Повторять попытку можно сколько угодно раз. Вечером заходите на сайт skiline.cc, регистрируетесь там, если еще не зарегистрированы (а если зарегистрированы, то вы и сами все знаете ;-), и вводите номер своего ски-пасса. После входа можно посмотреть свое видео - одно или несколько, если было несколько попыток. В принципе, ски-пассы позволяют не только запечатлеть себя на трассе, но и собирают каждодневную статистику о пройденных маршрутах.
Если в процессе катания захотелось отдохнуть (и погода не подкачала), то можно воспользоваться так называемыми "станциями хорошего настроения" (wohlfuhlstation), разбросанными по всем склонам. Это небольшие открытые постройки с креслами и шезлонгами.
У верхней станции Komperdell, у дальнего выхода в Snow & Fun Center "Take Off" каждый вторник проводятся бесплатные тесты лыж. Среди брендов - Atomic, Head, Voelkl, Head, Kaestle, Salomon. Тесты проходят с 10 утра до 13:30, одну пару можно тестировать 1 час. Лыжи можно менять несколько раз. Вместо залога требуется удостоверение личности или кредитка. Про эти тесты можно вычитать в интернете. Однако похожие тесты проводились также у верхней и нижней станции подъемника Alpkopfbahn, но относительно их регулярности нам ничего не известно.
А вот по четвергам, в Ладисе у стен замка Лаудек разыгрывается свое собственное сказочное цветовое пиротехническое представление, и оно бесплатное.
Здесь хочется особенно отметить, что в Ладисе есть свой замок - некоторая достопримечательность, к которой не надо далеко ехать и которая могла бы внести разнообразие в культурную программу. Однако плохо то, что зимой замок закрыт для посещения. Для сравнения в Швейцарии довольно много крепостей и замков доступных даже зимой, как например крепости Сьона и Брига, Шильонский замок. Австрийцы в этом плане ленятся.
Выезд на ледник
Если домашний регион полностью выкатан и хочется разнообразия, по соседству находится еще несколько курортов. Самый ближний и мелкий - Фендельс, расположенный на противоположной стороне долины - там северная ориентация склонов и снег может лучше сохраняться. Нижняя станция канатки расположена непосредственно в городке Рид. Вверх по долине находится курорт побольше - Наудерс. Ну, а самое интересное - это, конечно, ледник Каунер в соседней долине. Чтобы попасть туда из Серфауса-Фисса-Ладиса, нужно сперва доехать до Прутца (например, на пост-бусе, остановка Prutz Postamt), а там пересесть на совмещенный рейс пост-буса и ски-буса до Ochsenalm - это конечный пукт в Каунерталь, где расположена нижняя станция креселки. Со ски-пассом проезд бесплатный, без ски-пасса - 10 евро. Время в пути - примерно час.По пути в Каунерталь со мной приключилась история, о которой должен знать каждый. Пост-бусы в данном регионе Австрии, как и во многих других, приспособлены для перевозки горнолыжного оборудования. Но, по непонятным причинам, вместо герметичного шкафчика сзади приделана дырявая клеть без всякого крипежа. Зазор между нижними и верхними горизонтальными перекладинами таковы, что лыжи там могут держаться только если они длинной 2 метра или их туда навалена полная куча. В нашем случае при посадке, можно сказать, на конечном пункте, лыж кроме наших не было. Мы их закрепили достаточно надежно и отправились в путь. По мере движения по долине Каунерталь подсаживались другие лыжники и бордеры. В какой-то момент водила, недовольный тем, как мы поставили свои лыжи, вышел и переставил всё на свой лад. По прибытию к леднику моих лыж не оказалось - они были потеряны по дороге. Мне было предложено воспользоваться прокатом, и весь день я катался на прокатных слаломках Stockli за 26 евро.
Как мне потом сказали в офисе по туризму, водитель ни за что не отвечает. Дословно: любой из пассажиров мог переставить ваши лыжи. Такие ситуации покрываются страховкой, но приятного в них все равно мало. Мораль: не ленитесь проверять, какие манипуляции выполняют с вашим оборудованием посторонние люди на каждой остановке. Еще лучше - кладите оборудование в нижние багажные отделения автобуса, даже если водитель возражает - просто "посылайте" его. Если лыжи все-таки потеряны, настойчиво требуйте денег от водителя, сфотографируйте его самого и его автобус для последующих разборок.
В середине дня водила подвез-таки мне лыжи, якобы найденные на дороге. Я пытался вернуть деньги за прокат, но эта шарашкина контора заодно с водителями. Когда мне выдавали лыжи в прокате, то сказали, что я их могу сдать водителю и он по чеку вернет мне деньги. Когда водила подвез мне мои лыжи, он сказал, что я должен все вернуть в прокат. Поскольку водитель был на стоянке (а потом и вовсе свалил), а прокат - на горе, я не смог устроить им очную ставку. В общем, нельзя исключить, что это просто развод на деньги.
По поводу самого катания на леднике можно сказать, что оно, конечно же, сильно отличается от "низких" курортов. На леднике - настоящая зима, сухой снег, есть большая вероятность сильного ветра (он случился и при нас, так что верхние "яйца" были полдня отключены). Регион катания небольшой, ровно на 1 день. Трассы - простые. Даже те, которые помечены красным или черным, раскрашены так из-за наличия на них непродолжительных крутых перепадов. Катающихся мало, очередей нет. В целом, если бы не история с лыжами, впечатления были бы неплохими. Поездка туда на денек в зимнюю сказку может разнообразить программу катания. Но селиться в долине Каунерталь, например, на неделю, было бы, на мой взгляд скучно, тем более, что утром и вечером нужно полчаса добираться до склона и со склона на автобусе.
Российские сюрпризы
Теперь пришло время рассказать об авиакомпании, которую выбрал Эрцог, потому что главная история приключилась именно по её вине и произошло это во время возвращения домой. У авиакомпании - несколько названий, а точнее кликух, как это обычно бывает у преступников: Когалымавиа, Колавиа, Metrojet. Никогда, никогда, никогда не летайте этой авиакомпанией и не пользуйтесь услугами турфирм, которые с ней сотрудничают. Посмотрите в Интернете, что пишут про эту компанию: она издевается над пассажирами уже не первый раз. С нами же вышло следующее.Приземляемся мы в Домодедово, а командир экипажа объявляет, что часть багажа была намеренно оставлена в Зальцбурге из соображений безопасности, якобы из-за перевеса. И действительно, половина пассажиров недосчиталась лыж и была вынуждена оформлять акты о розыске багажа. Интересно, как так получается, что в условиях перевозки указана норма веса багажа, а перевозчик на неё "чихает"? Лыжи, похоже, были оставлены абсолютно без разбора, невзирая на то, что у кого-то вес багажа был в пределах нормы. Следует также учесть, что перелет-то близкий - всего 3 часа - и топлива не нужно заливать под завязку.
Остается констатировать, что авиакомпания указывает норму веса, перевозку которой не может выполнить. На мой взгляд, это является предоставлением ложных сведений об услугах и мошенничеством. Или же они переправляли какой-то свой левый груз. В общем, суд, тюрьма и как минимум, отзыв лицензии - плачут по этой авикомпании.
В конечном счете они дослали наши лыжи (разумеется, в аэропорт, а не на дом), но поиск был тернист и занял несколько дней. Заплатят ли неустойку - пока не известно. В общем, впечатления от отдыха были основательно подпорчены дорогой домой - маразматическими действиями Metrojet. Возможно ли себе представить подобное безобразие в какой-нибудь другой европейской стране? Наверно, только в России это сходит с рук.