Совершил с семьей поездку по Европе и теперь по просьбе форумчан небольшой сухой отчетик.
Сначала о подготовке. Её почти не было. В марте забронировали недельный отдых с 11 по 18 июля в швейцарском Клабмеде (Виллар-сюр-Оллон, 20 км восточнее Монтрё), а в начале июня пришла мысль продлить удовольствие, тем более почти новое авто простаивало (Мицубиши Аутлендер XL с пробегом 4тыс. км на тот момент). Ну и позвонил знакомому хозяину шале в Шампани ан Вануаз (на 10 км далее Куршавеля, если подниматься от Мутье). Он любезно предложил недорого все шале и свои услуги гида. Я нашел семейную пару попутчиков, собрал доки и через неделю получил на них, себя и дочь полугодовые шенгены в московском визовом центре Франции. У супруги была действующая французская до 23 июля. Потом появилась мысль показать дочери Гриндельвальд, сделать шоппинг в Милане, и отдохнуть пару недель в Черногории уж за одно...
1 июля попутчики полетели самолетом в Женеву, а я с женой и дочерью в 7.30 стартовал из Мск с "Атласом дорог СССР" и маленькой картой Европы на руках. Уже в 8 вечера мы проходили границу с Польшей (заняло полчаса), поменяли евро на злотые и еще через два с половиной часа уже гуляли по вечерней Варшаве. Где-то в полночь решили выехать за город и искать ночлег, но тут же попалась недорогая гостиница, там и заночевали.
Утром 2-го купил в лотке клубники и фруктов, позавтракали в отеле, спросили у портье дорогу и около полудня направились на запад. По ходу появилась мысль заехать в Дрезден. Но попав в семь вечера в Германию, увидели, что съезд на Дрезден на ремонте и надо двигаться на Берлин и искать разворот. Супруга тут же предложила заехать в столицу, где мы не были с 90-го года. Через 1 км я согласился. Автобан через город... Куда сворачивать? Вижу знакомое название "Тьергартен" и рулю на него. Нормально! Мы в Западном Берлине. Пара вопросов на заправке и мы уже гуляем по Кюрфюстендам.
В Берлине неделя высокой моды и в ближайших отелях нет мест, но в 300 м находим номер в непафосном отельчике, место парковки в 100 м и гуляем дальше.
3-го с утра легкая шоппинг-разминка, короткие сборы и курс на Дрезден. В Германии надо тупо по указателям выехать на любой автобан и далее искать свой номер дороги или город. Из школьного курса географии предположил, что нам на юг и не ошибся... 3 часа после полудня, въехали в город и когда показалось, что близко к центру, сунулись в ближайший отель и тут же устроились в 4 звездах с парковкой на своей территории за 146 евро на троих с завтраком.
Через 10 минут пошли в сторону центра, до которого оказалось 15 минут пешком. Пока шел решил в книжном разориться на Атлас Европы от Марко Поло за аж 11 евро... В центре, на Театральной площади, оказалась открытая сцена и плакаты Элтона того самого Джона.
Как выяснилось, именно этим вечером Великий Элтон намеревался дать концерт. С удовольствием его посмотрели со ступенек здания Оперы на халяву.
4-го к полудню решили направиться в Мюнхен, благо недалече. Где-то к семи нашел место для парковки в центре, еще 10 минут и размещаемся в недорогом отельчике. Вот теперь и я оторвусь в старинной пивной на пешеходной улице! Дополнительная вечерняя прогулка по центру, ночевка и утром в дорогу.
5-е июля. Путь по следам АнтонА к баварским замкам. Выхожу на автобан на Гармиш, но не знаю, где крутить направо, и приезжаю в этот самый Гармиш. Вот тут впервые поплутал верст десять. Спишем на незнание языка. Осмотр замков, ну и надо уже во Францию, ведь аппарты оплачены с 1-го июля. Попутчики звонят, беспокоятся. Выдавив все знания немецкого, спрашиваю таксиста: "Бодензее! Свис!". Машу руками для убедительности. "Кемптен"- спокойно отвечает таксист и, видя моё недоумение от этого английского названия, повторяет его еще два раза, показывая пальцем направление.
16.30 Иду на Кемптен почти по баварским проселкам. Доезжаю и появляются указатели на Австрию и Швейцарию. Граница с Австрией: покупаю Свис-виньетку и транзит австрийский. 60км и скучающий свисовский погранец, увидев руский номер, даже попросил меня аусвайс показать. Пересекаем с востока на юго-запад Швейцарию за 4 часа с получасовой остановкой на ужин у автобана.
Уже в темноте попадаем во Францию и кусок автобана до Аннси за 6 евро по карте Виза. Ну а дальше кусок хорошо знакомый через Альбертвиль и Мутье, мимо Брид-ле-Бена, мимо поворота на Танья и Куршавели. Нам прямо до Шампани ан Вануаз. Полночь, а нас ждет и встречает радушный хозяин. Занимаем две комнаты на верхнем этаже и спать. 3350 км с заездами в города и небольшими плутаниями в Баварии пройдены.
6-10 июля маньяк-хозяин проходу не давал: кормил ракле и тартифлет, возил на своем Рено Трафик в Куршавель, Мутье, Альбервиль, Шамбери, Лион.
Совершали с ним пешие прогулки в зону катания Ла Плань, в национальный парк Вануаз почти до Тиня. Вернее до точки, откуда хорошо виден вагон подъемника в летнюю зону катания на Гранд Мотт (3050 - 3456).
Зверье там наглое, людей не боится: косули, лисы, мармотты, орлы-санитары природы. Мусор никто не бросает... Тоска - придраться не к чему, все улыбаются встречным, здороваются с тобой, если заранее не отвернешься.
Есть в 10 км курортный городок Пралоньян - столица Вануаз (уж лет 80 как курорт). Там очень мило и своя зонка катания, а с последней французской олимпиады остался крытый каток и бассейн большой, плюс боулинг немаленький. Вечером катаются и местные дети и заезжие туристы. В 5 км от городка свой заход в Вануаз по другую сторону одноименного массива. Подъехал в 9 вечера туда. На парковке 15 машин, а ближайшее жилье осталось в полутора км сзади. Сделал 30-минутный вечерний моцион до полной темноты, но никого не встретил. Видимо, все ушли с ночевками. Только коровы неспешно жуют даже в темноте, норму добирают.
[page]11 июля обнимаем и целуем фантастического хозяина. Он везет моих попутчиков в Женеву на самолет, и мы через час туда же. Надо посмотреть город. Удается бесплатно припарковаться напротив знаменитого фонтана (из озера) и пару часов погулять. Далее решаем объехать озеро не по северному автобану через Лозанну и Монтрё, а по южному берегу через Эвиан, где делаем остановку на перекус и просмотр свадебной церемонии. Заглядываем в новый атлас и через Эгль мимо замечательного замка поднимаемся по серпантину в курортный Виллар-сюр-Оллон.
Здоровенный курортный дворец 20-х годов прошлого века Виллар Палас занимает Клабмед аж на 4 трезубца. Встречают уже на улице, улыбаются, хватают и тащат багаж в неизвестном направлении... А оттуда умопомрачительный вид с огромного природного балкона на долину (что на 800м ниже), за ней Полуденные Зубья (швейцарская часть Порт дю Солей), а левее далекий и снежный Монблан.
На следующий день проводники предлагают походы на любой уровень сложности или тематические экскурсии. Мы выбираем синий уровень. Желающие идут играть в теннис, гольф, бадминтон, баскетбол, футбол или стрелять из лука. Площадки бесплатно здесь же прилагаются.
В один из дней пробуем в сопровождении инструкторов Клабмеда маунтинбайк. Велы отличные, но не покидает ощущение, что больше зависит от техники, чем от тебя, когда несешься на скорости вниз. Неделя пролетает легко и незаметно. Правда тяжеловато после ужина: на грудь принято литр и более пива и 0,75 вина, а надо еще и в баре отметиться и шоу посмотреть. Но приоритет бару. Мохито там не хуже, чем на Кубе.
Суббота 18 июля. Надо ехать в Интерлакен. Там любезный Свиссмейкер забронил мне отель с подземной парковкой. Решаем ехать через Монтрё и Берн с пешими вылазками.
Второй раз крупно плутанул в Берне. Указатель "Центр" выводил меня на окраину, на конечную станцию автобуса. Увидев на таковом надпись "Банхов", подошел тупо к водителю и выяснив, что он стартует через 4 минуты, показал жестами, что поеду за ним, чтобы не шугался и не спешил. Так вот и выбрался в центр. Минус пятый этаж паркинга рядом с парламентом обошелся в 16 франков за 4 часа.
Прогулка с заходом в магазины и туалет с фото на память. Далее недалече и до Интерлакена. Сразу едем в Гриндельвальд, гуляем до темна и лишь потом возвращаемся на поселение в отель на берегу быстрой реки в районе Интерлакен Вест.
Утром из окон обнаруживается шикарный вид на снежные четырехтысячники Мёнх и Юнгфрау. Едем в Гриндельвальд Грунд (нижняя часть Гринда). Бросает машину на громадной парковке, берем билеты на зубчатый поезд и на 2000 м, на Кляйне Шайдег. Катали там в феврале с уважаемым АлекСт.
С супругой иду на горную прогулку, а дочь за 100 евро отправляем на Юнгфрауйох (самая высокая ж/д станция Европы - 3450м). Вооружаем фото и видеотехникой. Переменная облачность, но ей повезло и не затянуло облаками громадный 23-х километровый ледник.
Потом торопимся в долину Лаутербрюннен к знаменитым водопадам. Траумельбах впечатлил особенно. АлексСт замечательно о нем написал.
Вечером созваниваюсь со Свиссмейкером: решаем на утро встретиться в Люцерне и после прогулки ехать штурмовать Сен Готтард.
20 июля, 11.00. Юстас и Алекс братски обнимаются у знаменитого моста в центре Люцерна. Небольшая прогулка к знаменитому каменному льву и по коням. Уходим правее туннеля, лезем вверх. Памятник у Чертова моста. Преклоняем колено перед огромным крестом. Суровые скалы вокруг. Заезжаем в Андермат, обедаем как раз напротив дома, где квартировал граф Суворов перед решающим штурмом. Далее на верхнюю точку перевала. Осмотр замечательного памятника. Поход по снегу.
И о чудо! Свиссмейкер любезно соглашается прокатиться с нами до Лугано. Затаскивает нас в замечательное итальянское местечко Корона на горе в 1 км от Лугано. Незабываемая прогулка там, а потом в городе и расставание.
Нам надо на юг. Там ждет Милан. Отель забронирован на 3 ночи.
21-22 июля. Разграбление Милана, освобождение от большей части денег.
23 июля. Надо сматываться, так как у супруги сегодня заканчивается виза. Едем на Триест, 400 км и Словения. 70 км по бесплатным дорогам и граница с Хорватией. 5 минут и уже за пределами Шенгена держим курс на Риеку и далее по серпантинам изрезанного побережья Ядранска моря. Темнеет, заезжаем в Задар. Нашли там только один отель с ломовыми ценами. Выезжаем из города на юг и в 5 км встаем на ночевку в небольшом отеле (70 евро за двухкомнатный номер).
Солнечное утро 24 июля. Море в 20 м от отеля, а надо ехать (это эмоции)... Были в Хорватии в 2002-м в Опатии. Респектабельный курорт. Долмация же очень похожа на черногорское побережье, правда, с бриллиантом Дубровник. Еще 500 км по серпантинам. Проезжаем Сплит, Макарску Ривьеру. Далее в одном заливе узкий кусочек Боснии и Герцеговины. Кажется Неум называется городок. Обедаем и далее за Дубровник на границу с Монтенегро. На удивление проводим там полчаса.
Монтенегрийские таможенники трясут авто швейцарца, а нам "езжайте" с улыбкой. Еще час по берегу Боко-Которского залива через Герцег Нови, Ризан, Доброту и Котор. И вот мы в 100 м от моря на горе, где есть парковка. Большие аппартаменты 90 кв. м с двумя санузлами и четырьмя сплит-системами.
25 июля едем на дальний пляж, где купаемся и строим планы поездок аж до 10 августа. Мы третий раз в Черногории и многое видели, проехав ранее 1500 км там. Каждый день новые пляжи. 26 км серпантина на плато в Негоши: покупаем пршут, сыр, вино. Переправа на пароме и исследуем новую дорогу на Никшич (далее на Жабляк и Тару уже ездили), знаменитый монастырь Острог (дочь там впервые), Подгорица, Бар, Ульцинь и 10 км отличной Великой Пляжи. Будва и Бечичи для тусовок вечером. Рынок Котора в субботу утром. Отличное чистое море, +32, но не очень жарко. Дни летят очень быстро.
Через неделю вспоминаем, что надо сделать шенген супруге. Едем в Подгорицу и выясняем, что за всех шенгены выдает посольство Словении, а там запись и ждать неделю... Пригодилась карта Европы. Нахожу Консульство Румынии и плачусь консулу. Он обещает дать транзитные визы за два дня, но по 35 евро с носа. Чуть не крикнул "Грабеж!". Но быстро прыгнули в машину и через 15 минут вернулись со свежими фотографиями, заполнили анкеты, сняли копии со страховок и гринкарты. Потом поехали загорать.
10 августа. Начало возвращения. Свежие румынские визы. 11 часов утра. Едем на Цетинье, Подгорицу и далее по каньону Морачи, через перевалы с заездом в Калашин держим путь на Белград. Туда 550 км из них 530 горной дороги. Средняя скорость получается менее 60 км/ч. Темнеет уже в 9. Мы в центре Белграда. Я там был в 2002-м и чуть ориентируюсь. Находим номер в отеле в 100 м от парламента, гуляем допоздна.
11 августа. Утром легкий шоппинг и сувениры. Лишь в час дня стартуем на Румынию. До нее 100 км. За 5 км до границы в чистом поле тормозят скромные сербские гаишники и говорят, что я ехал 89, а у них разрешено 80. Мне стыдно становится, что я так медленно ехал. Предлагают робко написать протокол. Я прошу подождать, иду к машине и достаю оставшиеся 170 динар (около двух евро). Сую в лапу не считая. Мне тут же возвращают права и желают счастливого пути. 10 минут на границе и мы уже заправляемся в Румынии. Предстоит еще 400 км до Украины по неизвестным дорогам с неизученной полицией...
3 часа дня. Перекус бутербродами и в путь. А он идет вдоль границы с Венгрией через большой город Темишоара, немаленькие Арад, Орадя, Сато Марэ. Дороги узкие, но не горные. Повезло, что за скорость не ловили. Указатели нормальные - не плутали. Целый час пересекали зону сильного дождя: дворники на максимум, но 30 км/ч это предел. Средняя получалась около 70 км/ч. За час до полуночи мы на границе. Очередь. Румынка впереди подсказывает, что транзит пропускают вне очереди. Подъезжаю: 5 минут у румын и 10 у украинцев. С той стороны тоже машин тридцать. 70 км до Мукачева под непрекрашающимся дождем за час. На улице никого. Ловлю в центре таксиста, протягиваю монету два евро и прошу вывезти на отель. Он с удовольствием через 2 км подвозит к "Интуристу". 30 евро за трехместный с удобствами, но без завртака вполне устраивает нас.
12 августа 10 утра. Отправляемся во Львов: 225 км через Карпаты. На удивление хорошая и конечно же живописная дорога. Один гаишник со спидганом. За 150 м до него оттормаживаюсь и заруливаю на заправку. Понимаю, что разочаровал, но бензин тоже нужен. За 10 км до Львова автобан. Иду 160. Засада в виде знака "Населенный пункт", убираю ногу с газа, но поздно. Строгий лейтенант просит российские права, но даю международные. Объявляется штраф 40 евро (надо ехать в суд во Львов), но просит половину в лапу. Говорю, что планирую как раз там ночевать и даю 10 евро. Мне желают доброго пути и "ласково просимо не нарушить".
Львов пообветшал, но так же хорош, как и 25 лет назад. Понравилось жене и дочери, тем более, что там отличная украинская кухня и десерты к каве. С сожалением отправляемся на север на Ковель. Надо пересечь границу и заночевать в Кобрине (50 км восточнее Бреста, рядом трасса на Москву). За 15 км до Ковеля ремонт переезда. Объезд козьей тропой 40 км. Заливаю в бак последние гривны и на границу. Украинцы пропускают за 10 минут. 2км лесом и очередь машин на 50-70 на въезде в братскую Белоруссию. Машины только легковые и белорусские. Иду к пограничникам, говорю, что транзит. Они извиняются, говорят про общую очередь и про трясущую всех таможню. Просто в Украине всё дешевле и предприимчивые белые руссы по два раза в день везут оттуда помидоры и всякое съестное. Таможня всячески тормозит это, хотя официальных запретов нет, только органичения по весу.
Три часа уходит на въезд в единое таможенное пространство. Первый час ночи, но хорошие 70 км до Кобрина. Отель "Суворов" с рестораном "Эдельвейс". 60 евро за 4-х местный номер, но в 2 раза хуже мукачевского. Что поделать: путешествие зона контрастов.
13 августа, полдень. Встаю на трассу Брест-Москва. Тут же в кустах "Населенный пункт". Я во втором ряду обгоняю, а гаишник победно вскидывает пушку. Засекаю время, останавливаюсь. Идем на братскую встречу. Скорость на приборе 110, а время 33 секунды. На моих швейцарских только 25 секунд. Приглашает в машину к капитану. Обясняю, что скорость не моя, так как я был прикрыт машиной из первого ряда. Капитан начинает нервничать и говорить что-то маловразумительное. Про эффект Доплера слышит от меня впервые. Я говорю, что не спешу и хвалюсь часами, объясняя про 8 секундную нестыковочку с прибором. Обещаю по первому требованию показать оплату транзита, гринкарту и даже аптечку с огнетушителем. Это добило младшего брата. Выскакивает из машины и начинает ловить других. Вот еще один шустрый, но чисто пойманный. Мне тут же возвращают документы.
Далее чистая трасса, встаю 140, заправки, обед и в 9 вечера я на МКАД.
10325 км и 14 стран позади. Разбор эмоций и фотографий еще впереди.
Особую благодарность автор выражает Свиссмейкеру за бронь отеля и личную культурно-историческую поддержку.)))
Автор: Starper
Как выяснилось: именно этим вечером Великий Элтон намеревался дать концерт. С удовольствием его посмотрели со ступенек здания Оперы на халяву.
4-го к полудню решили направиться в Мюнхен, благо недалече. Где-то к семи нашел место для парковки в центре, еще 10 минут и размещаемся в недорогом отельчике. Вот теперь и я оторвусь в старинной пивной на пешеходной улице! Дополнительная вечерняя прогулка по центру, ночевка и утром в дорогу.
5-е июля. Путь по следам АнтонА к баварским замкам. Выхожу на автобан на Гармиш, но не знаю где крутить направо и приезжаю в этот самый Гармиш. Вот тут впервые поплутал верст десять. Спишем на незнание языка. Осмотр замков, ну и надо уже во Францию, ведь аппарты оплачены с 1-го июля. Попутчики звонят, беспокоятся. Выдавив все знания немецкого, спрашиваю таксиста: "Бодензее! Свис!". Машу руками для убедительности. "Кемптен"- спокойно отвечает таксист и, видя моё недоумение от этого английского названия, повторяет его еще два раза, показывая пальцем направление. 16.30 Иду на Кемптен почти по баварским проселкам. Доезжаю и появляются указатели на Австрию и Швейцарию. Граница с Австрией: покупаю Свис-виньетку и транзит австрийский. 60км и скучающий свисовский погранец, увидев руский номер, даже попросил меня аусвайс показать. Пересекаем с востока на юго-запад Швейцарию за 4 часа с получасовой остановкой на ужин у автобана. Уже в темноте попадаем во Францию и кусок автобана до Аннси за 6 евро по карте Виза. Ну а дальше кусок хорошо знакомый через Альбертвиль и Мутье, мимо Брид-ле-Бена, мимо поворота на Танья и Куршавели. Нам прямо до Шампани ан Вануаз. Полночь, а нас ждет и встречает радушный хозяин. Занимаем две комнаты на верхнем этаже и спать. 3350 км с заездами в города и небольшими плутаниями в Баварии пройдены.