Ночами будем часто вспоминать -
Кра-асавец Алтай...
[хором, громко] ...И БИЮ-МАТЬ!туристская песня
(Продолжение. Начало здесь.)
Часть 2. Артыбаш.
И с какого перепугу понесло нас в этот Артыбаш? Ну, наверное, с того, что Бия - единственный из 4 водных бассейнов Алтая, в котором мы до сих пор ни разу не были. На Катуни были, конечно, не раз. На Чарыше, мало кому известном до тех пор, пока один турист-водник не притащил туда своего начальника на рафтинг - были ещё до того. Южный Алтай, т.е. бассейн Иртыша - вообще одно из наименее плохих мест, которые нам довелось посетить в этой жизни. А вот ни на Чулышман, ни на Башкаус у нас с Ирёнком сходить так и не сложилось. Ну теперь хотя бы зимой...
Артыбаш стоит на Телецком озере. Как уже можно понять из вышесказанного - это Алтай, и заезжать в него одного уместнее через Горно-Алтайск, Бийск, или, на худой конец, Барнаул. Но мы традиционно попадаем во все места нетрадиционными способами, то есть через какой-нибудь задний проход. В данном случае это будет дорога Таштагол - Турочак.
У крупного таштагольского оператора такси наш заказ особого удивления не вызвал. Да, ездят туда. Да, лучше заказывать заранее, в предыдущий день, чтобы они могли без спешки подобрать подходящего водителя и машину. Да, для местных водителей такие концы не в диковинку. В принципе, не так уж и далеко - те же 190 км, что и до Кузни, только дорога немного менее хорошая. Цена примерно такая же или, если и выше, то ненамного. Возможны наценки за багаж, за ночное время или по метеоусловиям, но это относится к любому маршруту. Ехать те же 3 часа - если, конечно, дорога не преподнесёт сюрпризов.
Таштагол - длинный одноэтажный шахтёрский полугород, полупосёлок. Есть свой аэродром, с которого, в частности, летают вертолёты в те деревни и посёлки, куда зимой нет проезжей дороги. Или вообще ни в какое время года нет. Есть в Кузбассе и такие.
От Таштагола до Турочака дорога расчищена, но без фанатизма: уазик пройдёт - и то ладно. Под колёсами снежный накат, уезженный до состояния стиральной доски. Дорога красивая, жаль, погода и время не располагали к фотосьёмке. Летом, по словам водителя, дорога щебёнчатая, местами очень пыльная. Они сами летом ездят отдыхать на Телецкое озеро или в другие места Алтая. Но зимой туда катаются редко.
Перед Турочаком дорога спускается к р. Лебедь, притоку Бии. Долины становятся шире, горы - выше и круче, ёлки сменяются соснами... хоть и близок Алтай, но не похож. Он просторнее. Он масштабнее. Он заряжен энергией - яркое солнце, пышная тайга, быстрые реки. Не случайно Рерих ставил его в один ряд с Гималаями. Дикая сила Аргута, коварство Атлантов, скалы Аккемского прорыва, стена Белухи, просторы аргутских степей - всё здесь крупное, мощное... Впрочем, куда это меня в лирику понесло... Ближе к делу.
Г.лыжные склоны Артыбаша расположились на горе Кокуя, на северном (это важно!) её склоне. (Вспомнить бы, к слову, известную поэму про город Кокуй и непутёвого царя - того, что до Петра годов за двести, но законодательство относительно словарного состава интернета, действующее с 1 февраля с.г., уже не позволяет.) Перепад высот 750 метров - ощутимо больше, чем в Шерегеше. Никакие другие сибирские и уральские г.курорты, естественно, тем более даже близко не стояли. Снега, воистину, поменьше. Но не намного. Хватает. Снег, конечно, другой - более влажный, более плотный, укатывается сильнее.
Катание вне трасс здесь не очень поощряется: склоны круче, ёлки и кедры гуще, торчащих камней, пней и локальных обрывов намного больше. А выковыривать из них тело или травму будет несколько проблематичнее. В общем, для этого надо кататься, скажем так, лучше, чем в Шерегеше.
Зато трассы, в отличие от прямолинейных шерегешских лбов, весьма живописные и замысловатые. Проложены с выдумкой и фантазией между высоченными елями и кедрами. Пара голубеньких, пара розовеньких - вполне соответствуют. Разбиваются мало, тьфу-тьфу-тьфу. Немного похоже на французский швейцарский Тион, даже поинтереснее. Ратрачатся не каждый день. Насчёт того, чтобы возле проблемных мест создавать запасы снега и потом подсыпать его понемногу - здесь, конечно, тем более не задумываются. Так что попортить скользяк есть где. Но немного.
А вот с подъёмниками они явно промахнулись. Уж в 2000-дцатом-то году от рождества Христова можно было бы найти что-то получше бэушной односкоростной креселки, парнокопытной, какие ставили в г.лыжных странах лет 60 тому назад. Едет она не очень быстро, путь до вершины не слишком близок, а за бортом - хоть и Южная, но всё-таки Сибирь. То есть не самое тёплое место на этой убогой планетке. Зато подниматься наиболее простым и естественным способом - с доской под мышкой - здесь не запрещают.
Как же кстати была бы здесь хоть одна из шерегешских гондольных дорог! Нынче они перестали быть экзотикой, производители сами страдают от недостатка идей, кому бы их ещё присунуть - хоть на Ленинские Горы в Москве, потехи ради, хоть в качестве общественного транспорта в не самой богатой стране мира. Но нет в мире совершенства, увы...
Снегоходы здесь так же популярны, как и в Шерегеше. Но для них есть много отдельных маршрутов и трасс. На лыжные трассы их не пускают. Зачот.
Скипасс - опять же, по карточкам. Технически, в принципе, подходят некоторые чужие, в том числе какие-то из шерегешских. Но ни Малка, ни Сектор Е у нас не прокатили. Пришлось покупать ещё пару здешних по 100 руб., тоже невозвратные. И неистраченные средствА с них тоже не возвращаются никоим образом.
Прокат в Глыбе хороший. Не убитое ещё, новое снаряжение, толковые мастера. Зачот.
Местная порода лыжебордеров - бесхвостая. Дикий край, господа, дикий край...
Ну и музыка, конечно... не такая назойливая, как в Шерегеше, но есть, к сожалению. Наверное, это какое-то массовое психическое заболевание - сигелофобия... И очень заразное. Почему оно проходит мимо всех докторов?
Жить - то есть, есть и спать - здесь можно двумя способами. Можно в Артыбаше. Красиво, удобно, много гостиниц, турбаз, заведений общепита и магазинов. Строения масштабные, капитальные, стены толстые, хоромы просторные, потолки высокие, двери и мебель - незамысловатые, но из цельного массива. Цены... эээ... не везде гуманные. Местами так и вовсе стремятся к европейским. Качество услуг, надо признать, тоже.
В каком именно месте Артыбаша жить - не суть важно. До горы всё равно около 6 км (если считать от ключевой точки - поворота на мост в начале посёлка), так что всё равно добираться придётся колёсами. Есть скибас, который ходит от самого дальнего конца, точнее, даже от турбаз за восточным концом посёлка, так что сесть на него можно с равным успехом в любом месте. Туда около 10 часов, обратно после 17. Многовато, надо сказать - редкий лыжник сумеет провести на горе 7 часов подряд. Холодно! Да и здоровья столько не у каждого есть. Такси, в принципе, существует, но развито существенно меньше, чем в Шерегеше. В ожидании вечернего автобуса можно совместить приятное с полезным - откушать обед, переходящий в ужин, в столовой г.лыжного комплекса "Глыба" (см. ниже). По пятницам и выходным скибас делает ещё третий рейс, около 13 часов, но это уж совсем ни в вагинальное отверстие, ни в Красную Армию: на гору ехать уже поздно, а с горы - ещё рано. Сам автобусик маленький - корейский или что-то типа того; сидеть в нём широкими сноубордерскими задницами немного тесновато.
Как вариант, можно жить на противоположном берегу озера, в пос. Иогач. Но тогда уж поближе к мосту через Бию, к остановке того же скибаса.
Другой способ проживания - на самой горе. Ныне здесь построен самодостаточный г.лыжный комплекс замкнутого цикла: с отелем, рестораном, прокатом и обширным перечнем других услуг, преимущественно банных. (За исключением, может быть, тех услуг, которые не нуждаются в широкой рекламе - относительно них информации не наблюдалось.) Но это палка о двух концах: с одной стороны, вроде всё необходимое для жизнедеятельности есть, а с другой - список конечный и ограниченный. Жри что дают: то ли пельмени из марала, то ли хареного жариуса... Магазинов и даже ларьков нет в принципе, максимум, что можно купить с собой - это бутылку пива или минералки в ресторане, по ресторанной цене. Даже сходить в зоопарк в Артыбаше - и то проблема на целый день. Цены на проживание... ну, в общем, если вы можете позволить себе скоротать время в Шереметьево за чашечкой кофе с круассаном, то, наверное, несколько дней осилите...
В зоопарк в Артыбаше стоит сходить непременно, если только нет обязанности катать каждый день от звонка до звонка. Каждый лыжебордер найдёт здесь своё четвероногое отражение. Гибкая ловкая сноубордистка - это, конечно же, дикая кошка. Их здесь много разных. Стройная лыжница - подобна быстрой оленихе. Рослый лыжник - длинная кость - это лось. (Особенно когда подруга позаботится о его рогах.) Косматый, широкоплечий, квадратный сноубордист - несомненно, медведь, хоть ему и положено всю зиму спать. Ну и ваш покорный слуга рад встретить здесь своё эго в естественном скотском обличье.
Тотемный символ всея России, конечно же, тоже присутствует.
"Так каков же вывод?" - спросит читатель, осиливший текст до сего места. Ну, примерно такой: Артыбаш сегодня (февраль 2021 года) весьма похож... на Шерегеш образца 2004 г.! По трассам и по подъёмникам - даже лучше. Увы, тенденции его дальнейшего развития не выглядят многообещающими. Рад буду ошибиться, но насколько можно понять, подъёмники - самое слабое его место с точки зрения г.лыжника - не входят в число приоритетов. В ближайших планах его нынешнего владельца - дальнейшее развитие гостиничного фонда и многопрофильного культурно-развлекательного комплекса в целом. Так что перспективы пока не очень понятные. То ли ждать и надеяться, что когда-нибудь здесь появятся современные гондольные подъёмники... то ли откатать эти трассы в ближайшие несколько лет, прежде чем они станут мизерным придатком к баням, котлетам из маралятины, и прочим услугам...
Ну а пока нас снова ждёт дорога...
ps. от Артыбаша до аэропорта Горно-Алтайска ехать более 3 часов - пусть будет здесь, чтобы не грузить этим следующую часть. В будущем, возможно, будет дольше: надо проехать через весь город почти до Маймы, собирая по дороге все пробки. Раньше, по словам водителя, их не было, начались только в этом году. Наверное, это коронавирус так на благосостояние подействовал.