Часть 0. Предисловие.
Известные события 2020 года несколько ограничили перемещения по миру. Но жопа требует приключений, а организм, приросший к стулу за время самоизоляции и проч., надо время от времени хоть немного разгибать - для чего сноуборд является весьма эффективным инструментом, особенно на 6-м десятке. К тому же накопилось немного разных небольших долгов - и все не очень далеко друг от друга. "Не очень" - это в том смысле, что бешеной собаке 7 вёрст не крюк, конечно. Карты в руки (географические, а не игральные), расписания в строку поиска...
Часть 1. Шерегеш.
Про Шерегеш мы вообще-то уже знали всё (тырц, тырц, тырц и тырц). Ну кроме самых свежих новостей, которые всё равно не очень радовали. И главной целью поездки был не он. Но за время с последнего визита туда поистрепались у нас хвосты, а какой же лыжник и особенно бордер - без хвоста? Надо бы заехать по дороге, обновить гародероб. С тем и поехали.
Рейс, естественно, максимально неудобный - ночной. Ибо никаких других не существует. Самолёт, несмотря на всю ковидную шумиху, набит под завязку. Слава богу, хотя бы мелких детёнышей на борту на этот раз почти нет. Примерно треть - судя по шмоткам и разговорам, тот или иной подвид лыжебордерской породы. Хотя новогодние праздники уже закончились, а разные мужские и женские дни ещё не начались. Спереди всю ночь идёт бесконечный трёп (да о чём же можно столько говорить, не закрывая рот? за это время можно "Войну и Мир" перечитать вслух от корки до корки), сзади до утра шлёпают по столику засаленными картами... Кресла в арбузике от С7 стоят плотнее, чем в Аэрофлоте - очень удобно: можно зафиксировать полужидкую сонную тушку в кресле, уперевшись коленками в спинку предыдущего, можно, наоборот, уткнуться в него лбом и заставить себя отключиться на несколько минут... Слава богу, ночь коротка, и вот уже красный новокузнецкий рассвет встречает наши красные от недосыпа глаза.
На лётном поле выстроилась целая шеренга ЯК-42. Надо же, не всю ещё советскую технику распилили на металлолом дипломированные вредители - эффективные менеджеры со степенями MBA. Эти ещё ждут своей очереди. Судя по высоте сугробов, ждут давно... Как обычно, все столичные рейсы прибывают почти в одно и то же время - наверное, чтобы пассажиры не мучились выбором, на котором из них удобнее провести бессонную ночь. Наш - последний, после него аэропорт погружается в анабиоз. Но багажная служба укомплектована, естественно, в предположении равномерной загрузки в течение суток, т.е. примерно 1/8 рейса в час - 1 маленький транспортёр, 1 машина и 1 бригада усталых и замороченных грузчиков. В общем, своё барахло придётся подождать. Ладно, торопиться особо некуда, сегодня всё равно будет не до катания, а поселение в гостиницах тоже начнётся ещё не скоро.
Первое, что нынче бьёт по глазам после Подмосковья, и тем более Москвабада - это пространство. Да, мы уже смирились с вертикальными каменными джунглями, 5-метровыми заборами, бесконечными шумовыми экранами, с дорогами, превратившимися в узкие коридоры со стенками слева и справа. А здесь - на километры вокруг только заснеженные холмы, белоснежные поля с редкой колеёй от снегохода, и одетые толстым морозным кружевом перелески. Впрочем, большинству попутчиков в трансфёрном автобусе от Anex Tour уже не до этого: они сладко храпят воронкой кверху и не видят ни заиндевелых ёлок, ни таштагольской железки - детища Александра Кошурникова... Не перестаю удивляться тому, как умели строить наши предки в век маломощных паровозиков: ни сантиметра высоты, ни градуса уклона не расходуется без дела - так же, как у толкового плотовика или у сноубордера на пологом траверсе. Сейчас так не строят даже в Швейцарии; только то, что построено век-полтора назад, радует глаз.
Шерегеш, конечно, изменился за 10 лет. Завёлся даже свой вертодром. Подъёмники в секторах А-Б переставили, трассы поменяли, нижний выкат застроили гостиничками. Каскад, действительно, подтянул свои креселки под самое плато Мустага - и очень продуманно, не дальше, чтобы не рисковать ими в ветреную погоду. А ветра здесь бывают-с... Ещё более продумано цинично то, чтобы добраться до верху можно было только на 3 подъёмниках с пересадками - потратив на это достаточное количество денег, к удовлетворению хозяев подъёмника, и времени, чтобы не напрягать их перевозкой своей тушки слишком часто. Но мы туда всё равно не пойдём - там, как и в европах, доскерам целенаправленно создают проблемы, заставляя их ездить максимально неудобным способом, с ровно одной пристёгнутой ногой. Ну и не надо, не очень-то и хотелось. А на Мустаге мы были ещё тогда, когда этого Каскада и в природе не существовало. Долго, слишком долго мы на свете живём...
Фрирайд на северо-восточной стороне Мустага - остался и даже расцвёл. Ныне его консолидировала под собой компания Йети-Тур. У них своя база в Викторьевке, свой ратрак, снегоходы, накатанная колея наверх, отлаженная логистика из Викторьевки. Те, кто катаются не хорошо, а очень хорошо - хвалят, по возвращении. Про остальных не знаю. Может, просто не возвращаются...
Рыжую (Скайвей) после долгого простоя таки починили. Работает, и во всём южном секторе закрывается при сильных ветрах последней. Панорама (где снимался известный клип "Жара в Шерегеше") тоже работает, если ветер не сильный. У этих двух общий скипасс, что для Шерегеша уже достижение. Больше здесь ничего не изменилось. Ёлок хватает на всех. Снегоходчики тоже никуда не делись, уродуют трассы с утра до вечера, особенно обе траверсные трассы к Скайвею - широкую нижнюю дорогу и узкую геодезическую просеку наверху. Раз за разом они буксуют в ямах и выбрасывают гусеницами снег наверх, отчего трасса покрывается длинными волнами, которые только растут со временем. При небольшом уклоне проехать их на сноуборде живьём не удаётся никому, приходится подолгу ходить пешком.
Сектор Е - последний осколок того, что осталось от Шория-Тур, первого оператора Шерегеша. Длинная пологая трасса по южному гребню Зелёной никуда не делась, появились кое-какие новые варианты. Трасса же на правый берег Мундыбаша, наоборот, заброшена и уже успела зарасти берёзкой. Туда пока ещё можно аккуратно проехать, но ныне это уже считается фрирайдом и экстримом. У Сектора Е свой скипасс, принципиально отдельный от Рыжей-Панорамы. Ни те, ни другие никаких чужих карточек не признают и заставляют покупать свои собственные по 100 рублей, ныне без возврата. Как и на других подъёмниках. Какие-то тупые маркетологи напели им, что это-де способствует "повышению лояльности кастомеров" - проще говоря, вынуждает ездить повторно в одно и то же место и не ездить к конкурентам. А если и попадется такой подлец, который посмеет больше этими услугами не воспользоваться, то хотя бы срубить с него напоследок лишнюю копеечку. Такая вот высокая, [удалено самоцензурой согласно закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации"], наука маркетинга. Ещё у Сектора Е есть единый скипасс с Каскадом, для них отдельный турникет, и вот только эта-то карточка и возвратная. Думаю, в ближайшие годы Каскад доест эту канатку окончательно, и тогда совмещать её с Рыжей и Панорамой станет совсем затруднительно. Ну и ладно - наша жизнь уже позади, слава богу. К тому же на самом Секторе Е наступила то ли вторая молодость, то ли старческий маразм в форме впадения в детство - музыка здесь ныне самая оглушающая и бессмысленная, и исключительно на иностранном языке. Или они уже успели этим повторно заразиться от Каскада. "Вы что, в тишине отдыхать будете, что ли?"
Хинт: если класть деньги на карточку и расходовать их по подъёмам, то платить лучше банковской картой. Тогда, если останутся неиспользованные деньги, то их можно будет, хоть и не без геморроя, но вернуть. Лучше, конечно, не класть лишнего и оценивать свои потребности только на сегодняшний день и только по нижней планке; потом доплатить, если понадобится.
Канатку на Утую так и не достроили. Стоят опоры, стоит ангар нижней станции - но довести её до конца опять не успели. Что такое для России более чем 10-летний долгострой? Ерунда. Пока возят по-прежнему ратраками; несмотря на не самую гуманную цену, желающих неизменно оказывается больше, чем может поместиться в кузов. С вершины допрорубили несколько новых трасс - менее или более широкими дугами в долину Мундыбаша. На некоторых видны торчащие пни, на других, похоже, можно уже аккуратно кататься, чем эта толпа с ратраков, вероятно, и занимается.
Для постоя на наш недолгий срок пришлось выбрать, вопреки обыкновению, одну из многочисленных гостиничек, расплодившихся вокруг горы за нынешний век. Какую именно - не велика разница. По большей части, они более или менее одинаковые: хлипкие, на скорую руку возведённые конструкции, с великолепной слышимостью от одного угла до другого.
Там у них слышна возня,
Охают девицы...
Это что же за фигня
За стеной творится?К.Беляев, "Коммунальная "цыганочка"
БухАют ли его обитатели, или тошнят после выпитого сверх меры, слушают музыку или совокупляются, решают по телефону производственные вопросы в режиме удалённой работы по московскому времени или просто ходят по комнате - это неизменно становится всеобщим достоянием. Нет, это не Швейцария, где с 22:00 до 07:00 даже воду в сортире спускать запрещено. Но несколько ночей перетерпеть можно.
Конкретно эта нам приглянулась, помимо ценника, своей близостью к Рыжей. Но как оказалось, пройти здесь пешком даже несколько сотен метров - не самая простая задача. Для пешеходов нет иного варианта, кроме как идти по единственной узкой и скользкой дороге, на которой не без труда разъезжаются 2 машины между высокими снежными отвалами по бокам. Да, и водители, и пешеходы проявляют здесь взаимную вежливость, но стоит ли говорить, что это взаимно не доставляет им удовольствия. Если ехать сюда не на своей машине, то надо селиться выше Рыжей, где выросла уже целая г.лыжная станция на французский манер, со своими улицами и переулками.
Может, кому-то из читателей и претит моя излишняя подробность, но пишу я столь пространно потому, что дальше эта станция будет расти именно вниз. Зона строгого режима, которая до эпохи г. лыж была одним из градообразующих объектов Шерегеша, ныне расформирована, и местные отельеры уже с нетерпением готовятся пилить её территорию. Земля в этом месте, естественно, золотая - и даже с готовой инфраструктурой для приёма гостей.
Особой выгоды в жизни на горе, впрочем, нет - всё равно, если не ездить на гору, то приходится почти каждый день мотаться в посёлок за той или другой надобностью. Те же концы, те же деньги. Если ехать надолго - мы бы точно предпочли снять квартиру в посёлке, в добротных кирпичных хрущёвских 5- и сталинских 2-этажках. Но фарш невозможно провернуть назад, и нам тоже уже не вернуться в свой первый приезд сюда.
Несмотря на обилие гостиничного фонда всех видов, он не простаивает почти нисколько, даже в будние дни и не самый высокий сезон. Народу не много, а очень много - со всей России. Не скажу точно за Владивосток и Анадырь, но видели мы своими глазами и жителей Калининграда, и машины с санкт-петербургскими номерами. То ли это особенность нынешнего года, то ли долгосрочная тенденция - вместо аэропланов путешествовать за рулём на тысячи километров. "Да нам ехать недалеко, мы из Сургута, вот только в Тюмень пришлось за Валерчиком заезжать, это ещё 6 часов добавило..."
На трассах, соответственно, тоже тесноватенько. Особенность Шерегеша - народ, хоть немного научившийся ездить, начинает сразу же разбредаться по ёлочкам и кустикам; на трассах же остаются по большей части либо чайники, либо неизлечимые ломы. Впрочем, это всегда так: как бы плохо ты ни катался - всегда найдётся тот, кто катается ещё хуже и вечно путается у тебя под ногами. И сколь бы хорошо ни катался ты - всегда найдётся тот, кто катается лучше тебя и кому ты будешь раздражающей помехой.
Что ещё нового? Кукуруза превратилась в Марию-Ра, напротив неё выросла ещё и Пятёрочка, но место так и осталось называться Кукурузой. Местная ритуальная служба пересела на новенькие "буханки", смотрятся очень стильно. Из последних новинок сервиса - на заборах появились многочисленные объявления типа "Массаж для мужчин. Телефон..." Кстати, да, 10 лет назад, помнится, с этим у гостей Шерегеша были большие проблемы. В общем, пронаблюдав на протяжении 17 лет, как растёт и развивается г. лыжный курорт, мы можем теперь определённо сказать, что он достиг половой зрелости. Ну и ладно. А мы поедем дальше.
Говорят в этом году начинают новый строить в Кузне - будет как в лучших домах...
Снежики на траверсе прикольные бугры для прыгов делают - так хоть выкатывать не скучно)