1736 год, Карл Линней выпускает первое издание знаменитого труда «Система Природы», в котором предпринимает попытку ввести единую классификацию всех творений природы – животных, растений и минералов.
1869 год, Дмитрий Иванович Менделеев объявляет о создании периодической таблицы элементов.
1921 год, Владимир Модестович Брадис выпускает "Таблицы четырехзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин", положившие начало знаменитым "Четырехзначным математическим таблицам" aka "Таблицы Брадиса".
Предложено десять категорий горнолыжного оборудования, часть из которых носит оригинальные названия, большинству пользователей ранее не встречавшиеся. Примерно как у Успенского: «Все слова по отдельности были ему знакомы, но в совокупности причиняли нестерпимую головную боль». Давайте попробуем разобраться с предложенной классификацией.
Allmountain / Easy Carve. Это та категория, которую следует рассмотреть в первую очередь. Лыжи для начинающих, желающих спокойно кататься по подготовленным склонам - мягкие, прощающие ошибки, лёгкие в управлении, с умеренным радиусом бокового выреза – идеальный вариант для новичка.
И не надо брать лыжи «на вырост». Модели для новичков, как правило, недороги – не бойтесь, за один сезон вы их не «перерастёте», зато первые шаги в горнолыжном спорте (или отдыхе) будут лёгкими и приятными.
Allmountain Carve / Skicross. Как бы объяснить... это вездеходы, предназначенные, в основном, для подготовленных склонов. Не то, чтобы это «паркетные внедорожники» - несколько лет назад талия в 70 мм считалась очень даже широкой и фрирайдовой. Но прогресс не стоит на месте.
Лыжи этой категории – мощное оружие, энергичное, с выраженной спортивной «отдачей», умеренным радиусом бокового выреза, устойчивые в дуге, стабильные на скорости, с хорошим виброгашением.
В принципе, это оборудование для слалома-гиганта... только без вешек и не обязательно по отратраченной трассе. Высокие скорости, чёткие дуги, прыжки – это для них.
Race Carve / Fun Carve. Это лыжи для агрессивного карвинга экспертного уровня. Малый радиус бокового выреза (вплоть до 10 м), малые ростовки (как у слаломных лыж). Способны легко уложить лыжника на склон в головокружительной дуге или выписать окружность-полторы на выкате.
Slalom / Giant Slalom. В принципе эта категория в пояснениях не нуждается. Спортивные лыжи, мощное оружие для экспертов, высоких скоростей, подготовленных трасс и идеальной техники. Лыжи для тех, у кого единственный соперник на склоне – секундомер.
Park / Pipe. Лыжи для паркового фристайла – биг эйр, пайп, слоуп стайл, джиббинг. Твин-типы (с загнутой пяткой), лёгкие, довольно мягкие, упругие и неширокие (на сегодняшний момент - чисто парковые лыжи - не более 80 мм в талии).
Характерное расположение центра установки креплений – ботинок смещён вперёд. Это делает хвост лыжи длиннее, облегчая приземления и увеличивая отдачу на выталкивании.
Backcountry Freestyle. Особая категория. Широкие твин-типы (вплоть до 95 мм в талии) предназначены для прыжков на естественном рельефе, со скал, карнизов, надувов и прочих неровностей.
Широкая талия и длинный хвост позволяют уверенно приземляться как в целину, так и на сложный, разбитый снег.
На таких лыжах можно прыгнуть с шестиметровой скалы, приземлиться в свитч и продолжить нестись спиной вперёд по целинному полю.
Mogul. Снова спортивные лыжи. Узкие, упругие, почти прямые, с большим радиусом бокового выреза.
Для экспертов с идеальной техникой и стальными коленками. Для тех, кто любит кавказские склоны за обилие бугрятников.
Allmountain Freeride. Интересная категория. Лыжи для «лёгкого фрирайда», катания по подготовленным и разбитым трассам. Талия 70-80 мм, умеренный боковой вырез.
Несколько лет назад снаряжение с такой геометрией считалось мощным оружием для фрирайда в больших горах.
Теперь для этого есть другие лыжи. В общем, Allmountain Freeride – это как лыжи для ски-кросса, только чуть побольше и сильнее ориентированы в сторону «вне трасс». Для большинства лыжников - универсальный вариант для катания на Кавказе.
Big Mountain Freeride. Лыжи для настоящих экспертов. Тяжёлые, длинные, мощные, широкие. Талия легко зашкаливает за 100 мм (вплоть до 130 мм – но это уже узкоспециализированные лыжи для целины).
На таких лыжах прыгают на всех парах с десятиметровых скал и уезжают со скоростью легкового автомобиля.
На таких лыжах пролетают по прямой крутые кулуары, настолько узкие, что зарубиться поперёк склона просто невозможно.
На таких лыжах спускаются по сорока-пятидесятиградусным крутякам. Только такие лыжи могут на ходах пробить смёрзшийся лавинный след. Если вы не знаете, что такое Big Mountain Freeride – можете не читать про эти лыжи.
История создания системы, взгляд изнутри
«Народные оценки» – плод титанического труда, результат обобщения и систематизации данных из каталогов производителей, помноженный на опыт и знания составителей.
Но сама классификация, набор типов – это только половина дела. Определившись с ней, создатели оказались перед лицом огромного количества снаряжения, в основной своей массе – серого и безликого.
Воображение рисует подвальное помещение, забитое сотнями пар лыж, разного цвета, с разными надписями. Покрась их в белый – и сам производитель не сможет опознать свою продукцию.
Да даже и в белый не красить – что мы видим в каталогах? Буквы какие-то, цифры... то ли номер в линейке, то ли глубина бокового выреза, то ли его радиус. У каждой лыжи должно быть имя собственное!
Яркие пятна на фоне этой серой массы – фрирайд и фристайл. Ну и рейсинг – здесь производители следуют негласному соглашению об использовании аббревиатур SL и GS исключительно в спортивных моделях.
Откинем эти три целевых группы в сторону и приступим к основной массе.
Карвинг... так его растак... Придумать классификацию для карвов просто, а вот распределить имеющиеся модели в соответствии с ней – отнюдь.
Некоторые производители вводят аж по пять карвинговых групп, название которых не говорит ровным счётом ничего о предназначении лыжи... и тут начинается работа, сродни труду родоначальника антропологической школы криминологии Чезаре Ломброзо.
Тот хитрым инструментом обмерял всех подонков в окрестных тюрьмах, чтобы потом на основании этих антропометрических данных вывести некую формулу, позволяющую с помощью штангенциркуля понять, присущи ли обмеряемому индивидууму преступные наклонности.
Лыжи, к счастью, за нас промерял производитель. Однако четырёх чисел (ширина носка/талии/пятки и радиус или глубина бокового выреза) на самом деле недостаточно для того, чтобы судить о характере лыжи. Затея Ламброзо, кстати, тоже в итоге провалилась. В общем, остатки лыж были раскиданы по категориям наугад, и сервис был запущен.
Для кого этот сервис? Ведь он доступен и на чтение, и на запись
В идеале отзывы должны оставлять компетентные люди – для них сама классификация не важна, им главное – найти лыжи, о которых они хотят отозваться, в этой системе.
Хорошо, если взгляд пишущего на классификацию оборудования по целевым группам совпадает с видением создателей системы – тогда тестер легко найдёт свою лыжу в базе данных. А если нет? Напишет гневный отзыв редактору. Когда недовольных накопится достаточно, классификация будет исправлена.
Но если разобраться - никто ведь не испытывает необходимости что-то писать в систему. Зато многие испытывают необходимость читать отзывы. Кто именно? Явно не эксперты.
Скорее, люди, не слишком компетентные в вопросах горнолыжного инвентаря. Вот у них проблем с этой системой ещё больше. Ведь названия целевых групп им ни о чём не говорят – лыжи им придётся выбирать исключительно наугад.
Или на основе статистических данных об отзывах – о каких лыжах больше отзывов, те и смотреть. Специально введена категория лыж для начинающих , но вот беда – кто будет писать отзывы об этих лыжах? Ведь на них катаются «чайники», а отзыв «чайника» не может быть компетентным.
В общем, будущее системы туманно, но очевидно, что в качестве онлайн-игрушки она очень даже привлекательна.
Автор: Duboix |
Особенно понравилась оченка достоверности.
Самое главное.
С каждой новой оценкой игрушка становится все интереснее. Пишите больше!
Егор