Несмотря на приход в сборную страны немецкого тренера Вольфганга Штайерта и громкие заявления, периодически раздающиеся в СМИ, главная проблема этого вида спорта до сих пор не решена. Трамплинов – ни полетных, ни стандартных, на которых могли бы тренироваться наши спортсмены, в России до сих пор нет. И в ближайшее время, судя по всему, не предвидится.
Если кто не в курсе, во время полетов на лыжах спортсменам вовсе не приделывают дополнительные крылья. Нет, по сути, это те же самые прыжки. Только они выполняются с очень большого трамплина. Так, в Оберстдорфе, где проходил нынешний чемпионат мира, высота данного сооружения – 213 м. Соответственно скорость после разгона оказывается достаточной для того, чтобы лыжник взмыл вверх, аки птица, и достаточно долго планировал над горой приземления. Дальность прыжков в исполнении ведущих мастеров, конечно, поражает. Так, чемпион мира Грегор Шлиренцауэр из Австрии в своей самой лучшей попытке улетел на 217 с половиной м. А абсолютным рекордсменом стал его соотечественник Мартин Кох, приземлившийся еще на 3,5 м дальше.
Впрочем, в способности австрийцев, немцев и прочих финнов далеко и красиво летать с трамплина сомнений в принципе не было еще до старта чемпионата мира. Куда интереснее разобраться – а как там наши? В последнее время отечественные спортивные руководители обещали нам прогресс в этом виде спорта. Четыре года назад сборную России возглавил немецкий специалист Вольфганг Штайерт, до того зарекомендовавший себя успешной работой с командой Германии. И за это время определенный скачок в результатах действительно произошел. Ничего революционного, правда, добиться не удалось, но спасибо, наши хоть перестали быть вечными статистами крупных соревнований. В пятерку-шестерку командных турниров россияне попадают теперь регулярно – как, например, и на прошлой неделе в Оберстдорфе, где сборная России заняла пятое место, оставив позади японцев во главе с Нориаки Касаи, швейцарцев, ведомых двукратным олимпийским чемпионом Симоном Амманном, поляков с их легендой Адамом Малышем. Но вот индивидуальные результаты по-прежнему невысоки. На полетном чемпионате мира лучшим стал дебютант сборной, крайне перспективный 17-летний прыгун Павел Карелин, занявший 22-е место. Тоже очень неплохо, никто не спорит. Особенно если смотреть на фамилии тех, кто отстал, – словенца Приможа Петерки, норвежца Роара Льекельсоя... Но вот если обратить внимание, что в те же 17 лет Шлиренцауэр уже чемпион…
Впрочем, можем ли мы требовать от нашей молодежи аналогичных успехов? Шефы сборной настроены на этот счет однозначно пессимистично. «Как можно говорить о медалях, когда в России нет вообще никакой инфраструктуры, никаких условий для занятий прыжками с трамплина, – заявил в интервью агентству «Весь спорт» Штайерт. – Мы конкурируем с большими прыжковыми державами, а сами путешествуем по миру, потому что дома тренироваться невозможно. До Олимпиады в Сочи остается шесть с половиной лет, и как нам к ней готовиться?» И этот вопрос действительно риторический, потому что ответ на него – никак. В нашей огромной стране, богатой горами, снегом и прочими ресурсами, необходимыми для постройки нормальных трамплинов, таковые в принципе отсутствуют. Мы не можем принять ни одного официального международного соревнования просто потому, что нет подходящих под стандарты Международной федерации лыжного спорта сооружений. И ладно бы с ними, с соревнованиями, но ведь молодежь мы тоже нормально готовить не можем. Вот и приходится рассчитывать на то, что появятся самородки вроде того же Карелина. Хотя он-то как раз не с луны свалился, а был целенаправленно взращен благодаря ежегодным зарубежным стажировкам. Но сколько появилось бы таких Карелиных, если бы мы работали не «точечно», а широким, так сказать, фронтом…
Строительство новых современных трамплинов в России, конечно, предусмотрено. Хочешь не хочешь, а в Красной Поляне уж точно придется строить прыжковый комплекс. Только вот по самым оптимистичным прогнозам случится это не раньше, чем через три-четыре года. Не нужен калькулятор для того, чтобы посчитать – конкретно к сочинской Олимпиаде новые звезды на этих трамплинах вряд ли успеют вырасти. Придется помогать оттачивать мастерство старым. Но здесь есть важный психологический нюанс. Прыжки с трамплина – такой вид спорта, в котором далеко летаешь, пока молодой, пока ничего не боишься. А затем появляются иные жизненные приоритеты, и результаты идут на спад. Есть, конечно, исключения – в виде финна Янне Ахонена или того же Малыша, которые в 31-летнем возрасте все еще с успехом выступают на крупнейших соревнованиях. Но в целом в прыжках с трамплина все-таки побеждает разухабистая молодость. Так что большой еще вопрос, дотянут ли до 2014 года Карелин или, например, Дмитрий Васильев. Еще больший вопрос, появятся ли у нас новые «летуны». Но не будем совсем уж сгущать краски. В одном очень важном компоненте прыжков с трамплина приход Штайерта в сборную России уж точно сыграл положительную роль. Благодаря его связям и наработкам у наших спортсменов теперь экипировка не хуже, чем у других. Есть в команде финский сервисмен, иностранный врач… Так что как минимум нынешний уровень россияне, видимо, сохранят.