Конан Дойлу 35 лет. Писатель, только что, к неудовольствию своих почитателей, похоронивший Шерлока Холмса в Рейхенбахском водопаде, сам с семьей вынужден отправиться в Альпы: у его жены Туи внезапно обнаружился туберкулез. Зиму 1893-94 годов они проводят в Kurhaus в Давосе. Изумляя местных жителей и гостей курорта, сэр Артур упорно осваивает технику спуска с горы. Этим его занятиям только мешает работа над "Письмами Старка Монро". "Когда закончу "Старка", - мечтает он, - буду вести жизнь дикаря: весь день ходить на норвежских лыжах".
К весне Туи становится лучше, и Конан Дойл решает предпринять серьезное лыжное путешествие длиной более двадцати километров. Его спутниками вызвались быть братья Тобиас и Йоханн Брангеры, считавшиеся опытными лыжниками. Из Давоса они вышли в половине четвертого утра при свете "огромной бледной луны на лиловом небосводе и таких звездах, какие можно увидеть только в тропиках и на альпийских высотах".
Подъем к перевалу Furka (2440) занял несколько часов, после чего был длинный и весьма небезопасный "спуск по краю бездны в долину, где за хвойным лесом виднелись, будто игрушечные, отели Арозы". Последний обрыв слишком крут - путники связывают свои лыжи, превращая их в некое подобие саней. Братья Брангеры успешно финишируют под одобрительные возгласы высыпавших к ним навстречу арозцев. Из-под Конан Дойла сани выскальзывают, но понимая, что на него смотрят десятки людей, он бросается ногами вперед и завершает спуск на пятой точке.
"Мой портной уверял меня, что твидовая одежда не изнашивается, но это теория, которая не выдерживает проверки практикой. Остаток дня самым большим счастьем для меня было находиться спиной к стене".
В Арозе они останавливаются в отеле Seehof. Тобиас Брангер, заполняя за сэра Артура гостевую карту, в графе "имя" указал: "Доктор Конан Дойл", а в графе "профессия" - "Спортсмен". Писатель редко получал комплименты, которыми бы так гордился.
"В паре лыж нет ничего особенного, - читаем мы в очерке An Alpine Pass on "Ski". - Две деревянные доски девяти футов длиной, с квадратными задниками, загнутыми кверху носками, и ремешками посередине, чтобы закрепить ногу. Никто, глядя на них, даже представить себе не может, какие в них скрыты возможности… Это самая капризная вещь на свете. На всякого, кто страдает от избытка собственного достоинства, лыжи способны оказать прекрасное моральное воздействие". А обращаясь к местным жителям, Конан Дойл говорил: "Вы этого пока не оценили, но настанет время, когда сотни англичан будут приезжать в Швейцарию в лыжный сезон!.."
Между тем в Арозе уже тогда существовало Kurverein, "Курортное общество", объединявшее хозяев нескольких отелей и пансионов. В 1889 году оно даже выпустило цветную брошюру, где говорилось, что тут, на высоте 1750 метров над уровнем моря, "самая чистая вода, самое жирное молоко и воздух, какой редко встретишь на равнине".
Отель Seehof, в котором останавливались Конан Дойл и его спутники, был построен на берегу живописного озера Untersee еще в 1878 году. Рассчитанный на тридцать постояльцев, он имел собственный трактир и крытый кегельбан. Через год открылся пансион Brunold на 26 мест; в 1881-м - Waldhaus Arosa, который мог принять уже полсотни гостей, где были ресторан, дамский салон и опять-таки модный тогда кегельбан; в 1883-м к ним прибавились Rothorn и Kurhaus.
Тогда же в Арозу приезжает из Германии доктор Отто Гервиг. Он исследует влияние высокогорья на организм человека и приходит к самым оптимистическим выводам. Через пять лет на склоне холма Tschuggen, на высоте 1860 м, вырастает фешенебельный санаторий Berghilt для больных с легочной недостаточностью. В нем 23 комнаты, три больших общих залы, музыкальный салон, крытая веранда, ванны, вассер-клозеты и прочие удобства.
Лежащая в 30 км к юго-востоку от Кура, в конце узкой, изящно изогнутой долины Schanfigg, Ароза стала популярным курортом, по сути дела, еще до того, как в 1890 году сюда была построена мало-мальски сносная дорога. В 1900-м в Арозе постоянно проживают уже больше тысячи человек, имеются 3 санатория, 23 отеля и пансиона с 750 местами для гостей. В 1910-м санаториев уже 7, отелей - 33, число мест в них увеличилось почти вдвое.
Сохранилась любопытная рекламная листовка, изданная на русском языке в 1914 году, когда у местечка Лангвьес был возведен знаменитый, будто парящий в воздухе 284-метровый виадук и между Куром и Арозой открылось регулярное железнодорожное сообщение.
В ней сказано буквально следующее: "Ароза по справедливости принадлежит к излюбленным воздушным курортам. Из маленькой горной деревушки в течение 30 лет она развилась до ея теперешнего интернациональнаго значения.
Как и другие горные курорты, она отличается низким атмосферным давлением, равномерным зимним холодом, интенсивной силой солнечнаго излучения, обилием ясных дней, сухостью и чистотою воздуха. От других горных курортов Ароза отличается своим высоким положением над уровнем моря, изобилием еловых лесов, абсолютным безветрием, имеющим преимущество положением на южных склонах высоколежащей долины между тем, как другие горные курорты лежат на более холодном и менее освещенном солнцем дне долины.
Большое количество ежегодно выздоравливающих здесь больных лучше, чем температурныя таблицы и статистика солнечнаго сияния, доказывают целебность и чудодейственность арозского климата".
О лыжах реклама умалчивает - возможно, потому, что наши соотечественники в начале прошлого ехали в Арозу вовсе не ради этой легкомысленной забавы. Тем не менее катались тут, кажется, всегда. Лыжникам былых времен очень нравились пологие склоны в районе Inner-Arosa, где стоит старая, построенная в конце XV века, Alte Kirche, Верхняя церковь.
Ski Club Arosa был создан в 1903 году. Один из старейших в Альпах, ровесник китцбюэльского лыжного клуба, он всего на два года моложе Ski Club Arlberg. Несколько лет назад, к столетнему юбилею, в Арозе вышла книга, рассказывающая о его истории, с интересными архивными фотоматериалами. Ее можно купить в клубной хижине на вершине Hornli (2512) - как и фирменную рубашку, и красивый темно-синий свитер с гербом SC Arosa.
Начиная с 1920-х годов, из санаторно-лечебного курорта Ароза постепенно превращается в модный центр зимнего спорта и отдыха. Хотя справедливости ради надо заметить, что первые подъемники - на восточном склоне Tschuggen (2050), в районе Carmenna (2134), на Weisshornsattel (2320) - появились значительно позже, в конце 1930-х. Канатку на Hornli построили в 1945 году, до этого восхождение к хижине лыжного клуба занимало несколько часов; фуникулер на Weisshorn - в 1956-м…
Заметным симптомом смены ориентации явилось закрытие в 1926 году санатория Berghilt. На его месте к зиме 1929/30 возвели шикарный Grand Hotel Tschuggen, который очень скоро становится настоящим средоточием светской жизни, известным далеко за пределами Швейцарии.
Тут даются роскошные балы, выступают знаменитые музыканты и исполнители; на 200 гостей приходится 150 человек обслуживающего персонала… В 1966-м Tschuggen сгорел. Нынешнее его здание, построенное в 1970 году, внешне стандартная серая 12-этажная коробка, в точности как в "Иронии судьбы…"; изнутри - отель *****, входящий в группу The Leading Hotels of the World.
Максимум комфорта, все мыслимые и немыслимые удобства. Просторные номера, несколько отличных ресторанов (в Grand Resraurant принято являться на ужин в вечернем костюме, менее формальная обстановка в La Vetta и Bundnerstube), большой wellness-центр. Все сияет чистотой. Круглый год живые цветы, свежие фрукты… Интересно все-таки, как живут эти большие пятизвездочные отели? Чего стоит поддержание этого нереального порядка?
Постояльцев, во всяком случае на первый взгляд, раз-два и обчелся; хоть и платят они по полтысячи евро в сутки за номер - неужели на все хватает? Зарплата служащим, налоги… Те же рестораны: чтобы приготовить все это гастрономическое изобилие, надо ежедневно доставлять кучу свежих продуктов, а придут ли ужинать гости - еще вопрос.
Между тем чуть ли не каждый год отели ремонтируются, перестраиваются, оснащаются все более совершенным оборудованием. Вот и в Grand Hotel Tschuggen сейчас ведется сооружение нового SPA-комплекса, планируют построить и собственный подъемник. Как сводятся у них концы с концами?.. Секрет. Швейцарское ноу-хау.
Если соберетесь в Арозу на машине, имейте в виду: подъем от Кура, с высоты 584 м, очень утомительный. Шоссе узкое, 365, как дней в году, поворотов - расслабиться не удастся. Гораздо удобнее добираться на поезде - ровно час езды.
Состав с синими вагонами, разрисованными веселенькими цветочками и снежинками, неторопливо ползет по склону долины; остановки - по требованию. Любуясь видами из окна, вы в какой-то момент полностью теряете ориентацию. Когда поезд, вынырнув из последнего туннеля, высаживает вас на вокзале в Арозе, вы выходите и удивленно озираетесь по сторонам, безуспешно пытаясь понять, с какой стороны, из какой долины сюда приехали.
Перед вами довольно большое Obersee, Верхнее озеро; направо и вверх, траверсом, уходит главная улица, Poststrasse, вдоль которой расположены основные магазины, рестораны, казино... Подняться в зону катания можно прямо от вокзала или с противоположного конца курорта, из района Inner-Arosa. Спуститься на лыжах - и к вокзалу, и в Inner-Arosa; а при хорошем снеге можно подъехать ближе к своему отелю по тротуару центральной улицы или одному из "променадов". На санках по ним не стесняясь спускаются и дети, и взрослые. Давняя традиция.
Вот в качестве иллюстрации фрагмент из воспоминаний жены композитора Сергея Рахманинова:
"Ароза нам очень понравилась, и мы пробыли там весь январь (1912 года - Ю.Б.)… Сергей Васильевич обещал мне, что не будет кататься на санях по крутым дорогам, на которых незадолго до нашего приезда два человека разбились насмерть. И вот приходит раз весь с снегу, без шапки… Не утерпел и скатился на санях вниз, потеряв по дороге шапку. Слава Богу, что прошло благополучно. Потом мы часто катались с ним на санках по красивым, но безопасным дорогам…".
Горнолыжный регион Арозы невелик - всего 60 км размеченных спусков; есть еще, правда, 40 км off-piste, но, сдается мне, эта цифра несколько преувеличена. Склоны имеют преимущественно юго-восточную ориентацию. Трассы по большей части широкие, светлые, несложные. И очень немноголюдные, даже в пик сезона, что является их очевидным достоинством. Лесных спусков нет, если не считать тесного выката к нижней очереди фуникулера. Ближе к финишу, будьте внимательны, трассы пересекает большое количество прогулочных дорожек; в общей сложности на склонах над Арозой проложено около 60 км пешеходных маршрутов. Начинающие обычно крутятся вокруг плоской макушки Tschuggen, где работают несколько бугелей.
Для бордеров здесь имеется небольшой фан-парк; Ароза, кстати, претендует на проведение чемпионата мира по сноуборду 2007 года. Годятся для учебных занятий пологие "синие" трассы вдоль 4-креселки Plattenhorn. Лыжники со средним опытом катания получают истинное удовольствие от длинных, спокойных спусков с Hornli, куда из Inner-Arosa доставляют серебристые 6-местные гондолы.
Наиболее сложные трассы стартуют с Weisshorn (2653), верхней точки региона. Выйти на восточную "красную" можно сразу со станции 125-местного фуникулера, а чтобы попасть к началу южной "черной", ведущей к Carmennahutte, придется еще метров восемьдесят подняться на эскалаторе. Это едва ли не единственный маркированный спуск, по-настоящему интересный профессионалам.
Отдельная тема - внетрассовые возможности региона. На Bruggerhorn (2447), местную Free Ride Mountain, забрасывает старая, построенная еще в 1970 году, парнокреселка. Идет она медленно, часто зависает (ваш покорный слуга как-то "загорал" на ветру около получаса), однако очереди на нее случаются редко: любителей катания off-piste в Арозе в принципе немного.
С вершины есть несколько вариантов спуска. Недлинный траверс выводит под опоры - с него можно сразу нырнуть вправо: метров триста приличной целины. Или, проследовав дальше, двинуться вдоль канатки: тут склону явно не хватает крутизны. Можно проехать еще дальше, за гребень: классно сверху, но внизу - совсем пологий котлован… Короче, насчет Free Ride Mountain особо не обольщайтесь, это вам не Вербье. На Weisshorn, правда, есть один кулуарчик… Но если честно, Ароза и фрирайд - все же из разных лексиконов.
Полные описания швейцарских курортов (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.
Автор: Ю. Бугельский