Идея поучаствовать в «настоящем» фрирайде витала в воздухе Шерегеша давно, и каждый раз что-то ей мешало осуществиться. Иногда ветром странствий на Гору заносило заезжего перца, который снисходительно заяснял затаившим дыхание сибирякам, как, мол, настоящие пацаны рубятся в больших Горах, какие там полеты-пролеты, пухляк-мухляк, Кашпары-кошмары.
Народ ахал, охал, завистливо смотрел на невероятно широкие лыжи перца и расходился по своим сибирским делам.
А дела эти, помимо прочего, включали в себя и гонки по пухляку, и прыжки со скалок, и многое другое, что тамошние перцы считали исключительно своей прерогативой.
И вот взяли сибиряки и подумали – а чо это все ездят фрирайдить, а мы – нет?
А вот возьмем и замутим!
Сказано-сделано (сделано - всем рассказано). В поездку на Кубок России по фрирайду напряглись: суперлегенда российского экстрима Дмитрий Щитов, он же основатель «аутентичной медицины им. Д.Щитова»; известный горнолыжник (и горнолыжный бизнесмен) Виталий Иващенко; «…и на подаче - скромный автор этих строк».
Как уезжали - отдельная песня. Куканов напился. Виталик потерял билеты. Щитов обещал проклизмить их обоих, и клялся в следующий раз ехать только с командой поддержки из числа своих поклонниц – «от них толку больше». Какие на «большой фрирайд» нужны лыжи, никто не знал. Поэтому Виталий, как самый ответственный (и обеспеченный лыжами), взял три пары. Плюс у нас с Димой - свои. В аэропорту - битва за перегруз под лозунгом «вы же обещали - лыжи летят бесплатно!». Наконец мы вываливаемся из аэроплана в туманном, хмуром и очень теплом Кавказе. Моросит, похмелье. Триста верст на «копейке» до собственно Домбая, вот это экстрим! Уже в полной темноте заваливаемся в гостиницу с многообещающем названием «Горные вершины» и отрубаемся.
Утром будит всех Дима – он всегда бодр, подтянут и готов к купанию в проруби. Где прорубь, никто не знает, но мы полны утреннего энтузиазма. Выкатываемся на улицу… и застываем. Скульптурная группа «парни из глубинки впервые увидели Кавказские горы» - хоть сейчас закатайте в гипс. Горы эти просто сразили. Как поет Рамштайн, «твое громадье делает меня крохотным» (deine grossung macht mir klein). Эти острейшие пики, эти почти вертикальные стены, застывшие водопады, ледопады, мульды и контрфорсы, и Бог знает, что еще - все это привораживает, затормаживает и восхищает. Это карлинги, сказал бы Св. Кондратий. Молодое геоморфологическое образование. Короче, кто был в старом добром Горном Алтае – поставьте эти горы вертикально, и получите молодой Кавказ, дикий и гордый. Нет, Алтай - это круто, это Родина, все такое, но Кавказ… вот так и стоишь, разинув рот, а тебе – кинжал в … в полцены! Остренько, аутентично!
…Прорубь, как таковая, отсутствовала. Было ПРОСТО купание в размороженной речке у подножия Гор, под чудным мостиком. С мостика свешивались утренние сноубордисты и вяло интересовались, что, собственно, мы тут делаем…
Ну вот, пора и покататься! Набивается человек тридцать в такой подвесной трамвай, висящий на проволоке над пропастью, и, замирая от страха, ползут в нем на вершину горы Мусса-Ачитара, а там… такая красота! На фуникулере я испытал еще один стресс – вдруг эта коробочка останавливается, и, качаясь, зависает на высоте где-то метров сто пятьдесят. Народ – за валидол: «Все плохо, щас упадем».
Но тут из толпы проявляется парень с дредами до пупа. В руках у него довольно засаленный сидор. Из него быстро, но без суеты извлекается ранец парашюта. Народ отступает, образуя в тесном вагончике свободное место. Парашют прилаживается на спину, одновременно по рации, как я понимаю, запрашивается разрешение на прыжок у спасателей. Хотя на кой BASE*ру спасатели? Парня я знаю – он работает оператором для передачи «Точка отрыва» - Миха Кузенков по прозвищу Кальмар (за дреды). Он меня тоже узнает. «Снимешь прыжок?» - извлекает из недр чудовищных бордовских штанов камеру. Раздвижные двери вагончика, оказывается, не заперты… «Увидимся внизу!» И прыгает… Далеко внизу, под нами, среди коттеджей, раскрывается яркий купол. Слышны вопли, апплодисменты, свист. В вагончике – тишина. Побелевшая девушка роняет на пол фотоаппарат – так и не сняла ничего. Я под впечатлением целый день. Вот так взять и прыгнуть… Да.
Вообще на Домбае самая верхняя очередь подъемника – это креселка выше фуникулера, называется «пятая». Откуда идет отсчет, я так и не понял, да и неважно. На поднебесной высоте высадки стоит табличка «3180 м». Рядом корявая вывеска «Самое высокогорное кафе в Европе. Вах». Дима с Виталей были в Европах, смеются. Осматриваемся. Трассы в сторону канаток – простые, хотя и круче, чем в Геше, да и разбиты сильнее. Вообще, мы на Незабвенный во многом взглянули по-новому. Одно дело обличать, ничего другого не видя, и совсем другое – когда на новую (ну, почти новую) куртку с троса падает плюха мазута, и за твоей реакцией весело наблюдает обслуга. Не желаете ли поскандалить, вах?
По другую сторону обрыва – ущелье Гоначхир – сплошные скалы, дичь, никаких следов катания (катания там нет, выход – полдня пешком). Безумная крутизна. Говорят, там проведут финал. Дима, как самый бывалый, объявляет программу тренировки перед стартами. Мы берем его суперлопату (она у него всегда с собой, ноу-хау из нержавейки от убитой стиралки, непобедимая ВЕЩЬ), и за полчаса, как кроты, покрываем весь склон трамплинчиками разной величины. День проходит в прыжках, типа как у тушканчиков, на фоне величия Кавказского хребта.
Утром я лично еле встаю. Спина болит. Ноги забиты, жрать неохота, от гор тошнит. Дима весел и бодр, как всегда. Мы с Виталей уныло трусим на купание. Второй день тренировок. Прыгаем, как блохи. Димин авторитет непререкаем, но мы замечаем группу крутых перцев, которые катаются не как мы, одеты по-другому и с кочек не прыгают. На приглашение покататься вместе я робко соглашаюсь, и тут же попадаю в «кулуар дураков» - коварное место, где из трех кулуаров один заканчивается убойным обрывом, хотя сверху все три выглядят абсолютно одинаково. Еле вылез. Горцы сдержанно улыбаются…
…Утром встать не могу. Болит абсолютно все. Ноги не ходят. Навалилась акклимуха. Виталику плохо. Дима бодр и неумолим. Стеная, ползем на купание. Январь на улице, между прочим, хоть и Кавказ. Сегодня – квалификация !!! На старт подгребли 37 мужиков-горнолыжников, столько же досочников. Девчонок и там, и там - значительно меньше. Задача – проявить свои способности в катании по нетронутой целине и прыжках с камней. Задача судей – отсеять больше половины (в финал проходят по 15 чел).
Понесла-а-а-а-сь!!! Вот уж где можно насмотреться на самые выдающиеся падения, уборки и раскладки! На квалификацию допускают практически всех, и народ попадается просто цирковой. Если честно, по первости мы все могли претендовать на роль клоунов – одно дело свободно кататься где-нибудь на малиновых полях Незабвенного, совсем иначе – колупаться на незнакомом скалистом склоне под ледяными взглядами судей. Стало, например, понятно, почему перцы из первой десятки на тренировке не прыгали как головастики, а искали места покруче, понетронутей и поскалистей. Ясно стало и другое – хотя формально судьи приветствуют стабильность и контролируемость райдеров («Забудь слово «спортсмен»,- сказали мне, - здесь все райдеры»), - на деле высокие оценки получают те, кто показывает безумные прыжки и опасные трюки – типа как сальто со скалы сочинца Андрея Глазунова.
И это на отборочных стартах! А что будет в финале?
…Еда тут просто супер – дешево и вкусно. Шорпа из баранины, пасшейся здесь же летом, хычины, чай с разнотравным медом… вах! Возле кафе – объява «Икскурсии в Апсерваторию, Целепный источник…(..)... Инструктор Абдулла.»
…А финал решили проводить на обратной стороне Домбая, «дарк сайд оф зэ мун» Кавказского хребта, ущелье Гоначхир. В этом году в Домбае снега катастрофически мало, и в Гоначхире, где нормальные люди не катаются (один спуск и четыре часа пешком по бурелому) немного порошка сохранилось. Но крутизна! Но скалы! Это просто кошмар. На старт выходит Кашпар Дима. У этого легендарного чувака - фан–клуб в Новокузнецке. Они его не видели живьем, он вряд ли знает такой город. Велика популярность фрирайда!
Опытные райдеры прокладывают путь по самой сложной траектории, так, чтобы на пути попалось как можно больше препятствий - скал, обрывов, контрфорсов, карнизов, - и вот все это они стремятся по возможности бодро преодолеть. Какие прыжки, какие амплитуды!
Леша Водолазкин засаживает фронтфлип со скалы в 15 метров – и только второй! Можно, конечно, плавно проскользить в объезд всех препятствий – но тогда не стоит удивляться низким оценкам циничных судей. Вот Кирилл Анисимов – он чемпион, хрен знает, как он так летит среди скал, если сверху ничегошеньки не читается, нельзя же так рисковать вслепую, или у него третий глаз?
Нам, чтобы хоть как-то выглядеть, пришлось прыгать с таких мест, что при отрыве думаешь «блин, что я делаю-то? Верните меня на исходное, пожалуйста-а-а-а!!!»
В общем, все прошло весело. Результаты смотрите в Сети, это не официальный отчет. А вот праздничный банкет удался на славу. И, хотя сибиряки в призеры не попали, зажигали не хуже бывалых райдеров. Правда, последние способны на такие фокусы… В разгар веселья на сцене появляется (в трусах) Дима Кашпар. С ним в обнимку выступает Сева Кургузов (в штанах). «Я – реальный райдер Дима Кашпар, - заявляет Дима, - и всегда на стартах спонсоры награждают спортсменов. Мы хотим прервать эту вредную традицию. Правда, Сева?» - Сева мотает головой, говорить он уже не может. «Поэтому, – продолжает Кошмар, - мы хотим наградить этой статуэткой главного организатора Сергея Зон-Зама!» С этими словами он достает (из трусов) гипсовую жабу с выпученными глазами, которую они с Севой только что отломали на третьем этаже «Горных Вершин» от скульптурной композиции «Природа Дикого Кавказа» и вручает растроганному Зон-Заму. Тусовка в полном восторге.
Мэр Домбая посвящает Веронику Сорокину (1-е место, горные лыжи) в горянки, дарит огромную вазу с видом соплеменных гор. Вероника, даром что с Сургута, и правда вылитая горянка – стройная, большеглазая, коса до пояса… В горцы, соответственно, посвящают Зон-Зама – дарят кинжал и бурку с папахой – вся тусовка в шерсти. И хотя Доктор Щитов запрещает пить, снова пасмурное утро в Минводах, похмелье, дождь… Но на сердце – солнечный зайчик - нас ждет Красная Поляна !!! До встречи, Домбай!
Март 2006 г.
Другие статьи автора на сайте
Шерегеш
Автор: Алексей Куканов |