В этом сезоне биатлонисты сборной России занимаются исключительно своими прямыми обязанностями – бегут и стреляют. С федерацией, как в прошлом году, не конфликтуют, хозяйственным скотчем не пользуются, денег не требуют. И медали выигрывают в большом количестве. Спортсмены довольны тренером Владимиром Аликиным, тренер не нарадуется на спортсменов. Президент федерации Александр Тихонов счастлив за всех сразу. Как ни посмотри, идеальная модель сборной команды. Только почти весь сезон без капитана - Сергей Рожков, занимавший перед вторым этапом Кубка мира 14-е место в общем зачете, по настоянию федерации был исключен из состава. Биатлонисты между собой повозмущались, погоревали, но продолжили бежать, стрелять и выигрывать, решив не обсуждать публично ни свои отношения с федерацией, ни спорные финансовые вопросы. Пожалуй, впервые за сезон биатлонист сборной России - Дмитрий Ярошенко - решился пространно ответить не только на вопросы про стрельбу и скорость на трассе.
Дима, тебя в Ханты-Мансийске после чемпионата мира встретили как настоящего героя: прием у губернатора, квартира в подарок, очередное воинское звание. А ты сам доволен результатами Остерсунда?
В общем, да. Я не строил никаких медальных планов. Хотел выступить достойно и, по-моему, сделал это.
Что для тебя значит достойно?
Две медали чемпионата мира - достойный результат.
Но, знаешь, во время чемпионата мира у тебя, как ни покажут, глаза были грустные.
Не грустные, а усталые.
Другие тоже уставали, но улыбались больше.
Все зависит от того, чего ты ждешь и что получаешь. Думаю, был бы на моем месте в эстафете Андрей Маковеев, у него другие были бы эмоции. И Оксана Неупокоева была, наверное, счастливее нас всех, когда мы выиграли бронзу в миксте.
А на прошлогоднем, дебютном для тебя чемпионате мира ты тоже на них экономил?
Тогда для меня реальность мешалась с фантастикой, а сейчас все немного иначе, прозаичнее, что ли. Может, потому что мой статус поменялся, я стал чувствовать себя более уверенно и к медалям чемпионата мира отношусь как к хорошо сделанной работе.
Ты про усталость говорил, но ведь ты сам вызывался бежать все дистанции - может, надо было пропустить микст или индивидуальную гонку?
Почему? Я чувствовал в себе силы и желание бежать всю программу. Но после каждой гонки устаешь - это естественно. Потом восстанавливаешься и снова бежишь. Но во время эстафеты почувствовал, что силы на пределе: терпеть могу, но кондиция уже не та. Так что перед масс-стартом иллюзий особых не испытывал.
Ты, кстати, не раз уже говорил, что твое функциональное состояние в этом сезоне лучше, чем в прошлом. Почему? Аликин поменял систему подготовки?
План, в общем, не изменился. Просто я стал иначе относиться к тренировкам, более внимательно слушать свой организм. И не делаю лишней работы.
Но и у сборной в целом на чемпионате мира в этом году получилось гораздо лучше, чем в прошлом?
В этом сезоне все было как-то гармоничнее. Времени на подготовку больше - не 10 дней, как в прошлом году, а 17. Это большая разница. Тогда у нас не было времени на раскачку, а в этом сезоне мы смогли сначала восстановиться, а потом хорошенько поработать.
Долго отдыхали?
Ребята на пару дней домой ездили: Ваня Черезов, Андрей Прокунин, Коля Круглов. Максу Чудову пришлось в Россию поехать - у него оружие было повреждено. А я в Европе остался. Очень далеко живу: смена часовых поездов, аэропорты, самолеты - слишком большой риск накануне чемпионата мира. Два дня в дороге и полдня дома - какой смысл? Но я все равно отдыхал, два дня ничего не делал.
А от Европы не устал?
Не столько от Европы, сколько от однообразия жизни: с ноября из гостиницы в гостиницу. Вот это порядком надоело. Одна серая неинтересная полоса. Только раз вырвались в Мюнхен достопримечательности посмотреть. Хорошо ещё, что на «Шальке» (традиционная рождественская «Гонка звёзд», проходящая в Гельзенкирхене. – прим. Ред.) положительные эмоции получил. Надолго хватило.
Тебе «Гонка звезд» понравилась?
В первый раз, в прошлом году, я вообще был шокирован. На этот раз все спокойнее воспринимал, с холодной головой. Но если в прошлом году мне было интересно просто участие, то в этом году я ставил цели бороться за победу.
Неужели в гонке на стадионе есть спортивный интерес? Это же чистое шоу.
Прежде всего это состязание, причем тяжелое: жесткая работа на максимальных скоростях, после которой нужно время, чтобы восстановиться. И только потом - шоу.
То есть ты бы расстроился, если бы проиграл?
Вряд ли, но победить было приятно, тем более что русским ни разу это сделать не удавалось. Но у меня была сильная партнерша - Катя Юрьева. И эта победа нас даже как-то сблизила. Раньше мы были просто товарищи: она знает меня, я знаю ее. А на «Гонке звезд» я ее ближе узнал как человека, и сейчас у меня к ней симпатия и дружеские чувства. Катя - доброжелательная, отзывчивая, незатейливая, камня за пазухой не держит. Может, это и минус: все-таки большой спорт-это волчья стая. Но она сильная и очень одаренная: у нее есть и скорость, и стрельба. Как Катя стреляет! Вокруг горланят 60 000 болельщиков, ведущий что-то вещает на весь стадион, а она спокойно и быстро закрывает мишени.
Про атмосферу на переполненном футбольном стадионе все понятно. А чемпионат мира в этом смысле чем-то запомнился?
В Остерсунде прохладная публика. Хорошо еще, что норвежцы подъехали, а то бы совсем скучно было. Даже Кубок мира интереснее проводится. У нас в отеле и интернет был, и, если его отключали, мы даже не знал и, что делать. Телевидение слабое - три канала всего. Кино мы уже пересмотрели все раз по пять. Только и оставалось, что на сайте odnoklassniki.ru с друзьями общаться.
Ты тоже «Одноклассниками» заболел?
Не только я - вся команда. Это же как наркотик, подсаживаешься мгновенно. Я нашел каких-то старых приятелей. Нашел одноклассницу из 8-го класса - узнал только по улыбке. Много молодых девчонок пишет. Поначалу отвечал на пожелания удачи «спасибо». Потом пошли «Спасибо, что отвечаете», «А что вы еще делаете? А почему не спите?» Разные тупые вопросы. Сначала серьезно отвечал, а потом просто начал дурковать. Чем занимаетесь на сборах? Книги, DVD? Я отвечаю: мы еще по кабакам шляемся. Так после кабака наутро вроде плохо? Да не - нам, спортсменам, хорошо, мы люди привычные. Алкоголь - это допинг? Если литр пива, то допинг, а если 10 - нет. Но мы меньше 10 не пьем. Народ все удивляется и удивляется, даже не понимая, что я просто придуриваюсь. Зато это отвлекает от мыслей о гонке. Дает возможность расслабиться, развлечься. Не грузишься мыслями лишними.
А с Сергеем Рожковым в «Одноклассниках» не общаешься?
Нет, мы с ним созваниваемся, но редко.
После того как федерация вывела его из состава команды, болельщики потеряли его из виду. Чем он сейчас занимается?
Сергей марафоны бегает, чтобы форму поддерживать, но по большому счету уже готовится к другой жизни - после спорта. Жаль, что так бесславно заканчивается его карьера. Он большой спортсмен, и ему хотелось бы провести последний сезон в Кубке мира, как в прошлом году это сделали Фишер, Гросс, Пуаре. Чтобы пересечь финишную черту на последнем этапе - не важно, с каким результатом - и чтобы команда его встречала после финиша.
Да, некрасиво получилось. Вот болельщики в интернете до сих пор обсуждают, почему команда за капитана не заступилась...
Что мы должны были сделать? Не выйти на старт? Ну и что дальше? У нас все просто в биатлоне: не вышел на старт - свободен, пришли другие. Да, мне жаль, что Сереги не было с нами на чемпионате мира, обидно, что он так заканчивает свою карьеру. Но ни я, ни ребята в этом не виноваты. Он стал жертвой аппаратной машины, которая, по идее, должна нам помогать. Но в один момент мы поняли, что никто нас не защищает. И нам надоело, мы просто устали бороться. Может, со стороны кажется, что спортсмены многое могут, но на самом деле у нас нет никаких рычагов, чтобы всерьез влиять на ситуацию. Чисто по-человечески мне все это не нравится. Выгонять из команды спортсмена, тренера (старший тренер женской сборной Валерий Польховский был отстранен от работы с командой посреди сезона. - Прим. ред.). Но упираться против ветра, который создают наверху, бессмысленно. Это все равно что бросаться на амбразуру, откуда строчит пулемет.
А если уволят старшего тренера мужской команды Владимира Аликина - что будете делать?
Я не вижу причин его увольнять. Он дает результат.
Но у Аликина с президентом федерации Александром Тихоновым не самые гладкие отношения?На чемпионате мира, к примеру, они часто расходились во мнениях, кого ставить на гонку, а кого - нет.
Ну и что? В споре рождается истина. Я не вижу трагичности ситуации: все дрязги уже неактуальны. Те, кто назначает тренера, имеют право его уволить, если нет результата. Но у нас, я уверен, будет результат и в следующем сезоне, и в олимпийском году.
Финансовые вопросы с федерацией улажены?
Надо начать с того, за что мы боролись. Мы хотели получить рекламные места. Теперь у нас их три. У кого-нибудь они все задействованы? В лучшем случае два. У меня все три только благодаря тому, что Тихонов предложил мне заключить контракт с «Газпромом». Когда мне озвучили его сумму, я готов был весь обклеиться их логотипами. И все официально, с бумагами.
Давай еще немного о деньгах поговорим. Компания «Мечел», которая была спонсором российских биатлонистов последние годы, не предлагала вам заключить контракте ней, а не с «Газпромом»?
Если честно, настолько все это сейчас неактуально. Все это уже в прошлом. Но осенью - да, были неприятные моменты. Во-первых, все это почему-то обсуждалось в последний момент, прямо накануне сезона. Во-вторых, представители компании как-то странно себя повели, даже обидно было. Мы предложили: пусть будут логотипы и Viessmann, и «Мечела», но они сначала отказались, потом согласились, но при условии сокращения зарплаты до каких-то смешных денег. А у нас ведь контракты не миллионные, не стотысячные и даже не десятитысячные. Я тогда для себя решил, что лучше вообще без наклеек бегать буду.
А кто вел переговоры с «Мечелом»?
Мы задавали вопросы Сереге Рожкову, он - юристам, юристы - «Мечелу».
А теперь, если придется подобные вопросы решать, кто будет представлять команду? Вы уже выбрали нового капитана?
Пока нет, но есть две кандидатуры - Коля Круглов и Макс Чудов. (интервью опубликовано в PROСПОРТ от 10-23 марта 2008 № 5 (96)) Я в принципе с обеими согласен, но высказался бы за Круглова. Он более коммуникабельный, диалог умеет вести, политик неплохой - иногда это необходимо.
А почему ты сам не хочешь быть капитаном? Ты самый старший в команде, рассудительный, спокойный, уверенный - отличная кандидатура на эту роль, разве нет?
Я не хочу быть востребованным, выражать мнение команды, не хочу, чтобы звонили, спрашивали, что и почему. Быть кем-то вроде пресс-атташе мне неинтересно. Сергей Рожков им был. Решал разные вопросы, а это отрицательно сказывалось на тренировочном процессе. Вроде бы и незаметно, но в спорте нет мелочей.
Но тебе и сейчас звонят, ты интервью пространные даешь, на телевидение ходишь, в «Одноклассниках» переписку завел. Это все тоже отвлекает.
Я готов общаться с людьми, но в определенных рамках. С удовольствием дам автограф, но меня выводит из себя, когда люди фотографируют меня на телефон. Там, может, порнография закачана, а среди нее несколько фоток спортсменов! Я не поддерживаю пустые разговоры. А в «Одноклассниках», как правило, на трех вопросах все заканчивается. К тому же я всегда могу это прекратить сам.
А телевидение? Вот уж где раздолье для пустопорожних бесед. Зачем тебе это?
Только не ради славы. В Остерсунде, к примеру, я был не в самом приподнятом настроении после спринта, когда вел репортаж, но понимал, что это необходимо для популяризации биатлона, для болельщиков.
И как тебе дебют?
Говорят, я вел неэмоционально. Голос неплохой, но эмоций мало.
Прямой эфир не испугал?
Нет. Это раньше я мог волноваться даже на награждении, а сейчас меня сложно смутить.
Комментировать