В канун празднования Нового года газета «Вольная Кубань» сообщила своим читателям, что комиссия Госдумы по проблемам Северного Кавказа сочла необходимым начать строительство автомобильной дороги, которая соединит район Кавказских Минеральных Вод с горнолыжным курортом Красная Поляна. Ссылаясь на «некоторые источники», газета сообщила также, что этот проект якобы уже одобрен министром транспорта России Игорем Левитиным. По мнению автора публикации, новая трасса значительно прибавит отдыхающих на Черноморском побережье Краснодарского края, потому что путь к нему сократится в два с половиной раза.
Речь, по всей видимости, идет о давно рассматриваемых девяти вариантах строительства новой транскавказской магистрали, которая должна соединить семь субъектов Южного федерального округа с Черноморским побережьем. О необходимости трассы, проложенной сквозь Главный Кавказский хребет и выходящей к морю в черте курорта Сочи, в Южном федеральном округе говорят три года. Тем не менее, по сведениям «Времени новостей», ни один из вариантов пока не принят к реализации, поскольку все они не прошли государственную экологическую экспертизу. Дело в том, что все варианты предусматривают прокладку части трассы по территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника (КГПБЗ). Однако в последнее время в разных кубанских СМИ стали появляться публикации о возможном скором начале строительства новой транскавказской магистрали с конечной точкой в Сочи. Кроме упомянутой краснодарской «Вольной Кубани» о дороге писали СМИ Карачаево-Черкесии (интервью начальника республиканского Управления автомобильных дорог Анатолия Озова) и Адыгеи (интервью начальника «Адыгеяавтодора» Адама Схатума).
Г-н Озов утверждал, что из девяти вариантов новой транскавказской магистрали самым предпочтительным является тот, что может быть проложен через Карачаево-Черкесию. А г-н Схатум, критикуя «черкесский» вариант, ратовал за свой -- «адыгейский». Кстати, «черкесский» вариант 313-километровой дороги, предусматривающий строительство в горах двух туннелей общей протяженностью 12,6 км, действительно выглядит утопичным. Но оба автодорожных руководителя в своих интервью признали факт неизбежной прокладки новой трассы по территории заповедника, где в соответствии со статусом КГПБЗ не то что строить, а даже находиться посторонним людям категорически запрещено. Правда, Адам Схатум заявил, что эта проблема может быть устранена: если суд признает, что решение исполкома Совета народных депутатов Адыгеи от 1990 года о передаче плато Лаго-Наки заповеднику будет признано незаконным, то и «адыгейский» вариант транскавказской автомагистрали не будет проходить по территории КГПБЗ. Тогда формально дорога просто пройдет по плато, по решению суда не являющемуся заповедным.
Совершенно очевидно, что всплеск интереса к планам транскавказского дорожного строительства связан с активизацией процесса создания высококлассного горнолыжного курорта в Красной Поляне. Напомним, что этот поселок, не уступающий по своему природному потенциалу лучшим горным курортам мира, расположен в 60 км от центральной части Сочи. На притягательные особенности поселка и его окрестностей власти кавказских регионов обратили внимание после того, как краснополянские склоны облюбовал для горнолыжных тренировок президент России Владимир Путин. В конце декабря минувшего года сочинские и краснодарские краевые власти объявили о завершении работы над генеральным планом развития Красной Поляны, который в течение ближайшего полугода, как они надеются, будет утвержден на федеральном уровне.
Весь курорт Красная Поляна составят горнолыжные комплексы, построенные отдельными инвесторами. Право на долгосрочную аренду участков под эту застройку (гостиницы, развлекательные центры, канатные и автомобильные дороги, трассы разной категории сложности для опытных и начинающих горнолыжников и т.д.) разыгрывается на аукционах. Такой порядок распределения краснополянских земель и их список были утверждены распоряжением №238-р правительства России, подписанным тогдашним премьером Михаилом Касьяновым 27 февраля 2003 года. На днях право арендовать несколько самых перспективных участков близ Красной Поляны, в частности урочище Роза Хутор, выиграла компания «Роза Хутор», принадлежащая холдингу «Интеррос». Еще в прошлом году глава холдинга Владимир Потанин говорил о намерениях построить на этих 430 гектарах горнолыжный курорт, который через девять лет, после завершения всех работ, смогут ежедневно посещать 9500 человек. Пропускная же способность всей Красной Поляны составит, по расчетам разработчиков проекта, около 100 тыс. человек ежедневно. Чтобы обеспечить курорту постоянную загрузку, оправдав затраты на его создание, и получить прибыль, надо подвести к Красной Поляне дороги. Со стороны моря, от Черноморского шоссе, новая трасса уже почти готова, но необходимое число туристов она точно не обеспечит: слишком долог и труден путь к Сочи по серпантинам побережья. Поэтому в новой транскавказской магистрали заинтересованы прежде всего нынешние и будущие застройщики Красной Поляны.
Проблема в том, что с противоположной стороны, со стороны Главного Кавказского хребта, и находится территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника, которую невозможно обойти. А территория КГПБЗ признана ООН всемирным достоянием, ее защищает международная Конвенции о всемирном природном и культурном наследии. КГПБЗ входит в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Так что конфликт между экологами, защитниками природы, администрацией заповедника и строителями неизбежен.
Сопредседатель Социально-экологического союза Западного Кавказа Андрей Рудомаха не исключает, что «российские власти могут просто изменить федеральное законодательство, чтобы проложить дорогу через заповедник». Сейчас экологи начинают активную кампанию противодействия планам транскавказского дорожного строительства. Ведь эта стройка будет сопряжена со вторжением в дикую природу, с вырубкой заповедных лесов и уничтожением мест обитания редких животных.
Впрочем, шанс сохранить заповедник есть. Недавно по заявлению Социально-экологического союза Западного Кавказа прокуратура Сочи проводила проверку законности выделения некоторых участков в окрестностях Красной Поляны инвесторам под застройку в рамках проекта создания горнолыжного курорта. Выяснилось, что склоны горы Псеашха, хребет Псехако, на которые претендовал «Газпром», не могут быть использованы, так как они являются территорией Кавказского госзаповедника, а не Сочинского национального парка, как утверждалось в распоряжении правительства РФ №238-р от 27 февраля 2003 года. Прокурор Сочи Александр Сергиенко назвал это распоряжение правительства спорным и переправил дело в Генеральную прокуратуру РФ «для рассмотрения вопроса на предмет необходимости принятия соответствующих мер реагирования федерального уровня».
Комментировать