Известный лыжный тренер Николай Лопухов, возглавлявший спринтерскую сборную России, написал заявление об уходе по собственному желанию. Причины своего ухода Николай Лопухов впервые объяснил редактору Агентства спортивной информации «Весь спорт» Наталье Марьянчик.
- Николай Петрович, прошло уже почти два месяца, как вы ушли из лыжной сборной России. Чем занимаетесь?
- Я возглавил экспериментальную сборную Москвы по биатлону. С 11 по 26 мая мы уже даже провели первый сбор во Врево, просмотрели примерно 40 спортсменов. С командой работаю я как главный тренер, есть два помощника – специалиста по стрельбе. Цель – подготовить участников Олимпийских игр 2014 в Сочи. Соответственно, мы набираем мальчиков и девочек 1985-90 годов рождения, которые хотят проявить себя в большом биатлоне.
- Наверное, большая часть из этих мальчиков и девочек – бывшие лыжники?
- Есть и лыжники, и биатлонисты. Команда сейчас только в стадии формирования. Мы просмотрели спортсменов, и теперь анализируем, собираем на каждого полный анамнез. Известных имен среди потенциальных членов нет – все молодые ребята и девочек.
- Чем сборная Москвы по биатлону показалась вам привлекательнее спринтерской сборной России по лыжным гонкам?
- В лыжах у меня сложилась безвыходная ситуация. Понимаете, какая цель может быть у тренера сборной команды? Подготовить если не олимпийского чемпиона, по крайней мере, яркую личность, призера Олимпийских игр. У меня подобралась команда интересных ребят, пошли результаты. Мы были лидерами в России, призерами этапов Кубка мира. Где-то подбирались по уровню к скандинавам. Но чтобы достигнуть цели, нужно было делать еще один шажок вперед. А сделать его мне не давали.
- Как можно было сделать этот шаг?
- Я предлагал, например, объединить спринтерскую команду. Другими словами, чтобы все спринтеры тренировались у меня, чтобы Морилов и Парфенов, готовившиеся с Бородавко, перешли в спринтерскую сборную.
- Но Морилов одно время тренировался у вас.
- Каждый человек ищет – где лучше. Коля прекрасно видел: где Лопухов – там проблемы с фармакологией, со смазчиками, инвентарем. В 2007 году, в год чемпионата мира, Коля до октября готовился со мной, а потом ушел к Бородавко. Это понятно: чем ближе к Бородавко, тем меньше проблем и больше возможностей. Взять хотя бы скандал со спринтерской эстафетой на чемпионате мира в Саппоро. Он прошел тихо, но от этого дело не меняется. По всем правилам бежать в спринтерской эстафете должен был Девятьяров, но Юрий Викторович поставил Морилова.
- Почему?
- На спринтерском чемпионате России Девятьяров в паре с Иваном Ивановым был вторым, проиграв первому месту буквально сотые доли секунды. За неделю до чемпионата мира на этапе Кубка мира в Китае Девятьяров был девятым, Морилов – 15-м. Затем уже в Саппоро, в прологе Рочев был девятым, Девятьяров – 15-м, Морилов – 20-м. Несмотря на все это, Бородавко волевым решением ставит в эстафету Морилова. Спрашиваю: на каком основании? Да, я очень рад, что ребята в итоге стали серебряными призерами. Но объективно, норвежцы упали, шведы сломали палку. Кто ответил бы, если бы мы заняли четвертое место? Я неоднократно говорил Юрию Викторовичу, что в команде должен соблюдаться спортивный принцип. Более того, я считаю, из-за несоблюдения этого принципа и случился памятный скандал с Ширяевым. Проблема Ширяева – это проблема Бородавко.
- Почему вы так считаете?
- Ширяев блестяще выступил на стартах в Муонио. Тем не менее, на этап Кубка мира его не взяли, хотя у шестого сборника он выиграл едва ли не четыре минуты. Затем Ширяев блестяще выступил на Красногорке, обыграл в очной борьбе в эстафете в Швеции норвежца Петера Нортуга, ну и так далее. Тем не менее, он прекрасно понимал: чтобы быть в эстафете на чемпионате мира, ему нужно быть на три головы выше Дементьева и Легкова. Ну и видимо, кто-то ему подсказал вариант с допингом… Мое мнение: если бы в сборной соблюдался спортивный принцип, скандала с Ширяевым бы не было.
- Вы высказывали открыто свою позицию Бородавко и президенту Федерации лыжных гонок России Владимиру Логинову? Как у вас вообще складывались с ними отношения?
- Честно говоря, меня хотели уволить еще в декабре. Но у группы Юрия Викторовича результатов не было, а у моих ребят были неплохие, и меня, скажем так, простили. У меня была масса проблем – начиная от планирования сборов и заканчивая смазкой и фармакологией. Доходило до того, что ребятам выдавали один комплект спортивной формы на двоих!
- Каким вы видите выход из нынешней ситуации в сборной?
- У национальной сборной команды должен быть автономный главный тренер, не имеющий своих учеников. Иначе человек неизбежно начинать подгребать под себя, это естественно. Пока сборная не будет единым целым, пока не начнет действовать спортивный принцип, результатов не будет.
- Что скажете о спринтерской сборной, которую вы оставили? У ребят есть будущее?
- Результат зависит от многих факторов – спортсмена, тренера, методической базы. У нас был хороший коллектив. Может быть, новый тренер окажется ближе к федерации, будет иметь меньше проблем, чем я. С Юрием Каминским я знаком, он известный специалист. Подготовил, в частности, Никиту Крюкова и Егора Сорина. Дай бог, чтобы у него со сборной все получилось.
Николай Лопухов: у национальной сборной должен быть автономный главный тренер, не имеющий своих учеников – иначе результатов не будет
Комментировать