24-28 декабря в Красногорске (Московская обл.) пройдут традиционные всероссийские соревнования по лыжным гонкам «Красногорская лыжня». Старший тренер женской сборной России Николай Седов накануне этих стартов рассказал Агентству спортивной информации «Весь спорт», почему у его подопечных в нынешнем сезоне еще не было призовых мест в Кубке мира, и как будет формироваться команда на многодневную гонку Tour de Ski (31 декабря – 9 января, Германия и Италия).
- Николай Евгеньевич, чего вы ждете от «Красногорской лыжни»?
- Эти старты являются отбором на Tour de Ski. У девчонок только Юлия Чекалева освобождена от этого отбора и уже готовится к многодневке. Все остальные побегут практически всю четырехдневную программу «Красногорской лыжни». Наравне с лыжницами, которые тренировались в России, места в команде будут оспаривать и сборницы. С Tour de Ski начнется непосредственный отбор на чемпионат мира в Холменколлене (Норвегия, 23 февраля – 6 марта). Кто займет на Tour de Ski в гонках на 10 км, 15 км и дуатлоне места с первого по третье, гарантируют себе участие в чемпионате мира на этих дистанциях. Спринтерские этапы в наш отбор не входят. Но не такой уж большой выбор у нас в женской команде – набрать бы девять человек, которые смогут достойно представить страну на Tour de Ski. От спринтеров, скорее всего, возьмем Наталью Коростелеву. В прошлом году она была лидером дистанционной команды, а сейчас занимается со спринтерами. На чемпионате мира она, возможно, побежит только спринты, а возможно, выступит и во всех шести стартах.
- Наши девушки в последнее время не радуют результатами, в отличие от мужчин. В чем дело?
- Если глубоко копать, скажу так. В последние семь лет наши девчонки не занимали призовые места на юниорских чемпионатах мира ни в личных гонках, ни в эстафетах. Последняя золотая эстафетная команда на юниорских первенствах была среди девчонок 1984 года рождения – то есть, в 2004 году. Сейчас у нас идет смена поколений. Звезды ушли, а молодых дарований пока не появилось. Это Елена Вяльбе уже в юношеском возрасте составляла конкуренцию сильнейшим юниорам, входила в «десятку» лучших в стране, но сейчас таких талантов у нас – нет. У ребят дела еще обстоят неплохо, есть сильные ребята и 1989, и 1990 годов рождения, призеры чемпионатов мира среди юниоров. А в женских лыжных гонках ситуация – катастрофическая. Разумеется, эта проблема из юниорского возраста переходит в национальную сборную.
- И как вы намерены выходить из положения?
- Выход здесь один – не бояться привлекать молодых девчонок к участию в этапах Кубка мира. Берем пример с норвежцев, где девушки 1989, 1990 и даже 1991 годов рождения уже выступают в Кубке мира. Также делают и финны, и наши соседи казахи, которые нас уже начинают обгонять. А в России почему-то бытует мнение, что по этапам Кубка мира молодых возить нельзя. Я категорически против такого мнения. В молодежной команде у нас есть девчонки, способные расти, прогрессировать. И в юниорской команде появилась интересная девчонка – Елена Соболева. Она уже сейчас показывает неплохие результаты, проигрывает нашим лидерам всего по нескольку секунд. Надо смелее шагать вперед.
- У вас самого, кроме сына, пятикратного чемпиона мира среди юниоров, члена национальной сборной Петра Седова, лыжными гонками и дочь Анастасия. Готовите ее к большому спорту.
- Настя – 1995 года рождения, поэтому для большого спорта еще маловата. За счет Департамента по развитию спорта Нижегородской области она в этом году готовилась со мной, вместе со сборной. На контрольных тренировках и прикидках Настя смотрелась очень неплохо на фоне других спортсменов. Не хочу сглазить, потому что у женщин так бывает – сегодня бежит, а завтра нет. Но, в принципе, все предпосылки, чтобы из дочери выросла хорошая лыжница, есть.
- В первый год работы со сборной расстраиваетесь блеклому выступлению подопечных?
- По большому счету, к таким результатам я был готов. Заглядывая чуть назад, видно, что команда, которая была сформирована, ничего из себя не представляла. Взять Анастасию Доценко. Кто раньше знал ее? В нынешнем сезоне она первый раз выехала на Кубок мира! То же самое со Светланой Николаевой, спортсменка не имеет опыта выступления на соревнованиях мирового уровня. Ольга Кузюкова, Юлия Иванова пришли из спринта. Из девушек, которые бегали дистанционные гонки, выступали в Кубке мира, в команде только Юлия Чекалева, Валентина Новикова и Наталья Ильина. Но как они выступали два-три-четыре года назад? Проанализируйте результаты – и поймете, что сегодняшние результаты закономерны. Нельзя начать выступать классно сразу и вдруг. Чекалева очень хорошо прогрессирует. Неплохо себя чувствует Доценко, но ей пока сложно много тренироваться в горах, нет еще достаточного горного стажа, а у нас на приличной высоте – четыре-пять сборов или стартов за сезон. Особенно тяжелым для всех получился прошедший 18-19 декабря этап Кубка мира в Ла-Клюза (Франция). У Чекалевой постоянно текла носом кровь. Впрочем, недомогание испытывали и представители других команд: немки не выставили эстафетную команду, казашки вообще отказались бежать.
- Но есть хоть какой-то повод для оптимизма? Когда ждать медалей от наших красавиц?
- Нынешний сезон был еще не самым тяжелым. Мы только присматривались к девчонкам. Все они горят желанием работать, тренироваться. А медалей можно ждать через год-два. Это с учетом того, что мы не будем стесняться привлекать молодых спортсменок, при этом, конечно, не убирая лидеров. Не стоит гнать вперед, форсировать подготовку. Вспомним, например, Ольгу Завьялову. Она попала в команду, где блистали Лариса Лазутина, Елена Вяльбе, Ольга Данилова, Любовь Егорова, Нина Гаврылюк. И до 30 лет ее просто возили на разные старты с командой, только потом она начала показывать результаты. В России женские лыжные гонки сейчас находятся в самом низу спирали развития – и дальше должен идти только прогресс.
Николай Седов: в России женские лыжные гонки сейчас находятся в самом низу спирали развития – и дальше должен идти только прогресс
Комментировать