Особенности русско-норвежского туризма
Норвегия — славная страна, в ней живут славные и сильные люди, как и подобает потомкам суровых викингов, почитающие культ здорового и аскетичного образа жизни. После того, как нашли шельфовую нефть в 1969 году, Норвегия стала тем, чем стала — образцом капиталистического социализма, или, как сказали бы в старые добрые советские времена: «Норвегия — страна капитализма с человеческим лицом».
Коротенько напомню основные черты этого самого лица.
- Самые большие подоходные налоги и, как следствие, самые обеспеченные старики и самая крутая система социальной медицины.
- Высокие зарплаты — меньше 3000 евро практически никто не получает.
- Минимальная материальная стратификация общества — адвокат или финансист получает зарплату, всего в 2-3 раза большую, чем зарплата уборщицы.
Мы с вами, дорогие россияне, это «лицо» видим несколько с другой стороны, а именно — как непривычно высокие (даже по московским меркам) ценники в магазинах и ресторациях. Норвегия — самая дорогая страна Европы, в среднем цены на продукты питания, гостиничные и ресторанные
услуги выше на 70% (!!!) среднего по ЕС.
Бедное министерство туризма Норвегии! Перед ним стоит непосильная задача: сделать Норвегию, прекрасную Норвегию, просто-таки уникальную и замечательную Норвегию очень туристической страной.
Казалось бы, что проще? Просто повторить путь Швейцарии…
И вот тут мешают старые добрые законы лихой варяжской дружины. Норвежцы считают совершенно неприличным как-либо демонстрировать свой социальный статус. Что это означает? Там, где у нас покупают ягуар или майбах, строят трехэтажный замок-особняк и невзначай демонстрируют ролекс за полсотни килодолларов, у норвежцев — работа, просто семья и просто спорт. Максимум к типовому загородному домику «как у всех» он добавит дачку на Канарах, — ну принято у них встречать старость на соленой и жаркой Атлантике.
Вот почему план сделать из Норвегии очередную Швейцарию — страну дорогого туризма с эксклюзивным, элитным, роскошным туризмом, — обречен на провал. Наши и не наши любители статусного отдыха и роскоши «в любых мелочах», увы, будут обескуражены простым и незамысловатым местным бытом. В отдельно взятой резервации можно конечно, воспроизвести все эти гламурные фенечки, но стоит выйти на улицу, и ты попадаешь в мир, где не принято вы… выпендриваться.
Норвегия не для любителей гламурного туризма.Так для кого?
Простые смертные, то есть те, кто на свои кровные зарплаты желают посетить северную жемчужину, поступают просто — круиз на все ответ. Наши российские пароходы, груженые нашими туристами, являют собой автономные ковчеги, до которых высокобюджетная рука капитализма с человеческим лицом не дотягивается. Они бороздят заливы и фьорды, впрыскивают стайки рачительных путешественников в прекрасный Берген и обворожительный Тронхейм, потом веселые путешественники возвращаются на борт и ковчег отчаливает. При этом казна королевства получает минимум профита от такого туризма.
Альтернатива — дети
Итак, гламурный туризм умирает, так и не родившись, бюджетный наслаждается Норвегией в режиме набегов с моря, а министр по туризму королевства наверняка не спит ночами, — смотрит на северное сияние и думает, думает, думает. Иногда придумывает довольно интересные вещи, например, почему бы не объявить Норвегию страной семейного туризма?
В этом году будет проведен первый такой эксперимент, только на двух курортах — в Трюсиле и Хемседале. Детям до шести лет все будет бесплатно. Прокат, обучение, питание, катание (катание, вообще говоря, и так бесплатно).
«Круто!» — скажете вы. Но есть некоторое «но», этот эксперимент настолько робкий, что больше похож на пиар-ход. Детский коммунизм продлится всего месяц — с 5 января по 7 февраля, да и регистрироваться на него надо было по интернету до 1 ноября, а объявили об этом народу аж 18 октября. Нереально успеть.
Очень надеюсь, что кто-то все-таки успел, и повышение спроса будет и даст статистически заметную ступеньку на графике руссо-туристо-ночей. В противном случае у критиков появится аргумент: «Ага… Не сработало!», и это печалька.
Потому что дети реально могут быть драйвером и катализатором туризма. Причем в Норвегии и исторически привлекательный бэкграунд в лице викингов есть, и по-своему уникальное отношение к детям есть, и соответствующие ландшафты и чудесное разнообразие экосистем есть. Летние ролевые туры, летние актив-лагеря, походы и экспедиции — возможностей много, надо просто дать им шанс.
Зимой еще проще, в экономике горнолыжного тура детская компонента не велика, а мотивация для семьи поехать туда, где родители могут одновременно отдыхать «с детьми, и от детей» будет очень высокой. Я думаю, что успех сети лыжных клабмедов в Европе большей частью обязан именно решению «детского вопроса».
Так что пожелаем Трюсилю и Хемседалу успеха в эксперименте с детским коммунизмом.
Мой список целевой аудитории для Норвегии
И я там был, мед с селедкой ел, которую даже на завтрак предлагают. Катался, смотрел и думал: «Кому зимняя Норвегия пойдет в жилу?».
Получился такой вот список.
- Фрирайдеры и скитуристы. Красиво, много маршрутов. Есть система хижин для того, чтобы ночевать. Есть незамерзающие фьорды и можно разнообразить катание и поедание/ловлю вкусной рыбы.
- Беголыжники. Отличные условия для тренировок, есть апартаменты не очень дорогие, по-скандинавски просторные, со своими кухнями, каминами и прочими прелестями.
- Селебритис. Русских мало (3% по статистике), сервис отменного уровня, можно побыть человеком-невидимкой.
- «Исследователи» — горнолыжные туристы, которые не ограничивают себя только горными лыжами, люди любопытные, готовые все попробовать — от оленины и ягоды морошки до кайта и езды на собачьих упряжках. Таким «путешественникам-непоседам» тут будет интересно. Только вначале спланируйте все хорошенько, ибо погружение в Норвегию — это серьёзно.
С погодой повезло, дождик был только один за неделю, но это вторая половина июля - высокий сезон по погоде. Кроме дороговизны запомнилась общая унылость этой северной страны. Ночевали на одном горнолыжном курорте (а 2 креселки это уже курорт) в гордом одиночестве. В Альпах в это время в горах туристов гораздо больше и развлечений для них тоже)
Горы в Норвегии по моему маршруту низкие и плоские (за северную часть страны не скажу), но ледники и водопады есть. Все самое интересное по маршруту посмотрели. 3 ночевки в Бергене были лишними. 2 часа на него достаточно. Именно столько смотрят объевшиеся туристы с круизных судов. Город поинтереснее Осло и был столицей когда-то,, но опять же ничего из себя не представляет в плане архитектуры..
Я сравниваю с альпийской Европой, где интереснее и красивее летом на порядок, ну и хорошей погоды больше в 15 раз. Кто не видел летом Альпы, но посетил Норвегию, конечно будут спорить))
Бюджетно побродить с палаткой и покупаться в воде 8 градусов можно, конечно в Норвегии летом. Снег зимой с гарантией...
Хорошо, что после Норвегии и Швеции наш путь лежал через Данию в Германию, Францию, Испанию, где удалось пройти реабилитацию от северной тоски)
Мой совет неофитам: посещайте летом Альпы, Аппенины. Это будет дешевле, интереснее и намного теплее)