Приходится браться за перо… нет, никакого криминала – перо в литературном смысле, а буквально – клавиатура. Тупо таращась на пустой вордовский лист, отчётливо ощущаю наступивший кризис жанра (кстати, замечательный был клуб, если кто помнит). Про что там я ещё хотел написать? Ах да, ньюскул… ну что ж, попробуем. Необходима эмоциональная подкачка… коктейль из Rjd2, RZA, Orishas и Pharcyde. Неплохо, поехали.
Итак, что такое ньюскул? Английское newschool – устоявшееся понятие, изначально – словосочетание, дословно – «новая школа». Новая школа чего, спрашивается? В общем-то, лыжного фристайла. Все помнят, как у нас устроен фисовский фристайл? Когда-то давно было три дисциплины – балет, акробатика и могул. Балет успешно канул в лету – туда ему, в общем-то, и дорога. Не будем о нём. Акробатика - страшная вещь, тоже, в общем-то, имеющая немного общего с горными лыжами – больше похожа на прыжки в воду. А вот могул – это уже настоящие лыжи. Техника с большой буквы. Бешеный темп работы на трассе, непринуждённые прыжки между делом… правда, список прыжков и правила их выполнения – официальный фисовский документ, какой уж тут фристайл.
В общем, вот это всё – олдскул, старая школа. На мой, не в меру прогрессивный, взгляд, нет ничего чудовищнее лыжника в комбинезоне, изображающего тройной твистер. Тем не менее, истоки ньюскула – именно в могуле. Спортсмены-профессионалы уровня олимпийских сборных, стоящие на лыжах едва ли не более естественно, чем без них, уставшие от строгости правил и отсутствия свежих веяний в спорте, начинают прыгать по-новому. Это настоящий фристайл, свободный стиль, а не его фисовская профанация.
Их прыжки фантастичны, в воздухе эти ребята проводят гораздо больше времени, чем на земле, о чём свидетельствует название, которым они себя окрестили – New Canadian Airforce. С тех пор прошло всего лет пять, но спорт за это время чудовищно прогрессировал, и продолжает расти, принимая всё более совершенные формы, буквально на глазах.
Несомненно, один из источников свежего воздуха в лыжном фристайле – сноубординг. Да-да, именно он. Отрицать влияние сноуборда на ньюскул, по меньшей мере, глупо. Взгляните хотя бы на одежду прогрессивных райдеров – улавливаете общность с бордерами? И это далеко не единственная общая черта, роднящая бордеров с лыжниками. Лыжники взяли у бордеров лучшее, вторглись в их ареалы обитания, отобрав эксклюзив на раскатывание целинных полей, потеснив их в парках и в сердцах молодёжи. Именно из сноубординга органично заимствован основной критерий оценки совершенства катания – стиль.
Стиль – основа фристайла, суть новой школы. Что такое стиль, как его определить? Легко сказать, когда его нет; хорошо видно, когда он есть; однако дать чёткое формальное определение стиля очень непросто. Но можно попытаться. Например, стиль – это когда сложнейшие прыжки выглядят так плавно и естественно, как будто они предельно просты, а райдер выполняет их без малейших усилий. Я могу определить стиль одним словом (правда, английским) – smooth… нет, smoooooth… да, вот так. Прыжок должен быть амплитудным, а вращение – плавным и мягким. Никаких резких движений. Лучше пролететь тридцать метров над транзитом, сделав огромный и плавный 360, чем судорожно крутить 1080, вытянув ноги в лэйаут и расставив руки в стороны.
Знаете, сколько градусов навернул Майк Ник, взяв бронзу на WSI в 2002 году? Ни одного! Ноль! Правда, прыгал он из свитча, и в свитч, соответственно, приземлял. Это называется zero spin. За прыжок ставится две оценки – оценка за сложность, являющаяся объективной (тип вращения, грэб, свитч на вылете, приземлении, и прочее), и оценка за стиль, которая отчасти субъективна, однако, в случае профессионального и адекватного судейства становящаяся более чем объективной. Так вот, zero spin по сложности никак не мог конкурировать, скажем, с 1080 (хотя, на самом деле, технически zero spin очень сложен), однако оценка за стиль вывела этот прыжок на пьедестал.
Райдеры непрерывно совершенствуют уровень катания, достигая всё большей естественности и чёткости. Ещё пару лет назад 1080 смотрелся чудовищно криво, а сегодня Дэвид Крайтон делает его из свитча, с огромной амплитудой и стильными грэбами. Года три назад лыжников гоняли из пайпа, обвиняя их в том, что они разбивают края – ведь у лыжников вдвое больше кантов. А сегодня лыжники соревнуются в гигантских суперпайпах, их вылеты чудовищно амплитудны, а стиль – мягок и убедителен, как чёрный бентли с полной тонировкой.
Фристайл уходит из парков в бэккантри, на естественный рельеф, в город, на бетонные дропы памятников архитектуры и рейлы городских парков. 720 становится базовым прыжком при более-менее амплитудном вылете, корк 3 – убийственно стильным затяжным полётом над транзитами в десятки метров, переход в свитч - естественным, как простой поворот головы, а 450 на рейл – рядовым событием в парковом джиббинге. Пеп Фухас делает ноузпрессы на перилах; Туука Терва-Ахо проходит кинк-рейл, поворачивающий на девяносто градусов вправо (!) после кинка. Разгоняясь на фале за автомобилем, Таннер Холл взлетает по импровизированному квотеру, сформированному из отвала городской снегоуборочной машины вдоль стены одноэтажного здания, делая столл на краю его крыши.
В то время как устоявшийся сноубордический фристайл выглядит всё более и более однообразно, постоянно прогрессирующие лыжи не перестают поражать многогранностью трюков. Фрирайд и фристайл взаимно диффундируют, сливаясь в единое целое – фрискиинг; легенда фрирайда Сет Моррисон крутит родео 7 со стофутовых скальных сбросов; стоявший у истоков новой школы фристайла Таннер Холл совершенствует своё катание в больших горах; Пьер-Ив Леблан убийственно стилен как в парке, так и в бэккантри.
Внешний антураж, свойственный прогрессивному фристайлу, хотя и не является основной его составляющей, тем не менее, довольно важен. Райдер в свободных «сноубордических» штанах выглядит более стильно и естественно, чем в узком комбезе, не говоря уже о том, что такие штаны попросту гораздо удобнее. И я не могу объяснить, в чём здесь дело… стиль, понимаете? В ньюскул косвенным образом, через сноубординг, проникает энергетика молодёжной субкультуры, так ярко выраженная в скейтбординге и агрессивном инлайн-скейтинге.
Хип-хоп, с его ритмикой, басами, и некоторой долей агрессивности, также кажется неотъемлемой частью фристайла, а энергетика этих двух явлений определённо имеет общие корни – стиль здесь решает всё. Не обходится и без некоторой доли свойственного хип-хоп культуре пафоса, вполне органично укладывающегося в общую концепцию стиля как основополагающего элемента бытия.
К сожалению, вместе с антуражем приходит позёрство. Западный ньюскул сейчас переживает всплеск «модности», подобный тому, который пережила Россия со сноубордингом. Парки наводнены лыжниками, с трудом связывающими пару поворотов на склоне, однако самоуверенно ассоциирующими себя с авангардом новой школы и претендующими на принадлежность к касте фрискиеров. Менее чем за два года, извращённые формы использования сноуборда в качестве символа социального статуса (наряду с ботинками Dr Martens или часами swatch) практически полностью изжили себя на территории России. То же самое рано или поздно произойдёт и с западным ньюскулом.
Не думаю, что ситуация «лыжного бума» когда-либо возникнет у нас в стране. Мы пережили это со сноубордингом, в конечном итоге получив некоторое количество райдеров приличного уровня. В отношении лыж сейчас полнейший информационный голод, который общими усилиями компетентных райдеров, преданных своему спорту, рано или поздно будет утолён. И тогда кто знает, что смогут показать наши молодые ньюскульщики на мировой фристайл-сцене.
Автор: Кирилл Поваринцев aka duboix