С тех пор, как в конце прошлого века на лыжах появились платформы, их конструкция непрерывно совершенствуется.
Напомню, что платформы выполняют несколько функций.
Во-первых, они поднимают ботинок (лифтинг), что создает лучшие условия для закантовки лыжи, особенно – на большие углы.
Платформы, выполняющие только эту функцию, называются лифтерами, и являются самыми простыми. Они применяются на дешевых лыжах начального и прокатного уровней. Но и там в последнее время сходят на нет.
Во-вторых, платформа служит развязкой между жесткой подошвой ботинка и свободно гнущейся лыжей. Такие платформы компенсируют блокировку прогиба в центральной части лыжи. Для этого они содержат так называемые «плавающие» элементы крепления. Такие платформы наиболее распространены в современных лыжах.
В-третьих, есть «активные» платформы. Они содержат конструктивные элементы, активно влияющие на прогиб и динамику работы лыжи. Именно о таких платформах и пойдет речь далее.
Кроме того, все типы платформ могут содержать виброгасящие элементы.
Фирма FISCHER в этом году разработала новую рейсинговую платформу RACE BOOSTER.
Идея её конструктивно проста, но весьма эффективна. Между передней и задней частью платы расположена трапециевидная вставка. При прогибе лыжи передняя и задняя часть как бы «наезжают» своими роликами на эту вставку. В результате, происходит прогрессивное увеличение давления на середину лыжи, что, в свою очередь, при распрямлении существенно увеличивает отдачу.
Кроме того, можно менять угол этой трапециевидной вставки при помощи съемных элементов. Различный угол трапеции дает различную прогрессию жесткости. Например, в любительских лыжах это 20 град, а в спортцехе – 40!
Для более равномерного распределения динамики платформы на лыжу, она содержит продольные накладки (бустера) , которые непосредственно связаны с механизмом передачи давления.
Подобные платформы стоят на лыжах для гигантского слалома, лыжах серии «Мастерс» и на верхнем любительском ГС-е.
Фирма ATOMIC в этом сезоне разработала технологию RAMP TECH.
Суть ее в том, что задняя часть платформы закреплена на оси и имеет возможность подниматься на угол 10 град. От свободного подъема эта часть заблокирована эксцентриковыми креплениями.
Под нижним, скошенным краем задника платформы расположен особой формы упор. В ненагруженном состоянии он не касается нижнего края платы.
При сильном прогибе лыжи, и особенно – ее задней части, изменяется взаиморасположение осей эксцентрика, а упор начинает давить на задник платы и приподнимать его вверх. Чем больше прогиб, тем больше этот подъем!
Нетрудно понять, что такая конструкция не влияет на работу лыжи в начале поворота при загрузке носков. Однако, в конце поворота, когда прогиб пятки наиболее интенсивен, подача ботинка вперед устраняет излишнее осаживание на пятки.
Конструкция применяется в лыжах с новой конструкцией Doubledeck 3.0
Еще хочу обратить внимание на очень оригинальную, простую и вместе с тем эффективную платформу от малоизвестной фирмы Floskis Inc.
Это платформа Full-flex Riser.
Платформа крепится к лыже четырьмя винтами, которые закручиваются в закладные. Собственно контактная с лыжей площадка отмечена на картинке зелёными линиями. Вне её лыжа может свободно сгибаться вокруг нижней цилиндрической поверхности платформы
Хотя она и не содержит «плавающих» винтов, ее влияние на прогиб лыжи минимально!