Залог хорошего отдыха — вовсе не в первоклассном отеле, или непомерно развитой инфраструктуре. Всё просто: умеренность ожиданий делает любое приятное происшествие радостным сюрпризом. Может быть, поэтому мои новогодние каникулы в Приэльбрусье оказались лучше, чем Я представлял их себе промозглыми декабрьскими вечерами.
Но начнем издалека. Первый мой визит в Приэльбрусье состоялся в 1997 году, когда, скрестив на лягушатнике лыжи, Я сломал ногу и убедил самого себя в несусветной глупости - «Я больше никогда не буду кататься на лыжах». Затем были поездки в 2000-х годах, в 2011-м (за месяц до взрыва канатки и расстрела маршрутки) и возвращение в сезоне 2014/2015. Да, Я не держал руку на пульсе курорта. Но общее представление о том, как было и как есть сейчас — пожалуй, могу составить. Об этом Я и хочу сегодня рассказать. В сторону лирику, только факты.
Канатные дороги
1800 рублей за дневной скипасс «Азау» - «Мир» (2 очереди). 2200 — за «Азау» - «Гарабаши» (3 очереди, в том числе — новая, самая высокая канатная дороога в Европе). По нынешним деньгам – не так уж и много, какие-то 22-27 евро. Хотя в рублях — неимоверно и неожиданнно дорого. Впрочем, это ведь новогодние праздники, да и выход, как всегда, нашелся.
Абонемент «с рук», купленный в 12:00-13:30 (в зависимости от погоды) — не самое эстетичное, но весьма оправданное решение. За 500-700 рублей удавалось сделать 5-7 спусков — благо, очередей на подъем практически не было, только в кассы поутру. И это в «высокий» сезон. И это несмотря на импортозамещение. Ставлю первый плюс.
Второй плюс — видимый порядок на станциях канатной дороги. По слухам, распространенным бывшим канатчиком, местных джигитов вежливо «попросили» с хлебных должностей, и отныне за процессом посадки следят мужчины вовсе не кавказской наружности. Как будет дальше — неизвестно, а пока — скипасс-турникет-подъем, и никак иначе.
Порадовали и бесконтактные залоговые карты. Не уверен, что их ввели в этом сезоне (может быть, и раньше), но изменение в любом случае приятное. Можно зажмуриться и представить, что ты в Альпах.
Вывод: пользование канатными дорогами стало более удобным и приятным. А цены... Они растут на всё, что тут поделать.
Трассы
Дорогие дневные абонементы не позволили мне оценить ночную работу ратраков. Была она, или нет — Я не знаю. После обеда состояние склонов можно было признать удовлетворительным, хотя камни и лёд, конечно, встречались. Но это, скорее, вопрос к погоде, в первую очередь — к ветру, который выдувал всё, что нападало за ночь.
Больше смутила откровенная мясорубка на отрезке «Мир» - «Кругозор». Такой загруженности Я не видел нигде и никогда. Спуск превращался в бесконечное лавирование между теми, кто ещё едет и теми, кто уже остановился — посередине склона, за перегибом, в узкой трубе. Увы, такова особенность публики в Домбае и Приэльбрусье: освоив управление лыжами, многие так и не узнали о существовании Белого Кодекса FIS. Хотя вряд ли это можно вменить в вину администрации курорта.
За что их стоит похвалить, так это за прокладку ещё одной трассы, справа (если смотреть вниз) от знаменитых «полей». Правда, указателей на неё Я так и не нашел, опробовать от начала до конца тоже не удалось, но то, что многие спускались по ней до самого Кругозора — факт.
Вывод: трассы не стали лучше или хуже по сравнению с предыдущими годами. Всё, как всегда, зависит от снега.
Атмосфера
Новогодние каникулы — специфическое время, когда лыжники и сноубордисты щедро разбавлены праздношатающейся и плохо катающейся массой. Традиционные балкарские кафе переходят на режим «поел-и-вали», прокаты задирают цены, а люди в очередях считают, будто бы так и надо. Хотя...
Не мне судить об атмосфере Приэльбрусья. Мы приехали большим составом и варились в собственном соку. Нам было хорошо — снежно, горнолыжно и радостно, и, наверное, в этом есть немалая заслуга тех, кто живет и работает на курорте.
Безопасность
В Баксанском ущелье по-прежнему сохранился КТОшный пост ГАИ — с автомататчиками и даже, кажется, БТРом. Неподалеку от склона прогуливаются вежливые люди. Работники канатной дороги, униформой напоминающие ЧОПовцев, вооружены резиновыми дубинками. Зато спасатели в новых куртках, кажется, прилетели на Азау прямиком из Швейцарии.
Как обстоят дела на самом деле — откуда нам знать? Вряд ли автоматчики стоят в горах для красоты. Но не стреляют — и на том спасибо.
ОАО «Курорт Эльбрус»
Пожалуй, этот пункт можно назвать ключевым. Нынешнее управление курортом можно назвать если не идеальным, то стремящимся к таковому. Ну, например...
В помещении новой канатной дороги разместился чистый, красивый и довольно большой прокат горнолыжного снаряжения. С шкафчиками, электронной очередью, автоматическими стеклянными дверьми и новыми, хорошими лыжами и досками. Но главное даже не в этом: прокат — единственное место на поляне, куда можно зайти, отдохнуть, погреться и выпить чаю. Короче говоря, эдакий аналог европейского «Офиса по туризму». Этой конторы, кстати, в Приэльбрусье нет. Хочется верить, что только пока. И основания для этого есть.
В один из дней по склону разгуливали улыбчивые девушки с опросниками. Среди вопросов — удовлетворенность курортом и его отдельными услугами, пожелания на будущее и идеи — чего добавить, чтобы стало лучше. Что ж, посмотрим, что выйдет из этой затеи.
Резюме
Мои новогодние каникулы оказались лучше, чем можно было ожидать. Вместо длинных и бесконечных очередей — только утренние задержки в кассе и совершенно беспроблемное катание после обеда. Вместо диких цен на питание — хичины по 100 и чай по 50. Вместо бутерброда в вагоне канатки — бутерброд в теплом помещении проката. Вместо камней, льда и грязи — снег, камни и лёд, со значительным преобладанием первого компонента. Вместо безусловных «1800 за 7 часов катания» - 500 рублей за полдня. Не так уж и плохо, если разобраться.
Единственный открытый вопрос — безопасность. События 2011 года по-прежнему сидят где-то в мозгу. И полностью раствориться в зимнем горнолыжном счастье они смогут только тогда, когда снимут посты и между кафе и прокатами не будут расхаживать автоматчики.