Через пять часов продолжили путь и ночью пришли в Юкагир.
Спали 12 часов. Потом ели и опять спали. Община откармливала нас и оказывала всяческое содействие — топили баню, предоставили связь, настреляли для нас гуся.
18-го пурга и минус 14.
19-го немного утихло и пришел вертолет, который и забрал нас в Депутатский.
Сегодня мы прибыли из Депутатского, где с утра валил снег, в Якутск.
Предисловие
1886 год. Впервые экспедиция Эдуарда Васильевича Толля достигла северной оконечности острова Котельный. Именно отсюда Толль увидел очертания неизвестной земли и навсегда уверовал в существование теплого материка «Арктиды» (земли Санникова).Вся последующая жизнь Толля была посещена поиску этой призрачной Земли.
В мае 1902 года начинается подготовка санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта (один из островов Де-Лонга) и 5 июля 1902 года Толль покинул «Зарю» в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова ( родовое поселение Юкагир) и Николая Дьяконова.
Планировалось, что «Заря» подойдет к острову Беннетта два месяца спустя. 13 июля партия Э. Толля на собачьих упряжках достигла мыса Высокого на острове Новая Сибирь. 3 августа на байдарах они достигли острова Беннетта.
Из-за тяжелой ледовой обстановки «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок и получила серьёзные повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее плавание. В назначенный срок экспедиция не вернулась на шхуну и в сентябре 1902 года капитан шхуны лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси и выбросить на мель.
Эдуард Толль и его люди остались за линией Великой Сибирской Полыньи. Как окажется позже, остались навсегда...
В 1903 году, неимоверными стараниями лейтенанта Александра Васильевича Колчака, Русской Академией Наук, организуется спасательная экспедиция.
5 мая 1903 года Колчак выступил с материка в направлении Новосибирских островов, имея своей конечной целью остров Беннетта. Общая численность экспедиции составляла 17 человек, в том числе 7 человек так называемой вельботной команды, считая самого начальника экспедиции.
Экспедицию сопровождали десять нарт с продуктами, одеждой, боеприпасами, каждую из которых тащили тринадцать собак. Вельбот был погружен на две нарты, которые тащили тридцать собак. Собаки тянули с трудом, несмотря на то, что вся экспедиция шла в лямках и тащила наравне с собаками. Шли только ночами, когда подмораживало, но всё равно более шести часов собаки тянуть отказывались.
23 мая добрались до Котельного. В ожидании вскрытия льдов готовили к плаванию вельбот, охотились. Колчак, не теряя зря времени, начал писать свою «Полярную записку», о подготовке и ходе Русской полярной экспедиции.
18 июля ветер отогнал от берега лед, и Колчак распорядился грузить вельбот. Вельботная команда команда из семи человек двинулась к Беннетту, охотнику остались на берегу. Путь экспедиции лежал теперь вдоль южного побережья островов Котельного и Фаддевского. Искать проходы в ледяных полях очень помогал вельбот, все достоинства которого по сравнению даже с таким манёвренным судном, как «Заря», сполна оценили спутники Колчака.
26 июля на берегу Фаддевского острова партия Колчака встретилась с партией матроса с «Зари» Толстова, летовавшего в этих местах в надежде встретить группу Толля. Следов его группы они не обнаружили нигде: ни на северных берегах Фаддеевского и Котельного островов, ни на земле Бунге.
На мысе Высоком Колчак повстречал Бруснева, который ещё в марте здесь обнаружил первую записку Толля (от 11 июля 1902 года), где барон сообщал об отправке на остров Беннетта. Отдохнув сутки у Бруснева, вельботная команда продолжила свой путь на остров Беннетта. Вернувшиеся после ухода вельботной команды охотники из группы Бруснева отказались верить, что здесь в их отсутствие был Колчак и поехал дальше, настолько невероятной казалась возможность путешествия по Ледовитому океане на шлюпке.Колчак так описывал эту часть своего путешествия: «…Мы провели около трех суток на этом 25-вёрстном пространстве в самой тяжелой, серьезной работе, осложняемой туманом и снегом, то выталкивая вельбот на стоячие льдины, чтобы избежать напора и не быть увлеченными стремительно несущимися массами льда, то снова спуская его на воду. Эта работа оставила у нас впечатление наиболее трудной части нашего плавания на Беннетт».
По открытому морю от мыса Высокого двигались теперь то на веслах, то под парусами. Иногда отдыхали на мощных льдинах, иногда и на ненадёжных обломках, один из которых в последнюю ночь перед окончанием плавания треснул и чуть не лишил путешественников вельбота.
4 августа вышли на берег острова Беннетта. Согласно имевшейся с Толлем договорённости, Колчак сперва двинулся к мысу Эммы. Здесь была найдена бутылка с запиской Толля и планом острова.
Взяв с собой двух человек (Бегичева и И. Я. Инькова), Колчак двинулся на другую сторону острова, через два ледника, туда, где была расположена поварня Толля. Переход через второй ледник едва не закончился трагически: перепрыгивая очередную трещину, Колчак не рассчитал прыжок и скрылся под водой. Несколько секунд его не был видно, потом показалась ветровка, схватившись за которую, Бегичев вытащил командира на лед и переодел в своё белье. Потерявший сознание от температурного шока Колчак очнулся только после того, как Бегичев вложил ему в рот раскуренную трубку. Бегичев предложил Колчаку вернуться в лагерь вместе с Иньковым, но Колчак не пошёл назад, так как не хотел оставлять Бегичева одного. Обойдя отвесную скалу, Колчак вышел к устью небольшой реки, где и стояла небольшая избушка Толля. Колчак заглянул внутрь и отпрянул со словами «Они умерли». Бегичев заглянул в поварню, и разглядел по углам заледеневший снег, который Колчак принял за тела участников группы Толля.
В поварне была найдена последняя записка Толля, содержавшая краткий отчёт о проделанной на острове работе. Толль писал, что площадь острова Беннетта составляет около 200 квадратных верст, высота над уровнем моря 457 метров. Было изучено геологическое строение острова, сообщалось, что в долинах острова встречаются «вымытые кости мамонта и других четвертичных животных». Согласно обследованию фауны острова, здесь встречались медведи, моржи, олени (стадо в 30 голов). С севера на юг пролетали гусиные стаи. Записка заканчивалась словами «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.».
Группа Толля обеспечила себе кров, соорудив из пла́вника поварню. Этот же самый наличествовавший в избытке плавник мог служить и в качестве топлива. А что касалось продуктов, то, по словам Колчака, «по какому-то недоразумению партией барона Толля не было использовано удобное время для охоты и не было сделано никаких запасов». Для удовлетворения текущих потребностей в пище велась охота на оленей. Были убиты три медведя, мяса которых хватило бы на несколько месяцев, однако оно было брошено на льду...
26 января, добравшись до Якутска, Колчак дал телеграмму президенту Академии наук, в которой сообщал, что партия Толля покинула остров Беннетта осенью 1902 года и исчезла без вести.
***
Ровно через 110 лет после данных событий наша небольшая команда, состоящая из пяти человек и двадцати двух собак решили повторить маршрут спасательной экспедиции А. В. Колчака и дойти до крайней северной точки Новосибирских островов мыса Анисий. Это именно то место, откуда Эдуард Толль увидел Неизвестную Землю и где предположительно погиб.
Так уж случилось, что экспедиция наша лишилась проводников и шли мы полагаясь исключительно на свои силы. Экспедиция вынуждена стала и автономной, поскольку все грузы мы везли с собой на двух грузовых нартах, которые нам подготовили в поселке Юкагир. Средством доставки грузовых нарт должен был служить снегоход, который очень вовремя нам подвезли в Юкагир из Нижнеянска следом за пробивающимся к поселку каравану с продовольствием, углем и топливом...
Успехов, спасибо за исторический экскурс! Что с проводниками стало?