Купание в океане
Матвей Шпаро передает по спутниковому телефону:
Сегодняшние координаты 89° 34' с.ш. 146° 36' з.д. Продвижение на север всего 7 минут, то есть 12,6 км. Почему так мало? Погода благоприятная: минус 20°, легкий попутный ветер, но на пути появились трещины и разводья.
Первый канал шириной метра два тянулся на запад и восток, словно проложенный по линейке. Обойти невозможно. Переправа! У группы есть три "плавательных" костюма, именно тех, которые мы с Борисом использовали во время ночного похода к Северному полюсу. Значит, три человека могут плыть одновременно. Но как вернуть костюмы обратно, для следующих трех? Нужен челнок. Его сделали из моих саней. В ночном походе мы для пущей остойчивости двое саней соединяли – получался плот. Теперь решили плот не сооружать – челнок дело простое.
Следующий канал, параллельный первому, был шире – 20 м. Его переплывать пришлось уже в санях. Первым через полынью отправился я. К несчастью, через несколько метров сани опрокинулись, и оставшийся до берега путь пришлось преодолеть кролем – в полном обмундировании.
Пока плыл, было время проанализировать ситуацию. Вероятно, взрослый человек слишком тяжел для того, чтобы плыть в таких санях. Они становятся слишком вертлявыми, когда сидящий пробует грести. Виной ЧП была и спешка. Купание, в каком-то смысле, пошло на пользу: излишний пыл надо остужать.
Вечером состоялись медицинские консультации с большой землей. У Ильи Матросова вздулись нарывы на щеках, при этом правая распухла. Самочувствие "пациента" оставалось нормальным, но мы сильно забеспокоились.
Поздно вечером, уже в 23.00 по московскому времени, позвонили великолепному профессионалу и организатору нашей полярной аптечки Виктору Ивановичу Клименченко. Во время ночной экспедиции этот человек трижды нас с Борисом Смолиным консультировал. Тут же последовали однозначные рекомендации: мазь, марля, пластырь, три дня принимать антибиотики. В течение нескольких минут вопрос был исчерпан. Кстати, полностью поправился и приболевший позавчера Кирилл Вшивцев – гид, сопровождающий нашего видеооператора Алексея Легезо.
Итак, еще раз спасибо Клименченко и Мининформсвязи, которое помогает нам со спутниковой связью.
До полюса 47 км, которые нужно пройти за три дня.
16 апреля 2008 года,
Встречный дрейф
Неприятный встречный дрейф продолжается. Если при всех стараниях, в результате десятичасовой работы, за день мы преодолели 20 км, то потерять за ночь 5 км – одну четверть пути, – крайне обидно. Именно так было вчера ночью. Члены нашей молодой команды в полной мере познали тяжесть разочарования, но все готовы продолжать борьбу. Наши координаты утром: 89°18' с.ш. и 156°31' з.д., вечером – 89°27' с.ш. 153°07' з.д.
Сегодня погода: -20°, ветер западный 8 м/с. Разгоняется он, наверное, где-нибудь на Чукотке или Аляске.
Льды вполне приемлемые, однолетние. От профессионалов я слышал, что многолетних льдов в Арктике теперь вообще нет. Не думаю, что это так. На нашем ночном маршруте к Северному полюсу правее курса были обширные пространства многолетних льдов. Да и на СП-35 стоит вовсе не на однолетней льдине.
Планировали сегодня двухчасовую видеосъемку, но пришлось отказаться. Не можем мы в условиях встречного дрейфа позволить себе не идти вперед, не идти на север.
Режим нашего движения: 50 мин. ходьбы, 10 мин. – отдыха, без перерыва на обед. Цепочка из 9 человек с нартами на фоне снегов и голубоватых льдов очень красива. Высота солнца градусов 11. Когда оно появляется, возникают, кажущиеся фантастическими, длинные тени.
15 апреля 2008 года, И снова в бой!
В команде Матвея Шпаро и Бориса Смолина семь подростков из различных регионов России: Валерия Жидкова (Северодвинск), Анастасия Мухгалеева (Красноярск), Марина Фидлер (Новосибирск), Михаил Булаев (Рязань), Илья Матросов (Кондопожский район, Республика Карелия), Венер Самарбаев (Кумертау, Башкортостан), Степан Шеверталов (Новочебоксарск, Чувашия).
Руководитель экспедиции Матвей Шпаро передал свой первый репортаж с беспрецедентного маршрута:
"14 апреля в 18.00 по московскому времени нас высадили из вертолета МИ-8 в точке с координатами 89°09' с.ш. 162°08' з.д. Именно западной долготы, первый раз мы с Борисом Смолиным попали по ту сторону Северного полюса, в канадский сектор Арктики. Тепло: минус 18, ветер в левую щеку. Не сразу сообразишь, что это значит. Северо-западный. Встречный. Это самое важное и одновременно самое неприятное.
Отмахали три часа. Координаты вечернего лагеря: 89°13' с.ш. 162°17' з.д.
За ночь нас, конечно, снесло на юг, на 3 км.
15 апреля работали весь день – 10 часов. Впереди с GPS шел кто-нибудь из ребят.
Мы стремимся позволить им максимум самостоятельности. Больших пространств воды нет, как нет и существенных участков с тонким льдом. Поля белого льда небольшие, по 300-500 метров в поперечнике, разделенные торосами. Эти ледовые барьеры - низенькие, но надо постоянно быть начеку. Там где торосы, там могут быть и трещины с водой.
Вся команда живет в одной палатке. Назначаем дежурных, но у них мало обязанностей. Главная – разжигать примусы и топить снег, получать воду. Поскольку нас много, то воды для завтрака и ужина нужно тоже много: минимум литр на человека, а реально – еще больше. Первый раз примуса разжигали Борис и Михаил Булаев. Затем Миша и Степан Шеверталов. Следующими будут Степан и Марина Фидлер.
Продукты есть у каждого: у каждого свой рацион, каждый сам черпает кипяток из общего котла и готовит себе еду в своей посуде. В условия Арктики это удобно. В частности, мы избавились от необходимости мыть после еды общий котел.
Примусами и GPS ребята научились пользоваться еще во время сборов в Карелии. Там же они попробовали таскать тяжелые сани. Так что ребята у нас обученные, очень подготовленные. Я и Борис чувствуем себя счастливыми."
Стоит отметить, что участники экспедиции уже признают, что больше всего мечтают вернуться домой и построить себе огромный теплый дом в уединенном месте. Они уже подбирают себе систему отопления на сайте http://www.saturnteplo.ru/.