Она стала легендарной, подняв на вершину Айкуайвенчорр десятки известных советских спортсменов. Верой и правдой служила городу более 40 лет. Пришла пора прощаться — на склоне «Большого Вудъявра» начался её демонтаж. ОпенТаун решил проследить по материалам городского архива и воспоминаниям самих жителей непростую судьбу канатной дороги.
На строительство — несколько сезонов
Строительством этой «канатки» Кировск обязан активу горисполкома 60-70-х годов прошлого века. Именно тогда в городе стали всерьез заниматься развитием горнолыжного спорта и сооружением объектов.
«Особый вклад в становление кировского спорта и строительство спортивных объектов в Хибинах внесли Василий Иванович Киров (председатель исполнительного комитета Кировского городского Совета народных депутатов с 1967 по 1983 год) и Георгий Александрович Голованов (директор горно-обогатительного комбината „Апатит“ с 1964 по 1983 год)», — говорится на сайте Государственного архива Мурманской области в Кировске в статье «Развитие спорта в г. Кировске в 1970-е годы».
К этому моменту город уже мог похвастаться несколькими трамплинами, оборудованными горнолыжными трассами, чешскими бугельными подъёмниками ВЛ-1000. Не хватало только кресельной дороги, к строительству которой и приступили в середине 70-х годов, используя все передовые технологии.
Точной даты открытия канатно-кресельной дороги на склоне Айкуайвенчорр анналы истории не сохранили. Единственной официальной точкой отсчета сейчас можно считать утверждение акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию, который был предоставлен Государственным архивом Мурманской области в г. Кировск. В документе говорится, что решением исполнительного комитета Кировского городского совета депутатов трудящихся, это произошло 26 декабря 1975 года.
Впрочем, старожилы говорят, что реальная эксплуатация «канатки» началась все-таки несколько позже, в 1976. На устранение неисправностей понадобилось несколько месяцев после сезона.
— Строился объект в течение нескольких сезонов, то есть, можно предположить, что строительство велось с 1974 года, а открылась канатно-кресельная дорога в 1976 году, — сообщил ОпенТаун вице-президент (Член Совета) Федерации Горнолыжного Спорта и Сноуборда Мурманской Области Игорь Кордияка.
Еще одна официальная дата — 14 января 1976 года. В протоколе Мурманского Облисполкома (также предоставленном Кировским архивом) говорится, что именно в этот день был утвержден акт госкомиссии по приемке обект. Сооружением объекта занимался трест «Апатитстрой», в который входило строительно-монтажное управление «Кировское», непосредственно занимавшееся возведением объекта.
К слову, в газетах того времени почти не было информации о строительстве и открытии дороги. В «Кировском рабочем» от 27 декабря 1975 года появилась информация, что пуск подъёмника станет подарком кировчанам на новый год. Но в номере от 14 января 1976 открытие ещё только ожидается. В статье «Первые шаги» от 28 марта того же года упоминалось, что она уже стояла, так что, скорее всего, была впервые запущена в феврале–марте 1976 года.
Протяжённость новой дороги составила 1560 метров, а пропускная способность достигала 450 человек в час. Она стала одной из самых крупных в стане.
Для нацистской Олимпиады
Разумеется, практически всё в то время в нашей стране сооружалось своими руками: использовалась советская техника, механизмы и технологии производства. Но, в случае с нашей канатно-кресельной дорогой, возможно, дело обстояло иначе.
Игорь Кордияка рассказал ОпенТаун, что в СССР аналогичные дороги были установлены на Карпатах и на Кавказе, а на шильде нашего подъёмника на немецком языке выгравирована надпись о том, что дорога была сооружена для Четвёртой зимней Олимпиады 1936 года в баварском городе Гармиш-Партенкирхене.
— Когда катался на подъёмнике, то видел на нём шильду. Может быть, она и сейчас там есть, не знаю. Скорее всего, закрасили. На ней было написано, что подъёмник этот был изготовлен для зимней олимпиады в Германии в 1936 году, — вспоминает он.
Эти Зимние игры в нацистской Германии известны своей пышностью и размахом. Адольф Гитлер всеми силами пытался доказать, что в Германии не ведутся гонения на евреев, из-за которых западные страны неудачно пытались бойкотировать Олимпиаду. К слову, именно в Гармиш-Партенкирхене впервые в истории зимних олимпийских соревнований были разыграны медали в горнолыжном спорте.
Если наша канатно-кресельная дорога имеет немецкое происхождение, то, по всей видимости, из Германии к нам попали опоры или узловые механизмы дороги, которые были или демонтированы после второй мировой войны, или куплены у немцев позже. Впрочем, найти сейчас «немецкую» шильду, о которой говорит Игорь Иванович невозможно. Самого знака нет, он может быть закрашен или утрачен в процессе эксплуатации. ОпенТаун направил запросы в архив Гармиш-Партенкирхена и в компанию «Doppelmayr Garaventa», которая в 30-е годах XX века являлась одним из немногих, если не единственным в мире производителем канатно-кресельных дорог. Они пока остались без ответа.
А вот доступные в интернете фотографии дороги в Карпатах, и она действительно очень похожа на кировскую. Это подтверждает слова Игоря Кордияки.
Сделано в СССР. На совесть
Немецкой шильды нам найти не удалось, но редуктор и электродвигатель кресельной канатки совершенно точно были изготовлены на советских заводах. На них сохранилась информация о производителе и гордая надпись: «Сделано в СССР».
Более 40 лет эксплуатации для такого объекта не шутка. Дорога несколько раз выходила из строя, в целях безопасности в ветренную погоду дорога не работала. Но есть в ее истории и трагические случаи.
«Несколько лет назад из-за слетевшего с опор троса погиб один из горнолыжников», — говорится на сайте kiroffsk.ru в статье 2012 года.
В свою очередь интернет-пользователи с портала Pikabu наоборот поездкой на канатно-кресельной дороге были довольны. Они даже нашли лазейки, как подниматься на склон совершенно бесплатно. Оказывается в одном месте дорога проходила низко над землей и на нее можно было запрыгнуть.
Велосипедисты в облаках
Работала дорога не только зимой, но и летом. Уникальные кадры кировского фотографа Бориса Вахмистрова запечатлели подъем велосипедистов на вершину горы.
В интервью ОпенТаун председатель велоклуба «NordBike» Владимир Марченко рассказал о том, что кировская канатно-кресельная дорога была единственной в Мурманской области, что была способна поднимать на вершину горы велосипедистов, спортсменов, выступающих в дисциплине «даунхилл» в рамках кубка Большого Вудьявра. (Даунхилл — экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда, суть которой заключается в скоростном спуске с горы на время).
— Поначалу на первых соревнованиях по даунхиллу подъемник кресельный не включали. И ребят забрасывали на гору машинами. Это была зубная боль для мурманских даунхильщиков. А потом — Ура! Подъемник работает. С велосипедом можно? С ума сойти! Раньше это было очень сложно и не на постоянной основе. А теперь все просто — есть подъемники, можно с велосипедом. Тогда это было круто, это было в радость, — вспоминает Владимир Марченко.
Для чемпионов и простых людей
Горнолыжный Кировск после ввода в эксплуатацию канатной дороги быстро стал центром притяжения для именитых спортсменов. За 40 лет своей работы старая «канатка» подняла на вершину практически всех чемпионов СССР того периода, в том числе, М. А. Борисову, А. А. Васильеву, Л. А. Мухачеву, Л. В. Мельникова и Игоря Кордияку.
Использовалась дорога и для туристических экскурсий в весеннее время, так что современное руководство ГЛК «Большой Вудъявр» в своих идеях экскурсионных подъемов далеко не новатор.
Всему своё время
Демонтаж старой «канатки» — закономерен и даже ожидаем. Какое-то время она работала параллельно с новым подъемником, вызывая недоумения туристов. В блогах на LiveJournal удалось отыскать и такую оценку дороги образца 2016 года:
— Зачем и почему он все еще работает — совершенно непонятно. Одиночные кресла с цепочками без замедления скорости — я давно такого не помню. Человека, помогающего сесть — нет. Но и садиться в эти кресла глупо, при наличии нового параллельного подъемника, с учетом, что эта старая креселка имеет отдельный ски-пас. Так что, когда мы видели людей на ней, сильно удивлялись, кто это и зачем? Может сами работники? И плюс ко всему двигатель подъемника шумит как целый завод, — возмущался турист.
Если судить по фотографиям в социальных сетях, канатно-кресельная дорога запускалась последний раз в 2016 году, и, видимо, в этот период и была выведена из эксплуатации. Два года конструкции, неработающей дороги находились на склоне горно-лыжного комплекса «Большой Вудъявр», как память прошедшим временам. Современные хозяева (ООО «Тирвас») этим летом приняли решение убрать дорогу полностью.
— Демонтаж связан с тем, что он (подъёмник) устарел, выведен из эксплуатации, — сообщил ОпенТаун представитель ООО «Тирвас» Александр Сергиенко.
Открытым пока остается вопрос сохранения артефактов, которые напоминали бы кировчанам о первой канатно-кресельной дороге с легендарной историей. Возможно, удастся найти ту самую «немецкую» шильду или соорудить макет «канатки» в краеведческом музее? Так или иначе, но фотоснимки с демонтажа старой канатки кировские горнолыжники в соцсетях сопровождали комментариями «Конец эпохи».
P. S. На YouTube, кстати, мы нашли видеоролик, где видно, как работала канатно-кресельная дорога.
Как видите, ничего не скрипит и не шатается.
Редакция ОпенТауна благодарит Историко-краеведческий музей г. Кировска, Государственный архив МО в г. Кировске, ГЛК «Большой Вудьявр», Игоря Кордияку, велоклуб «Нордбайк» за предоставленнные материалы и фотографии.
По материалам opentown.ru
Сюжет местного ТВ:
От себя, хотелось бы подытожить, что этим событием, "Большой Вудъявр" и Кировск делают ещё один шаг вперёд в развитии и благоустройстве склонов.
Про Гармиш верится, там на легендарный Кандагар именно такая (единственная), вела еще в 2009 г. Позже заменили скоростной 6-местной