Это – наша первая поездка в снежные горы.
Начну с того, почему Домбай, а не Альпы и прочее.
Есть у нашей большой компании друзей традиция: отмечать Новый год в отличных от основного места жительства городах. Например, прошлый праздник провели на главной площади Украины. Этот Новый Год хотели отметить или в Калининграде, или в Финляндии. Компания разношёрстная по интересам и финансовому положению, а это, как я теперь знаю, ведёт к сильным расхождениям в желаниях и возможностях. Когда пришло время бронировать жильё в Финке, бОльшая часть желающих туда съездить отсеялась по разным соображениям. Что ж, остаётся Калининград -- многие давно хотели его посетить. Именно из-за разношёрстности финансового положения решено ехать всем на поезде, и тут одна пара друзей отваливается по причине затягивания изготовления загранпаспортов, а самолёт -- не по карману. Следствием этого был общий упадок настроя на поездку, никаких дельных предложений о том, как встретить этот Новый год, не поступило, а наши предложения о горнолыжке были поддержаны только увлекающимися -- остальным просто неинтересно. В итоге, поездка начала планироваться лишь в начале декабря, со сроками, умещающимися в новогодние каникулы (в другое время нет возможности), а это – высокий сезон везде. Бюджет был ограниченным, потратить планировалось чем меньше, тем лучше. Альпы обошлись бы значительно дороже – это первое, и найти что-то там за менее, чем месяц до Нового года, вряд ли реально – это второе. Поэтому среди вариантов оказались: Словакия, Кировск (это на Кольском полуострове), Банное/Абзаково (это на Урале) или же Буковель (украинские Карпаты). Перед тем, чтобы окончательно определиться с местом, я изучал форумы, слушал советы и мнения. По факту оказалось, что не все прогнозы людей были верными, но всего не предугадаешь. Кировск был отметён по той причине, что там не факт, что будет снег, но за то будут сильные морозы. Словакия и Буковель были отметены по причине вероятного отсутствия снега. Домбай и Приэльбрусье (всё это – Кавказ) изначально не рассматривались вообще.
Я начал пробивать для нас и согласившейся на горнолыжный курорт пары друзей друзей варианты на Урале. Пробивал-пробивал, да вот только у друзей случился финансовый облом, итогом которого стал тот факт, что покататься на горных лыжах едем только мы с девушкой...
Уже морально к этому подготовились, как объявляются наши другие друзья, живущие в Краснодаре, и говорят, что на новогодних каникулах хотели бы съездить покататься в Домбай. О! Мной был предложен вариант и Новый Год встретить в Домбае, что было поддержано. Начались поиски жилья для 6 человек (нас пара, друзей пара, и друзей друзей пара). Дело происходило в первой декаде декабря, свободных гостиниц (тем более, дешёвых) практически не было… С трудом нашли четырёхместный номер со смежными комнатами (7800 за номер в сутки) в одной гостинице и двухместный блочный эконом за 3000 руб./сут. в другой. В период новогодних праздников цены на жильё там сильно подняты (как, наверное, и везде, в принципе)… Что ж, оплата брони в полном размере, покупка билетов на поезд (ехать до полутора суток, но самолётом вышло бы сильно дороже), оплата новогодней ночи (ну не куковать же :-)) и томительное ожидание: «Ну когда же, когда?!». У нас были билеты до Кисловодска. Забавно, поезд Москва-Кисловодск идёт через Невинномысск, но плацкартных билетов Москва-Невинномысск не было на момент приобретения, а Москва-Кисловодск – были. Ну, видимо, надо ж РЖД деньги зарабатывать… Так что, если вдруг не найдёте билеты до требуемой станции, то попробуйте проверить их наличие до станций, расположенных далее по маршруту движения поезда. Расстояние от Кисловодска до Домбая такое же, как и от Невинномысска, но в поезде придётся провести на 4 часа больше, поэтому решено вылезти в Невиннке. Ближе к отправлению договариваюсь о том, чтобы нам присоединиться к групповому трансферу от вокзала г. Невинномысск до Домбая (расстояние около 170 км). Едет большая группа, нас обещают доставить за 600 рублей с человека.
Наступил долгожданный день – 29 декабря. Билеты были куплены на вечерний поезд, отправляющийся в 19:07. Вернусь немного на сутки ранее – в пятницу 28 декабря. Вечером начался сбор вещей в горы. У нас получалось из багажа: 2 пары лыж, 2 пары горнолыжных ботинок, один сноуборд с ботинками (его захватили краснодарским друзьям из Москвы, т.к. он лежал здесь), чемодан, рюкзак и пара пакетов. Почти вся одежда уместилась в чехлы вместе с лыжами (мы собирались ехать во всём горнолыжном – другая верхняя одежда нам не очень-то и нужна в горах), мои горнолыжные ботинки были засунуты в чехол к сноуборду, ботинки девушки – в чемодан. В чемодан же пошёл алкоголь, банное-ванное и джинсы, чтобы всё это не перебить. В рюкзак были положены шлемы и фотоаппарат. Пораскинув, что всё это будет достаточно тяжело и неудобно тащить в метро, решено лыжи и сноуборд отвезти на машине ночью на вокзал и сдать в камеру хранения до отправления поезда. Отвезли.
Ну, так вот, про 29 декабря… Мне не удалось уйти с работы пораньше, поэтому я прибежал домой, быстро-быстро в душ – и на выход. За спиной рюкзак, в одной руке чемодан, в другой – пакет, у девушки тоже пара пакетов по рукам. Идём до метро очень быстро, т.к. боимся опоздать. Все, так сказать, в мыле, входим в вагон. Не отправляется. Минут через пять слышим по громкоговорителю: «Сотрудники полиции, срочно подойдите на перрон!» Что-то случилось… Поезд стоит, мы уже на нервах. Простоял он так 20 минут да и поехал потихоньку – со скоростью бегущего человека… Между станциями снова остановился несколько раз. Встречные поезда тоже стоят. Мы, пеняя на закон подлости, обсуждаем, что делать, если опоздаем на поезд. Что делать… что делать… Сдавать билеты, в том числе и обратные, и на машине ехать – деваться-то некуда, и фиг с ними, с этими 1700 км в одни руки – справлюсь как-нибудь! Ну или сдать только билеты «туда», доехать до Тулы/Воронежа/Ростова-на-Дону, обогнав состав, оставить там машину на платной стоянке и сесть в наш поезд… Вполне реальная схема. Но, благо, поезд метро поехал, мы при пересадках – всё бегом. На вокзал прибыли минут за 10 до отправления поезда, быстро-быстро получили багаж из камеры хранения, сели в вагон минуты за 3-5 до отправления. Пот течёт ручьями, а что поделать? Бывает… Теперь в течение полутора суток вести амёбный образ жизни, попить пива с копчёной рыбой-белорыбицей, потом от вокзала добраться до Домбая, а там уже горы, горы и только горы.
Прибыли в Невинномысск, нашли на стоянке наши автобусы, ждём погрузки. Погрузка началась, но места в багажных отсеках больших туристических автобусов не хватило на всех. Всего было два больших «туриста», один микрик Mercedes-Benz Sprinter и один Viano. В итоге наши лыжи и борд поехали с нами в Спринтере, а чемодан и рюкзак – в Виано. Как выяснилось позже, посреди пути Виано развернулся и поехал обратно на вокзал – встретить ещё людей. Наши чемодан и рюкзак, соответственно, уехали вместе с ним. Нехорошо… Мы заселились в гостиницу, звоним узнать: «Когда же приедет наш груз?». Пообещали, что через час. Через час его не было. При звонке водитель пеняет на севший около одной из гостиниц аккумулятор, де-скать, ещё через час… В итоге через пару часов машина таки доехала до Домбая, но водитель (он же и организатор всего трансфера) не удосужился сразу нам закинуть чемоданы (хотя это ему по пути, как выяснилось позже), а поехал по своим делам. Я решил не ждать его, спросил, где он находится, подошёл к машине сам. Скидка за неудобства со стороны организатора предложена не была, получилось, что из-за отсутствия сдачи нам были "скинуты" целых 200 рублей :-). Да и фиг с ним, хоть вещи получили… Естественно, ни о каком катании в этот день уже не шло и речи – на часах половина пятого, а подъёмники начинают закрываться где-то с пяти часов. Ладно, отдохнём и поспим перед бурной Новогодней ночью.
Саму Новогоднюю ночь подробно описывать не имеет смысла… Обычный новогодний банкет в ресторане при гостинице (если кому интересно, то называлась она "Снежная королева"). Правда, обещанного второго горячего мы так и не дождались, хотя пробыли на банкете до 4 часов утра. За это нас бесплатно накормили ужином – компенсировали, де-скать :-). Но вот новогодний салют был хорошим, а также очень понравились кавказские национальные танцы.
Наступило 1 января. Проснулись не сказать, что поздно – часов в 9 утра. Посёлок был пуст – народ «отходил» от Новогодней ночи. Погода была ясной, солнце было где-то за горами, освещая только их снежные шапки. Не спеша собрались и пошли к друзьям. Там позавтракали и пошли на гору. Пока друзья оформлялись в прокате, время подошло к 13 часам. Около касс обнаружили, что и цены на скипассы были подняты на период новогодних каникул… Цена за разовый подъём была увеличена с 300 до 400 рублей, дневной абонемент был поднят с 1200 до 1400 рублей, 1 день с 13 часов – с 700 до 1000 рублей, абонемент на 3 дня с 3450 до 4020 рублей. Так как время уже перевалило за 13 часов, мной были приобретены скипассы на сегодня после 13-ти часов, а также на 3 дня (мы планировали пробыть на Домбае до 4 января). Очереди на подъём нет, мы быстро поднялись на гору, начали первый спуск с финиша до старта шестикресельной канатной дороги – разведка трассы, которая была подготовлена.
Снега было достаточно для основного покрытия трасс, но местами его не хватило, чтобы прикрыть камни. Один участок длиной около 100 метров был полностью из камней, лыжникам там приходилось спускаться переступом, а бордеры вообще выстёгивались. На подкате к этому участку и после него мы получили нехилые повреждения скользяка (правда, поцарапали только пластмассу) и кантов… Лыжи жалко, но оно всё ремонтируемо.
Внизу тоже не обнаружили больших очередей на шестикреселку, снова поднялись, только на этот раз спустились уже по другой трассе, которая местами была бугристой. Не обошлось на этой трассе без падений, но кто не падает – то не учится! :-) Далее от инструктора освободились наши друзья, и мы все вместе поднялись на самую высокую точку горы Муса-Ачитара (на шестую очередь канатной дороги), на которой, собственно, и катались. Увидели Эльбрус, решили обязательно на следующий день прийти сюда с фотоаппаратами. Попутно выяснили, что нам можно было купить только разовые скипассы за 400 рублей, и уже на горе договориться о подъёмах напрямую с контролёрами, что обошлось бы рублей в 500 за день, и сэкономило бы нам немного денег. Но, что сделано – то сделано, скипассы на несколько дней уже приобретены, отступать некуда. Первый день дал понять, что горы – это вам не подмосковные пупыри или нижегородское Хабарское! Ноги почувствовали серьёзную нагрузку, так как скорости были выше наших обычных, а трассы – длиннее. Свободную баню или сауну на 1 число нам не удалось найти, поэтому мысли были о том, как же завтра вставать :-).
Вот и подошёл к концу световой день. Не без слёз посмотрели на рабочие поверхности наших лыж и спустились вниз. Душ, а после – в гости к друзьям – делиться впечатлениями!
Немного о нас и о друзьях, точнее, об их и наших горнопляжных навыках. Нас было три пары, как уже было сказано выше. Я и моя девушка, подруга моей девушки и её молодой человек Костя, друг и сослуживец Кости – Саша, со своей девушкой.
Мы встали на горные лыжи в конце февраля 2012 года, и нас это очень крепко зацепило. О горах тогда только мечтали. Нам ещё ставить и ставить свою технику катания, но в горы захотелось уже сейчас.
Костя на лыжах и борде стоит с самого детства, т.к. является уроженцем Камчатки. Для себя он сделал выбор в сторону сноуборда и катается на нём очень достойно, вызывая восхищённые комментарии братьев по цеху.
Подруга моей девушки решила попробовать горные лыжи, для чего был нанят инструктор. Саша и его девушка склонились к сноуборду, тоже наняв инструктора. Цены инструкторов – 1000 руб./час за обучение одного человека.
Впечатления словами не передать! Все были восхищены горами, солнцем и пейзажами, а также делились рассуждениями о том, как завтра встать с кроватей :-). Учтя то, что 2 января народ уже проснётся, решено пойти на гору часам к 11.
Наступило 2 января. Обещанного выхода к подъёмнику к 11 часам не получилось, попали туда где-то к 12:30 и увидели там немаленькую очередь. Как и, увы, положено, было множество молодёжи и не очень, что лезла без очереди. Порой приходилось загораживать лазейки. Местных "льготников" в первый день наблюдали мало – единицы. Протиснулись, поднялись . На шестикреселке очередь была небольшой, быстро поднялись на максимальную точку. Как и собирались, сделали множество кадров, после чего сдали фототехнику в камеру хранения (100 руб.) и пошли кататься.




Каменистый участок, о котором я рассказывал выше, был слегка присыпан снегом, но это мало помогло. Его объехал, но потом всё равно нарывался на одинокие припорошенные камни. Температура была плюсовой, солнце светило, ветра не было. Лепота! В этот день я дал себе нагрузку посерьёзнее, тем более, что был без «хвостика» в виде своей девушки – она нянчилась со своей подругой, побывала в моей шкуре :-). А вечером нас ждала сауна… Костя в этот день неудачно прыгнул, вырвав крепление на своём сноуборде и слегка повредив плечо. Сноуборд мы расписали нашими городами и прибили на потолок в одном из прокатов.


3 января – это последний день пребывания в Домбае наших друзей и предпоследний – нашего. На гору решено прийти пораньше, но и в 10-11 часов там были большие очереди, в том числе и на шестикреселку. Простоять 30-40 минут – запросто! НГ-праздники, что ж… Решили кататься только с шестой очереди (вершины) до пятой, там очередей почти нет, трасса хоть и в разы короче, но зато катального времени получалось больше. Сегодня каталку закончили пораньше, т.к. и «уработались» прилично, и ребятам пора рулить домой на машине, ну а мы с девушкой хотели погулять по посёлку.
Проводили друзей, пришли в свою гостиницу ("Версаль") и обнаружили, что нет ни горячей, ни холодной воды. И неизвестно, когда она появится. Опечалились, начали планировать завтрашний отъезд – искать варианты трансфера до вокзала Невинномысска. Подсесть к кому-нибудь не удавалось (не было групп на 4 января), индивидуальный трансфер стоил от 2500 до 3500 рублей. Наш поезд отправлялся в 17:42, по сути, у нас половина дня была на катание. Но прикинув тот факт, что с горы мы придём взмокшие так или иначе, и неизвестно, дадут ли воду, мы решили отмести вариант даже с индивидуальным трансфером и выехать в Невинномысск утром на маршрутке, тем более, что багажа у нас поубавилось. Всё равно день бесполезно пройдёт, так хоть убьём его дорогой и денег сэкономим… Продали день своего катания за полцены постояльцам нашей же гостиницы и отправились за сувенирами. Придя с прогулки, подачи воды не обнаружили. Поняли, что не прогадали с планированием нашего последнего дня пребывания, пусть и в ущерб удовольствию.
Наступило утро 4 января. За отсутствие воды никакой компенсации не последовало, конечно же. Благо, хотя бы холодная потекла тонкой струйкой – зубы почистить да умыться. И той на эти действия еле-еле хватило – перестала течь. Не завидую постояльцам, которые проснулись позже нас :-). Позавтракав в гостинице (100 руб. – порция яичницы с ветчиной, сыром и помидорами, достаточная, чтобы наесться мужику -- тут плюс), пробежались по посёлку в поисках подсесть к уезжающим в Невинномысск, снова никого не нашли, взяли багаж в руки и сели в маршрутку, отправляющуюся прямо от нашей гостиницы. 100 рублей с человека – и мы в Карачаевске. Там – быстрый переброс вещей в другую маршрутку, 90 рублей с человека – и мы в Черкесске. В Черкесске выгрузились, узнали, что сначала надо добраться до автовокзала, и только потом можно доехать до Невинномысска, принято решение взять такси. Разговорившись с местными таксистами, выяснили, что один из них неоднократно бывал на нашей малой родине. Хотели было к нему сесть, да вот не влез наш скарб – маловата его праворулечка оказалась. Пересели в самую популярную модель тех мест – лада Приора! 1000 рублей – и мы в Невинномысске. Экономия по сравнению с трансфером прямо из Домбая – минимум 1100 рублей. Но не столько в ней дело, сколько в интересе. Где ещё мы прокатимся на ГАЗели-маршрутке по горным серпантинам, дабы на себе испытать всю аттракционность этого действа, о которой ранее слышали только в анекдотах? Дождавшись на вокзале своего поезда, погрузились в вагон. Я прочувствовал, какое от меня исходит амбре (не мылся два дня же, да ещё и после катания), перекусили и – спать…
Прибыли на Курский вокзал в 1:44. Хотел взять такси от вокзала, да вот незадача: у официальных машин не оказалось рядом водителей, а бомбилы просили 1000 руб. до Текстильщиков – и это ночью, когда пробок нет! Когда я услышал данную сумму из уст бомбилы, у меня невольно вслух вырвалось «Да идите вы лесом!». Правда, реакции на эти мои слова не последовало. Решено пройтись до Садового и поймать машину там. Не успели дотопать, как подъехал бомбила и предложил свои услуги. Сошлись на 500 рублях, хотя и эту сумму считаю великоватой, но за груз – пусть будет. Без груза от дома до центра за 300 обычно доезжаю. Приехали домой, сами скорее в душ, вещи скорее в стиралку. Спааать…
Некоторое резюме:
Негатив:
ожидаемо высокие цены на жильё и НГ ночь, но неожиданно поднятые на скипассы (правда, к негативо это относить не совсем правильно – знали, куда и за какие деньги ехали, и мало где в это время было дешевле);
отношение организатора трансфера;
камни на трассах и попорченные вследствие этого лыжи – большой снег обещался аккурат после нашего отъезда;
не было какой-либо компенсации за отсутствие воды в гостинице.
Позитив:
горы и природа, погода;
само катание, собственно :-);
местные, зарабатывая на нас, ведут себя вполне прилично, ничего вопиюще плохого я не заметил.
В общем, положительные эмоции перекрыли негатив, но вряд ли я туда поеду ещё раз. Не столько из-за условий, сколько из-за желания побывать ещё где-то. Пока молод и не обременён, надо накапливать впечатления, а то что же вспоминать потом?.. Считаю, что хоть раз, но на Домбае побывать надо, хотя бы ради того, чтобы увидеть ЭТИ горы, тем более, что такие очереди на подъёмниках, наплыв быдлотуристов и повышенные цены вряд ли будут в "низкий" сезон. Опережая критику и тех, кто невнимательно читал, повторюсь: Домбай был выбран из множества других НГ-вариантов не только по финансовым причинам, но и из-за наличия компании друзей.
В период новогодних каникул большие очереди были ещё и за счёт пешеходов – из соседних республик и краёв привозили туристов-экскурсантов заполненными на все сто автобусами. В некоторые дни на стоянке их наблюдалось более десятка. Про поведение некоторых личностей из данных групп рассказывать – только повторяться. Бутылки, летящие с подъёмников (хорошо, что хоть не на головы, а в неподготовленные места склона), топтание по лыжам, катание на снегокатах по горнолыжным трассам... Стараешься не обращать внимания, но в глаза всё равно бросается, вызывая возмущение.
Как я уже сказал, сами мы катаемся пока что слабо и, по моим наблюдениям, большинство глыжников в данный период было с уровнем катания не выше нашего. Встречались катальщики и в джинсах :-). Ещё одно наблюдение: сноубордистов там было раза в четыре больше, чем глыжников. Манера поведения на склонах некоторых из них заставляла делать замечания (я про пресловутое сидение в самых узких местах, перегородив весь желоб, или же про такие точки, где их ну совсем не видно -- сразу за резким перепадом или же под бортиком, с которого съезжают в желоб).
Небольшая заметка о финансах (все цифры – за нашу пару, так что можно делить на два при расчёте затрат на 1 человека):
Гостиница 4 суток: 12 000 руб. (дешевле только хостел).
Новогодняя ночь в ресторане: 6 000 руб. (самое дешёвое предложение в посёлке).
Скипассы: 10 000 руб. за 3,5 дня (минус 1000 руб. – продали последний день катания).
Билеты на поезд, места в плацкартном вагоне: 5 000 – туда, 4 000 – обратно.
Транфер: 1 000 руб. – туда, 1 400 руб. – обратно.
Камера хранения на Курском вокзале: 140 руб. х 3 места = 420 руб.
Такси от Курского до дома: 500 руб.
Затраты на кафе, развлечения, сувениры и прочее – около 10 000 руб.
Ремонт двух пар лыж после приезда – 2650 руб. (учитывая скидку 50% по серебряной дисконтной карте СпортМастера).
Удовольствие и впечатления – бесценны!
Критика принимается, советы по оптимизации затрат и прочие -- тоже :-).