Помню лет 20 назад, наблюдая за перипетиями Кубка мира по телевизору, я страстно и безнадёжно мечтал хотя бы раз прокатиться по этим идеальным отратраченным трассам, где нет ни бугров, ни льда, ни земли.
И вот дожили.
Как грибы после дождя растут горнолыжные центры с великолепно спланированными склонами, искусственным оснежением, идеальным состоянием снега. Да и выглаженные трассы известных альпийских курортов уже знакомы нашим горнолыжникам подчас лучше, чем российские горнолыжные центры.
И можно «зажигать» на полной скорости, не боясь нарваться на камень или словить незапланированный бугор. Но проходит несколько часов замечательного катания и вдруг замечаешь, что склон уже далёк от состояния изначальной «вельветовости» и твои лыжи только что замечательно нарезавшие идеальные дуги, вдруг начинают «дурить». А в памяти всплывает типично российский термин для определения этого состояния склона-«расколбас».
А ведь есть ещё много «диких» склонов, есть ещё родное Приэльбрусье и много других мест, где склоны никогда не знали знакомств с ратраком.
Надо признать, что обычные карвинговые лыжи и особенно спортивные модели весьма болезненно переносят знакомство с разбитым неподготовленным склоном - срывают дугу, удлиняют радиус поворота, труднее заходят в поворот, вибрируют и т.д.
Но люди хотят кататься везде, а раз есть спрос, то должно быть и предложение. Поэтому практически все фирмы предлагают модели для катания и по «вельвету» и по неподготовленному склону.
Понятие «неподготовленный» склон весьма широко и лежит в интервале от неглубокой целины до разбитого, но ровного склона, захватывая бугры, «расколбас», корку, «кашу» и другие прелести дикой природы.
Естественно и модели лыж этого диапазона могут весьма отличаться как геометрией, так и своими характеристиками. При этом следует отметить некоторые общие отличительные признаки лыж этой группы.
Первое - все лыжи этой группы имеют достаточно широкую талию в 70-80 мм.
И второе - лыжи для неподготовленных склонов хорошо (а некоторые и отлично) идут и по подготовленной трассе. В том числе и в карвинговой технике, что сейчас является необходимым условием. Таким образом, следует говорить скорее не о лыжах для неподготовленных склонов, а об универсальных лыжах.
Так какие же новинки предлагают производители в этой номинации в сезоне 2006-2007 г.
Прежде всего, хочу отметить, что данная заметка не предполагает подробного и полного обзора лыж этой группы.
Я хотел бы остановиться лишь на отдельных моделях, свойства которых особенно поразили меня в ходе проведения тестов журналом «Ski- горные лыжи», которые вот уже несколько лет возглавляет Г. Дубенецкий. Являясь постоянным тестером журнала и прокатав более сотни пар лыж, смею надеяться на то, что моя субъективная оценка имеет, тем не менее, вполне адекватный характер.
Итак!
Для тех, кто признаёт только карвинговую технику, для тех, кто режет дуги всегда и по любому склону вне зависимости от его состояния, для тех, кто при этом не брезгует целиной - Atomic Metron B5. Лыжа во многом уникальная на сегодняшний день. «Изюминка» этой лыжи -радикальный карвинг по разбитому склону - немногие могут себе это позволить! Благодаря широкой талии и боковому радиусу в 11 метров лыжа ведёт фан-карвовый поворот без срывов и проскальзываний в «расколбасе» и по каше.
Кроме того, обладая широкой фрирайдовой носовой «лопатой» в 130 мм лыжа легко всплывает даже в глубокой целине. И это несмотря на отнюдь не фрирайдовую длину и ширину талии.
Внимание! Лыжа не рекомендуется для лыжников не владеющих карвинговой техникой, так как в поворотах с проскальзыванием на разбитом склоне активно цепляется всей своей радикальной геометрией за любые неровности склона, вызывая чувство досады за напрасно потраченные 1000 Евро.
Metron M11 в сезоне 2006-2007 обзавёлся системой демпфирования В5 и стал называться Metron M11 В5. Кроме того, боковой радиус увеличился с 11 до 15 м и лыжа стала хорошо управляемой не только в карвинговой, но и в классической технике.
Фирма Fischer продолжила выпуск своих универсальных лыж серии AMС. Надо сказать, что все лыжи этой серии замечательно идут по неподготовленному склону, проявляя неплохие карвинговые свойства, особенно заметные в модели АМС 73.
Модель АМС-79 вполне может быть рекомендована для внетрассового катания лёгких лыжников, в том числе и по достаточно глубокой целине, что было проверено на практике после обильных снегопадов в марте 2006 г. на Чегете.
Sсott поразил в этом году лыжей XRC («кросс-рейс-карв» - вот такой тройной бутерброд). Что характерно - все три ингредиента его действительно имеются и замечательно работают.
Эта лыжа, отнесённая к категории ski-cross, является в силу своей геометрии «Белой вороной» в этой группе. В реалии мы имеем широкую, мощную и очень «карвовую» лыжу. Металлический сэндвич обеспечивает лыже вполне «рейсовые» характеристики, радикальная геометрия -великолепные карвинговые свойства, а широкий (очень широкий) носок -хорошую проходимость. Получился эдакий «Metron-переросток», но более мощный и я бы сказал более спортивный. Большая ростовка абсолютно не вредит великолепной управляемости, в том числе и на разбитом снегу.
У Head приятно удивила модель Monster 72. Лыжа хороша и на разбитом снегу, и в буграх, и в резаных дугах. Удивительно дружелюбна и не энергоёмка.
Из новинок нашего рынка следует отметить лыжи фирмы Black Diamond. К универсалам этого бренда из опробованных мной относятся модели Mystic и Lyric. Лёгкие и точные эти лыжи тяготеют к длинным скоростным дугам. При этом Lyric вплотную приближается к лыжам для фрирайда. Достаточно большой боковой радиус позволяет вырезать неплохие карвинговые дуги большого и среднего радиусов. Mystic великолепно показал себя на буграх.
Blizzard в модели IQON-7400 являет собой скорее хорошую карвинговую лыжу, адаптированную к некоторому бездорожью. Стильный дизайн и хорошие карвовые свойства делают эту лыжу заметной в ряду прочих универсалов. Характерный для всех Blizzard-ов лёгкий вход в поворот способствует лёгкому ненапряжённому катанию.
Представленный в разделе универсалов Movement Spark всё-таки имеет сильный крен в сторону фрирайда и целины. Ну что же - неподготовленные склоны бывают и такими.
Stockli Stormrider AT. Вспоминается анекдот: «Что бы ни делала cоветская промышленность - всё равно получается автомат Калашникова». Так вот, что бы ни делали Stoсkli – всё равно получается спортивная лыжа. В результате получилось что-то среднее между ски-кроссовой и рейс-карвовой лыжей. Рейсинговая насечка на скользящей поверхности недвусмысленно сообщает, что любая скорость, кроме высокой, не для этой лыжи. Для всех видов мягкого снега лыжа получилась излишне жёсткой, а вот на жёстком леденистом склоне - чудо как хороша как в резаных поворотах, так и в поворотах с проскальзыванием.
Volkl Unlimited АС4. Среди других внедорожников это армейский Hummer. Все неоднородности склона пускаются «под колёсо» не оказывая никакого влияния на траекторию движения. Пожалуй, самая лучшая лыжа в своём классе для тяжёлого разбитого снега. Мощь и стабильность этой лыжи пошли, пожалуй, в ущерб лёгкости и маневренности. Неплохо карвится в дугу гиганта, но только на высокой скорости и при приложении определённых усилий. В целом получилась лыжа для мощных, технических лыжников.
Внимание! Любителям лёгких, маневренных лыж и резанных слаломных поворотов эта лыжа может показаться, мягко говоря, неинтересной.
Не могу отдельно не остановиться на лыжах Bandit фирмы Rossignol.
Старшие модели этой серии В4 и Squad являются бесспорно фрирайдовыми. Модели же В3 и особенно В2 замечательно вписываются в категорию универсальных.
В3 я считаю самой адаптированной к «нашим» горам лыжей. Я испытывал эту лыжу и на зимнем и на летнем снегу. Просто перечислю её возможности: очень точные карвинговые дуги среднего радиуса на жёстком зимнем снегу, хорошая отдача в конце поворота, великолепная цепкость кантов.
В ходе проведения соревнований «Летние снега Эльбруса» эта лыжа позволила мне успешно выступить в гиганте, в слаломе, покататься по мокрой летней целине и спуститься с западной вершины Эльбруса по очень жёсткому, практически ледяному склону. И всё это одна лыжа - В3 в ростовке 176 см. Не бывает? Бывает!!! Попробуйте сами.
В заключении хочу сказать, что читатель, наверное, заметил отсутствие в данном обзоре моделей некоторых очень известных и заслуженных брендов. Это связано отнюдь не с отсутствием у них универсальных лыж высокого качества, а с тем, что данные формы не предоставляют свои лыжи на тестирование, очевидно считая, что хорошо «раскрученный» бренд в «раскрутке» не нуждается. Зря! Российский лыжник - лыжник особого менталитета. Он всё менее склонен верить голословным рекламным статьям глянцевых каталогов, и всё более хочет попробовать всё сам или хотя бы услышать независимую оценку от своих же товарищей.
Ну и в конце хочу пожелать всем читателям в будущем сезоне хороших лыж на хорошем снегу.
Увидимся в Горах!
Александр Захаров. Май 2006
Источник: SKIS/Ru |