Фото: Paata Liparteliani
Олимпийский комитет Грузии будет претендовать на проведение в стране Зимних юношеских олимпийских игр в 2025 году, заявил вчера премьер-министр Мамука Бахтадзе.
«Вчера Олимпийский комитет Грузии официально сделал заявку, что нашей целью является принять в 2025 году Зимние юношеские олимпийские игры. Это одно из самых масштабных мероприятий. Я обращаюсь к грузинской молодежи и обществу, когда грузинский народ единодушен, и мы стоим вместе, мы обязательно победим», – заявил Бахтадзе.
Разговоры о проведении в Грузии зимних Олимпийских игр идут уже давно. Впервые конкретно об этом заговорили еще в январе прошлого года. Тогда Георгий Квирикашвили, занимавший пост премьер-министра, провел встречу с президентом Международного олимпийского комитета (МОК) Томасом Бахом, на которой ознакомил руководство МОК с возможностями Грузии. Позже на сайте администрации Квирикашвили появилась информация, что первый вице-президент Международного олимпийского комитета Наваль эль-Мутавакель поддержала стремление Грузии принять Зимние Олимпийские игры в 2030 году.
«Мы рассмотрели ваше предложение о перспективе принятия Грузией Зимней Олимпиады в 2030 году. Грузия – страна героев и на Олимпийских играх всегда представлена спортсменами высокого ранга. Я думаю, это правильное время, чтобы вы озвучили свое желание, и мы приветствуем ваше предложение», – отметила Наваль.
Каковы же доводы в пользу проведения игр в стране, и можно ли сейчас оценить шансы Грузии на победу?
Доводы «за»
В отличие от летних Игр, которые стараются уместить в одном городе, зимние почти всегда проводятся в разных городах.
Например, в 1998 году олимпийские соревнования проходили не только в японском городе Нагано, столице одноименной префектуры, но и сразу в пяти других населенных пунктах. Еще более показательным примером будут предстоящие игры 2026 года: формально победителем являются Милан и Кортина-д’Ампеццо, однако часть соревнований пройдут и в Вероне, и в Бормио – весь север Италии разбит на пять кластеров, на которых расположились 15 спортивных объектов.
В этом плане компактная Грузия, которая по площади даже меньше севера Италии, идеально подходит для проведения игр – все находится рядом.
Можно сразу же легко назвать несколько городов и курортов, которые могли бы принять отдельные соревнования – от Тбилиси и Кутаиси до Гудаури, Годердзи и Бакуриани. О последнем Квирикашвили не раз говорил как о возможном месте проведения Олимпиады. Еще в советские годы там функционировала база подготовки горнолыжников, а в последние годы туда были вложены значительные средства.
Второй огромный плюс игр – это так называемое «олимпийское наследие». Это не только спортивные объекты, но также гостиницы и транспорт. Одним из двигателей японского экономического чуда стала Олимпиада 1964 года, к которой были построены сотни километров автомобильных и железнодорожных путей. Удобная логистика является одним из залогов успешного развития страны.
Третий, колоссальный бонус – это раскрытие туристического потенциала Грузии. Туриста из Европы уже сложно чем-то удивить, и многие открывают для себя новые страны через спорт. Так происходит сейчас в России: после мундиаля турпоток в страну вырос. Многих пугает неизвестность, а проведение такого масштабного события, как Олимпиада, служит дополнительной гарантией отличного отдыха.
Тем не менее, даже на стадии подготовки заявки Грузия должна будет ответить на несколько очень сложных вопросов.
Почему может не получиться
Можно было бы назвать одну причину, главную, и на этом остановиться – это деньги.
В случае Грузии речь идет о многомиллиардных инвестициях в транспортную сеть, которая должна соединить противоположенные точки страны. Это гостиницы, которые должны принять десятки тысяч болельщиков единовременно. Это строительство новых терминалов в аэропортах. Это колоссальные расходы на безопасность – и все это не считая спортивных объектов.
Игры почти всегда убыточны. Итальянское правительство провело лотерею, чтобы покрыть убытки от соревнований в Турине. Многие эксперты сходятся во мнении, что Олимпиада в Афинах послужила одной из главных причин масштабного экономического кризиса в Греции и последовавшего дефолта – долги составили 11,5 миллиарда долларов.
В 2014 году Стокгольм отозвал свою заявку на Игры-2022 со следующей формулировкой: «Организация зимних Олимпийских игр потребует больших инвестиций в спортивные сооружения. Например, нужно будет построить специальные трассы для бобслея и саней. При этом необходимости в подобных сооружениях после Олимпиады нет», – заявили тогда в правящей партии. Следом отказались Краков и Осло – по тем же соображениям.
Есть ли смысл строить такие дорогостоящие объекты по видам спорта, где Грузия вообще не представлена? Допустим, в Грузии были бы условные конькобежцы, которые брали бы медали на международных стартах и которые хотели бы тренироваться в своей стране – тогда, разумеется, это было бы целесообразно. Наблюдающая за успехами молодежь потом массово повалит на каток: так и происходит смена поколений.
Но проблема заключается в том, что ни разу в истории Грузия не брала медали на зимних Олимпийских играх.
Более того, составы делегаций были минимальными: в 2018 году – четыре атлета в трех видах спорта, в 2014 – семь в трех, такая же ситуация была в 2010 году. То есть в большинстве видов спорта Грузия не представлена вообще никак, а это говорит о будущих проблемах с эксплуатацией объектов. В МОК прекрасно помнят участь спортивных объектов в Сараево, которые после Игр 1984 года не использовались и очень быстро были заброшены.
Сейчас Грузия не в состоянии претендовать на проведение Игр: есть большие проблемы и с транспортом, и с гостиницами, и со спортивными объектами, и с самими спортсменами. Тем не менее, заход с проведением Зимних юношеских игр в 2025 году может сработать. Это позволит обкатать новые спортивные объекты, за шесть лет вполне реально вырастить спортсменов хотя бы в трех-четырех дисциплинах, которые смогут бороться за медали, а с таким багажом и поддержкой инвесторов можно замахнуться и на невиданные доселе высоты.
Источник: sputnik-georgia.ru