Прогнозы предстоящего горнолыжного сезона: насколько прошлогоднее бесснежье повлияет на предстоящий сезон? Какие страны прибавят в турпотоке горнолыжников существенно, а какие останутся в аутсайдерах? Какова общая оценка объема горнолыжного рынка России? На эти и другие вопросы отвечает Илья Иткин, гендиректор компании «PAC-group».
- Илья, прежде чем начать задавать вопросы по предстоящему горнолыжному сезону, хотелось бы вспомнить прошедший и оценить его влияние на предстоящий. Ведь прошлая зима в Европе отличилась малоснежьем. Как я понимаю, турпотоки на основные горнолыжные направления упали и многие игроки этого рынка потерпели немалые убытки?
- Не совсем. Я считаю, что проблемы прошлогоднего малоснежья преувеличены. Преувеличены даже по влиянию на результаты прошедшего сезона. А на предстоящий сезон прошлогодние проблемы если и повлияют, то лишь локально – на некоторых направлениях.
Вообще, я оцениваю прошлый сезон как вполне удачный. Особенно для так называемой «альпийской четверки» - это Италия, Франция, Австрия и Швейцария. Менее удачно он прошел для бюджетных стран. К ним я бы отнёс Болгарию, Словакию и Андорру. В феврале туроператорам было действительно тяжело загружать свои программы по этим направлениям.
- Но дефицит снега, насколько я помню, ощущался на курортах всей Европы?
- Всё дело в расположении горнолыжных курортов по отношению к уровню моря. Если курорт выше 1500 метров над уровнем моря, то для него не принципиально количество естественно выпавшего снега. Его давно научились делать искусственно, причём очень качественно. Так вот, на высоте от 1500 метров ночью в зимнее время температура воздуха всегда отрицательна и снежные «пушки» могут без проблем делать искусственный снег. Что и происходило в прошлом сезоне на альпийских курортах, большинство из которых расположены выше 1500 метров. Если же курорт ниже, то при тёплой зиме ночи там плюсовые и искусственный снег производить возможности не представляется. Такая картина как раз и наблюдалась в бюджетных странах.
- Многие игроки горнолыжного туррынка строят большие планы на предстоящий сезон, планируя рост турпотока до 30%. Каковы ваши прогнозы?
- Я разделяю такой оптимизм. Во-первых, возвратность туристов по горнолыжным турам очень высока. Она фактически гарантирует повторение новых сезонов, по крайней мере, на уровне предыдущего года, т.е. – без снижения турпотока. А во-вторых, опыт показывает, что повторение бесснежной зимы второй год подряд маловероятно.
Поэтому многие озвучивают рост турпотока в среднем по рынку в 25-30%. Я соглашусь с такой оценкой, однако рост будет сильно различаться в зависимости от конкретного направления. Мой прогноз по «альпийской четверке» - 25-30%, еще сильнее , до 40%, рост будет наблюдаться по Скандинавии – по Финляндии, Швеции и особенно, по Норвегии. А вот по бюджетным странам рост турпотока вряд ли превысит 10-15%, т.к. негативный опыт прошлого года заставляет туристов в основной своей массе до сих пор опасаться повторения там бесснежной зимы.
- Скажите, а какие российские рынки дадут наибольший рост? Московский или региональные?
- В этом году, однозначно, рост во многом будет идти за счет регионов. Если еще два года назад регионы росли исключительно за счет турецкого и египетского направлений, то сейчас тренд таков, что всё большую востребованность в регионах приобретают европейские направления. И горнолыжные туры здесь не исключение – они вырастут как минимум в два раза.
Впрочем, пока горнолыжные программы в регионах реально ставить лишь на пики, в остальное время заполнять рейсы нереально. Поэтому особенностью этого сезона будет то, что на новогодние и каникулярные заезды всплеск московского турпотока будет меньше, т.к. часть общего российского турпотока придется уже на регионы. Однако после середины января основной поток всё же будет обеспечивать Москва.
- Илья, а могли бы вы хотя бы приблизительно оценить объем горнолыжного рынка России? Ведь официальной статистики по этому сегменту туризма нет никакой...
- Это возможно сделать лишь очень приблизительно. Исходя из той информации, которой я обладаю, можно говорить об общем горнолыжном объеме в 100-150 тыс туристов в год. Для сравнения, в Англии горнолыжный рынок составляет около 2 млн туристов.
При этом для российских горнолыжников на первом месте стоит Австрия: примерно 35 тыс., второе место делят между собой Франция и Италии – примерно по 20 тыс туристов. Причем возможно в этом сезоне Италия даже обойдет Францию, а в целом турпоток по этим странам, скорее всего, будет постепенно догонять турпоток по Австрии.
По остальным странам турпоток приблизительно распределяется следующим образом: Андорра – 12 тыс, Болгария – 8 тыс, Словакия – 4 тыс, Швеция + Норвегия – 2 тыс, Швейцария – не более 1 тыс.
- Какие еще тенденции вы можете подметить в приближающемся сезоне?
- Характерной приметой времени стал переход ведущих горнолыжных туроператоров полностью на работу на основе коммитментов. А ведь еще года три назад почти все в горах работали с отелями на условиях эллотментов.
- Илья, спасибо огромное за ваши ответы. Желаю вам удачного зимнего сезона!
Комментировать