+15

О камусах и нюансах их использования (обзор)

Alex Kuzmitskiy Лента автора 8 Ноября 2013 (19:26) Просмотров: 3512 18

Да-да, о тех самых «шкурках», которые цепляют, чтобы веселее было подниматься в горку)).

Зачем вообще нужен камус? Ответ прост, как тот веник, — для облегчения лыжнику (или сплит-бордисту) подъема в гору. Стоит лишь уточнить, что подъема ПО снегу.

У камуса с одной стороны липкий слой (для прикрепления к лыже), с другой — ворсистая поверхность. Именно этот ворс и делает камус камусом. Движение вверх / вперед происходит по ворсу, с минимальным трением. Когда же идет нагрузка в обратную сторону (перенесли вес на эту лыжу, оперлись на нее), то движение происходит против ворса, с максимальным трением. Точнее, движения не происходит. А это, собственно, нам и нужно, чтобы в одну сторону скользило, а во вторую не проскальзывало.

Камуса покупаются либо определенной ширины и длины, под свою модель лыж / сплита (вариаций камусов предостаточно, выбрать есть из чего), либо, что тоже в общем-то, неплохо, — покупаются на отрез. Поскольку продается он только по метрам, то обычно нужно приобрести 4 метра камуса (нужной ширины!) + крепежный набор. Выходит это дешевле, нежели готовые решения.

При выборе камусов за ширину лучше всего принимать самую широкую часть своего снаряда в области контактной поверхности (то есть широченные, висящие в воздухе нос-хвост — не в счет). Тогда после обрезания камуса он будет под всю рабочую поверхность.

Если ровно такой ширины нет в продаже. Конечно, если лишь чуть-чуть меньше, то переплачивать нет смысла, ради пары миллиметров, которые вы, скорее всего, все равно резанете. Если же не хватает прилично (5-10 мм и более), то берите на размер больше. Лишнее обрежете.

При выборе камуса важен не только размер.

Есть 3 типа камусов по материалу: синтетика, мохер (шерсть ангорской козы) и их сочетание, так называемый mixt. Первые более долговечные и дешевые, но скользят сильно хуже и не такие легкие и компактные, как мохер. Так что обычно ски-альпинисты и все, кто бегает в горку на скорость, берут более дорогой мохер. Да, приходится чаще покупать новые, но зато работают отменно. Чаще — это раза в 2-3, нежели если бы бегали на синтетике (сильно изнашиваются, заразы).

Нам же, фрирайдерам, больше подходят mixt-овые, они сочетают в себе плюсы обоих типов камусов (скольжение почти как у мохера, а живучи почти как синтетика), но стоят вменяемо. Одни из лучших, — Black Diamond и G3, если не лучшие.

Вот он, мохер)).

Это основные моменты (ширина, длина, состав), остальное — уже лично ваши предпочтения. По цене, цвету и проч. Есть даже камуса для девочек)). Кстати, очень симпатичные. Для ориентира, обычная цена для хорошего готового микстового камуса — 119-160$. И они того стоят.

Теперь про то, как «собирать» камуса. Предлагаю посмотреть вот это видео от BD. За 5 минут основные моменты камусоварения осветили и неплохо.


Сейчас крепежные наборы у всех основных фирм-производителей примерно похожи. У кого-то чуть удобнее, у кого-то менее, но суть одинакова. Одно НО.

Не стоит брать камуса без крепления с обеих сторон снаряда (нос + хвост). Изначально у ряда производителей была лишь скоба на нос и все, пятка никуда не цеплялась (предполагалось, что она никуда не денется). Этот вариант вообще не вариант. Со временем, когда камус изнашивается и хуже держит, или просто когда намок / обмерз / снегом забился, он начинает местами, а то и полностью отлипать от снаряда… Вот тогда незакрепленность пятки и показывает себя во всей красе.

Да, если вы покупаете готовый камус под определенный размер, то часто вам ничего собирать уже не надо, все установлено, только чуть обрезать под ваш снаряд и использовать. Удобно. Но дороже)).

Trim tool. Нож-обрезалка от BD, неудобный.

И вот этот, продумАнский.

Без этих специальных камусных ножей толково обрезать камус сложно и велик шанс накосячить. Поэтому, если вдруг его нет в комплекте (забыли положить, или еще чего), то лучше без самодеятельности. Либо у друзей возьмите, либо купите, они продаются. Ну или делайте все очень вдумчиво и подсматривая краем глаза в видеоинструкции.

А обрезать камус, даже готовый, вам все равно придется… Почти не бывает так, чтобы купленный камус идеально подходил к снаряду, без «обработки напильником»)).

Cheat sheets, или по-русски «сетка». Когда только получите своих новых мохнатых друзей, не выбросите ее, подумав, что это прокладка для транспортировки и не более. Эта штука сильно облегчит вам жизнь. Ее вы будете прокладывать между двумя камусами, чтобы те адски не слипались меж собой. К ней камуса липнут, но умеренно.

Самый удобный вариант — разрезать ее пополам, на два примерно метровых куска. По одному на каждый камус. Тогда во время сборки и разборки снаряда можно будет каждым камусом оперировать отдельно и независимо от другого. В сильный ветер и в условиях большого количества снега это очень актуально. Попробуйте, вам понравится.

Но, к сожалению, эти сетки умирают быстрее, чем хорошие камуса. На этот случай совет. Даже не думайте покупать монтажную сетку и ей заменять почившую родную. Может плохо закончиться. В сети много историй про то, как строительная сетка начинала рваться и оставаться кусками на камусах, со всеми вытекающими. Так что, если начинает «заканчиваться», — заказывайте новую. Цена вопроса 20$, если BD и 10-15 у других производителей.

Теперь пройдемся по некоторым моментам использования камусов в деле.

Первым делом очистите поверхность! Никакого снега и замерзших капель воды. Чем чище, тем лучше будет контакт клеевого слоя. Если есть время, — поверните снаряды скользяками к солнцу и дайте им немного нагреться. Чем теплее поверхность скользяка, тем все лучше пристает.

Совет. Иногда в комплекте с камусами (а иногда и с сплит-крепами) идет невзрачная пластиковая или резиновая пластина, неясного назначения. Не выбрасывайте ее и берите с собой. Она как раз для очистки поверхности снаряда от снега и проч. Очень полезная хреновина. И не только для одевания камусов. Я регулярно использую ее для очистки от капель льда, которые намерзают, когда теплый снаряд после бэккантри попадает в холодный снег, или просто похолодало во время восхождения (сначала снег на снаряде потаял, а потом на высоте замерз). Раньше я делал это ски-пассами и банковскими карточками)).

Дальше. Берем камус, смотрим где у него верх-низ и цепляем крючки за верх «лыжины».

И, отлепляя камус от сетки, приклеиваем его к снаряду. Важные моменты, — камус не должен залезать на канты и уж тем более за них. Правило двух миллиметров — до края снаряда должно оставаться 2 мм. Это нужно, чтобы у нас даже на подъеме камуса оставались в рабочем положении (а вдруг траверс?), ну и чтобы не лохматить убивать край камуса. Старение раньше времени ему не к чему.

Чем больше разлохмачен край и вообще чем он ближе к краю снаряда, тем быстрее намокает камус, а это не гут (отклеивается и хуже скольжение).

Ну и конечно, не должно быть никаких бугров и «пузырей». Камус нужно клеить так, чтобы он прилегал полностью. Если где-то начал выходить косяк — стоит отлепить эту часть и попробовать снова. Вообще качество и скорость приклеивания камусов сильно зависят от опыта. Чем больше клеишь, тем точнее движения, ну это как во всем.

На сильном морозе, особенно если камуса были влажные, они могут встать «колом». Работать с ними тогда очень сложно. Но что делать… Старайтесь не доводить своих друзей до такого.

Конечно, здорово, когда ски-тур начинается прямо от парковки и можно удобно расположиться, используя багажник своей машины (очень удобный вариант).

Но чаще все не так радужно… Ветер, снег, знаете ли..

Если есть возможность воткнуть лыжу в снег, то лучше это сделать. Тогда сначала одевается верхняя половина камуса, затем лыжа вынимается и довершается начатое уже «на коленках», с различными вариациями упоров носа лыжи в снег.

Если наст плотный, то можно и весь камус одеть таким макаром, очень удобно.

Финишный штрих, — надевание заднего крепежа на хвост лыжи. Хорошо если есть некоторое натяжение, слишком слабым оно быть не должно. Но и передОза не нужно.

Совет. Не прошляпьте куски снега, которые неизбежно к концу операции будут у вас на хвосте снаряда. Их нужно стряхнуть, а то если ваш хвостик от камуса в них попадает, то хвост начнет отваливаться отклеиваться первым. Камус вообще не любит, когда на его клеевую сторону снег попадает, особенно в мороз.

Ну, вот вы на вершине вашей белоснежной горы… И скоро начнете свой божественный спуск.

Первым делом отлепляем камуса, по-одному. Стартуем — с хвоста (по-другому и не получится).

Способов отлепления несколько. Кто-то разом отдирает всю шкурку, кто-то скрупулезно, по частям, приклеивая ее к сетке… Тут кому как нравится. Ну и от погоды зависит, нужно торопиться или нет.

Лично мне нравится аккуратно, по частям, налепляя сетку. В сильный ветер, например, отлепить разом может и можно, но развевающаяся двухметровая хрень, которая хочет приклеиться ко всему на свете… Удовольствие на любителя. Лучше уж по десять сантиметров, по-дзенски.

При этом чем меньше снега попадает на ваш камус, тем вам же лучше. Во-первых, кто знает, может, сегодня еще придется его использовать. Во-вторых, меньше сушить по возвращению. Тоже ведь актуально, не везде есть условия для быстрой сушки, а на следующий день получить влажный камус, — не самый лучший расклад.

 


Еще одно видео, для разнообразия)). Заодно на powder помолимся.

Во время укладки барахла в рюкзак не стоит просто так пихать камуса внутрь. А то, раз за разом набирая на свою клеевую поверхность различный мусор, он будет все хуже и хуже работать. Рекомендуется использовать мешочек-чехольчик (идет в комплекте),



Для особо замороченных можно посоветовать специальный чехлик для камусов, от фирмы G3. Он еще и «просушивает» ваших друзей, пока те едут с вами вниз домой. Хотя, имхо, и обычного вполне достаточно. Главное не потерять, — на ветру они улетают на раз.

Ну вот-с... Цикл замкнулся. Мы снова внизу, радостные и счастливые.
 

На заминку — небольшие рекомендации. 

Пропитывать можно не только свои горные ботинки, но и камуса. Для лучшей их влагозащиты и скольжения существуют различные спреи. Например вот этот. Особо актуально для старых камусов, уже утративших часть своих целебных свойств. Ну а по весне, когда снег уже мокрый, всем полезно.

Если же совсем дело туго, ну, или вы настоящий фанат, то нанесение парафина с утюжком, это ваше все. Главное — не делайте это прямо на вашем снаряде. Работайте либо на старом, не нужном, либо просто на какой-то жесткой поверхности. Ну и температурку больше 60-70 не ставьте.

Не знаю, есть ли какая-то разница между обычным и парафином для камусов, но, например, BD предлагает специализированный, камусный парафин, за 10$. Предполагаю, что это всего-лишь маркетинг.

Восстановление клеевого слоя на старых камусах — это тема отдельного разговора. Как-нить в другой раз. Одно лишь скажу, это довольно просто делается, было бы желание. Способов восстановления существует минимум три.

И еще на заминку, облегченные версии камусов, для владельцев особо широких лыж и для сплит-бордистов. Для ребят с большими штуками это актуально, а то у них камуса по килограмму весят, за пару, зело много… Стоят они почти столько же, сколько обычные, зато компактнее и легче, при прочих равных.

P. S. Конечно же, текст далеко не полный и можно много о чем еще было рассказать. НО тем, кто только начинает свой путь в ски тур или сплитбординг, может помочь. 

Что такое сплит-борд и с чем его едят (обзор).

+15
  • 18
  • 7
  • 5
+1  
Mr.XX    8 Ноября 2013 (20:00)   #
А все ж про восстановление клеевого слоя немножко....
  • 20
  • 2
0  
Alex Kuzmitskiy    8 Ноября 2013 (20:15)   #
Мы тут набросали какие ролики нужно сделать (учебные и просто по темам лавинной безопасности и снаряги), и одна из тем именно эта. Так что, сделаем! Ну и тест видимо тоже. Ибо назрело у многих уже, менять клей)).
  • 20
  • 2
0  
Alex Kuzmitskiy    8 Ноября 2013 (20:16)   #
Кстати, вот тут отдельный плейлист по камусам (внизу страницы), есть ролики и по теме смены клеевого слоя на камусах: https://www.youtube.com/user/SnowSenseTeam/
  • 18
  • 7
  • 5
+1  
Mr.XX    8 Ноября 2013 (21:02)   #

Мы тут набросали какие ролики нужно сделать (учебные и просто по темам лавинной безопасности и снаряги), и одна из тем именно эта. Так что, сделаем! Ну и тест видимо тоже. Ибо назрело у многих уже, менять клей)).

Во!Во! )))

Ждем-с

  • 20
  • 2
0  
Alex Kuzmitskiy    9 Ноября 2013 (20:11)   #
Да, тема клея смотрю взволновала общественность (в личку уже несколько писем с вопросами)). Как вернемся из треков в Торрес, попробою сварганить. 
  • 4
  • 2
+1  
Grisabey    8 Ноября 2013 (23:03)   #
Автору - реальный респект. Очень важная тема затронута весьма подробно, что указывает на любовь и почтение не только к предмету повествования, но и к читателям!
  • 20
  • 2
+1  
Alex Kuzmitskiy    9 Ноября 2013 (00:12)   #
Спасибо, польщен. Раскрыл как мог, самое сложное было остановится не описать ВСЕ. Тогда голова болела бы не только у автора)), уж точно. 
  • 8
  • 8
  • 17
+1  
цаца    9 Ноября 2013 (02:02)   #
Спасибо, полезная статья!

По небольшому опыту, поспорю с двумя моментами:
1. Встроенная сетка лучше оконной (монтажной). - не всегда. У меня было ровно наоборот. Та сетка, что шла с камусами в комплекте почти сразу раскрошилась и я коротала, помню, часы дороги в поезде, вылавливая косметическим пинцетом  многочисленные кусочки пластмассы в клеевом слое камуса laugh С покупкой обычной оконной сетки в хозмаге проблема исчезла.
2. Заднее натяжение камуса спасет от его отклеивания в сильные морозы. Как? Не спасет, все равно придется скотчем или нитками дорабатывать поврежденную конструкцию.

Ждем мастер-класс по восстановлению! 
  • 20
  • 2
0  
Alex Kuzmitskiy    9 Ноября 2013 (20:09)   #
Не раз уже слышу про раскрошенную сетку. Хочется понять, у какого из производителей (ну или при каких условиях эксплуатации) это происходит. Если не секрет, чьи камусы (сетка) были? В смысле производитель. И давно ли брали. Буду собирать инфо, интересно. 

Просто у нас ни с БД, ни с G3 (по крайне мере последних 2-3-х лет, никаких проблем). Может и нас это постигнет конечно, рано или поздно, но БД-шным, например, у меня уже 3-й год пошел...
+1  
СирОжа51    9 Ноября 2013 (17:18)   #
Алекс, афигенный обзор!
Молодцы yes
  • 20
  • 2
+1  
Alex Kuzmitskiy    9 Ноября 2013 (20:10)   #
Спасибо, дядь)). Хорошей каталки в этом сезоне тебе. 
  • 8
  • 8
  • 17
0  
цаца    9 Ноября 2013 (23:28)   #

Не раз уже слышу про раскрошенную сетку. Хочется понять, у какого из производителей (ну или при каких условиях эксплуатации) это происходит. Если не секрет, чьи камусы (сетка) были? В смысле производитель. И давно ли брали. Буду собирать инфо, интересно. 

Просто у нас ни с БД, ни с G3 (по крайне мере последних 2-3-х лет, никаких проблем). Может и нас это постигнет конечно, рано или поздно, но БД-шным, например, у меня уже 3-й год пошел...

 

Сетка пришла вместе с камусами Voile. Полтора года назад.

0  
Аркашка    11 Ноября 2013 (00:38)   #

Kohla (Atomic) тоже сетка крошилась. Но я просто забил и катался дальше.. ))  Собственно на камусах клеевой слой довольно жирный. Кусочки сетки тонули в нем первое время. ))) После 4 сезонов активной эксплуатации уже перестали тонуть.. Пора менять клей! (и сетку)

0  
TheSkier    11 Ноября 2013 (09:10)   #

.. Та сетка, что шла с камусами в комплекте почти сразу раскрошилась и я коротала, помню, часы дороги в поезде, вылавливая косметическим пинцетом  многочисленные кусочки пластмассы в клеевом слое камуса teeth_smile.gif С покупкой обычной оконной сетки в хозмаге проблема исчезла..

у мну как раз оконная начала крошиться через какое-то время.. тоже так развлекался. .с пинцетом. ;)

 

Заднее натяжение камуса спасет от его отклеивания в сильные морозы. Как? Не спасет, все равно придется скотчем или нитками дорабатывать поврежденную конструкцию.

 

ну хоть сзади не будет заворачиваться то, что отклеилось.

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    11 Ноября 2013 (14:49)   #

Alex Kuzmitskiy   9 Ноября 2013 (20:09)   #

Не раз уже слышу про раскрошенную сетку. Хочется понять, у какого из производителей (ну или при каких условиях эксплуатации) это происходит. Если не секрет, чьи камусы (сетка) были? В смысле производитель. И давно ли брали. Буду собирать инфо, интересно. 

У меня Voile родной раскрошился, но надо заметить что я сам был наверное неправ, надо было заплавить края сетки, а так она размухрилась и потом отдельными нитками на камусе и осталась.  Взял обычную антикомариную сетку, отрезал полоски, клею и пока вроде все ок.   
У нового поколения камусов смотрю  народ клеит  не сетки, а пленку просто сильно шершавую со стороны обклейки
0  
СирОжа51    16 Ноября 2013 (06:32)   #

Спасибо, дядь)). Хорошей каталки в этом сезоне тебе. 

взаимно!

see you on TF ;)

0  
Den Block_142522    14 Февраля 2023 (14:44)   #

День добрый. Интересует такой вопрос. Если на скользяке лыж был когда-то нанесён парафин, пусть даже тугоплавкий под утюги 160°С типа Polar, его нужно обязательно полность убирать щетками и смывками перед поклейкой камусов?

И есть ли средства обработки скользяка под наклейку камусов? Спасибо.

А то бывает на Заалийском Алатау такая неприятная ситуёвина в мае, июне, что снег от радиации очень липнет к необработанному парафинами скользяку при спуске.

  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    14 Февраля 2023 (18:38)   #

День добрый. Интересует такой вопрос. Если на скользяке лыж был когда-то нанесён парафин, пусть даже тугоплавкий под утюги 160°С типа Polar, его нужно обязательно полность убирать щетками и смывками перед поклейкой камусов?

И есть ли средства обработки скользяка под наклейку камусов? Спасибо.

А то бывает на Заалийском Алатау такая неприятная ситуёвина в мае, июне, что снег от радиации очень липнет к необработанному парафинами скользяку при спуске.

В обработку лыжи парафином, циклевка и щетка входят как обязаловка.

После такой обработки камуса клеятся нормально