Если кто-то боится, что я снова буду писать здесь об этапе Кубка мира Rosa Ski Dream, то нет – о соревнованиях дальше ни слова. Поговорим лучше о краснополянской погоде и российских расстояниях…
Дождь в аэропорту Сочи
Четверг, 30 января, дорога из аэропорта Адлера в Красную Поляну (место, а не курорт). Проливной дождь в Адлере, +15 тепла. Проезжаем один туннель, второй, третий… Появляются пятна снега, но дождь все не утихает. После Эстосадка машина сворачивает на серпантин, ведущий в бывшую Олимпийскую деревню, на Розу Плато. С удивлением смотрю на ратрак, который поднимается по нижнему участку трассы Альпика – за снегоуплотнительной машиной остаются два коричневых следа, как будто кто-то решил вспахать весь склон…
Но тут дождь превращается в снег, которого с каждой сотней метров дороги становится все больше и больше. Встречные машины осторожно ползут вниз, пристроившись за снегоуборщиком. При езде вверх заносит на поворотах, наконец, сворачиваем к КПП Плато. Проходим обязательную процедуру досмотра: под мокрым снегом выгружаем лыжи, вещи, телефоны – хорошо не досматривают содержимое желудков…
Понедельник, 3 февраля, дорога из Поляны в аэропорт Адлера. «Проливной небольшой дождь» - именно так написано на электронном табло, температура +6. Навстречу тянется вереница из автобусов и личных авто, некоторые с номерами московского региона. Почти у всех на крышах багажники для лыж или боксы. Впечатление такое, что происходит переселение народов: побережье затопило цунами, и все решили перебраться повыше…
Два дня – как под копирку, с дождем внизу и снегом наверху. И еще пара дней «переходных», когда вроде похолоднее, сыпет поменьше, но верхние склоны для катания все равно закрыты.
По этой причине все, кто приехал в Поляну на выходные, ломятся на несколько открытых нижних трасс, стоят в очередях на подъемники и пытаются получить удовольствие во время спусков либо по пояс в тяжелом снегу, либо на объездных трассах, на которых толпы народа стали уже притчей во языцех…
Примерно такую картину я почти регулярно наблюдаю с 2011 года: снег, дождь, разочарованные туристы, заплатившие немалые, в общем-то, деньги, чтобы попасть на самые современные и оснащенные горнолыжные курорты России.
Однако всякий раз, когда – казалось бы! – надежда умерла окончательно, вдруг наступает просветление. Просветление в самом прямом и наивысшем смысле этого слова: наступает утро, и ты понимаешь, что тебя ждет просто фантастический день.
Из-за горы появляется солнце, снег на трассе звенит, искрится на деревьях, белые вершины смотрят в ослепительно синее небо, куда-то исчезают люди, которые еще вчера видели в тебе лишь конкурента за место в кабине подъемника – а просто все склоны открыты и все канатки работают. В этот раз просветление наступило 1 февраля – в субботу…
Такой мощный «приход» наступает практически всякий раз, когда я приезжаю в Поляну. Возможно, все дело в том, что ты обязательно должен прочувствовать вот эту вот погодную «жесть» – куда же мы без трудностей и преодолений? В Альпах, насколько я помню, погода стабильней, потому и амплитуда смены настроения не такая сильная.
Кроме того – если уж совсем честно – мало кого из нас там ждут, большинство сами по себе. В Поляне же (я опять-таки про место, а не курорт) ты встречаешься с людьми, с которыми в любом ином случае не встретился бы годами - работа, быт, семья – «ну, созвонимся».
Тут же люди сбрасывают с плеч половину проблем, они легки на подъем и срываются с места по первому же звонку. Впрочем, так ведь всегда было в «наших» горах. Да, можно заранее договориться о встречах в Альпах – тем более, что перебравшегося «туда» народа становится все больше. Это будет славная тусовка, с альпийскими «специалитетами» и замечательным катанием. Но чтобы просто встретиться с кучей знакомых – это в Поляну.
В своих, ставших уже чуть ли не ежегодными, отчетах, я стараюсь быть объективным. Мне далеко здесь не все нравится, но, тем не менее, я считаю краснополянские горнолыжные центры самыми близкими к Москве курортами высокого уровня. Впрочем, давайте посчитаем – просто любопытства для.
Возьмем километраж от Москвы до Поляны. Если ехать на машине, то получается 1697 км почти строго на юг, по трассе М4. Если лететь самолетом, то по времени это займет 2 часа 10 минут, плюс 45 минут на такси до Розы Хутор.
Смотрим в противоположную от Москвы сторону и видим заполярный Кировск. Расстояние от Москвы составит 1814 км (по М11, через Кириши-Волхов и трассу «Кола»). Второй вариант - через Ярославль-Вологду и трассу А119 - короче на 60 км, но медленнее на 1 час. Если лететь самолетом до Апатит, то перелет займет 2 часа, а трансфер до Кировска – 40 минут на такси.
Кировск, декабрь 2019 года
Однако цена авиабилета до аэропорта «Хибины» едва ли не в 2 раза выше, чем из Москвы до Сочи. Ну и масштабы – просто не сравнимые, хотя покататься в Кировске есть где, а северная природа имеет своих постоянных ценителей.
Разворачиваемся на восток и первое, что мы видим – горнолыжный центр «Свияга» под Казанью. Всего-то 800 км, да и место вполне себе зачетное, но мне тут же скажут, что 110 м максимального перепада высот – это вообще ни о чем, нам горы подавай.
Тогда смотрим дальше на восток и никак не можем пройти мимо Абзаково и ММЦ/Озеро Банное. Самый короткий путь от Москвы до Абзаково составляет 1631 км – если ехать на машине по трассе М7 через ту же Казань. Самолетом до Магнитогорска лететь придется все те же 2 часа 10 минут, а потом еще час ехать на такси. Мне опять же скажут – зачем сравнивать горы в Красной Поляне (место, а не курорт) с уральскими сопками, где и трасс-то на пару десятков километров всего и наберется. Но на таком расстоянии от Москвы больше ничего нет – вот ведь построили столицу не в том месте!
Осталась у нас четвертая часть света – запад. От столицы России до западной границы вообще никаких гор нет, так же как нет их и на территории соседней Беларуси («Силичи» не в счет). Если бы нам не подгадили отношения с Украиной, то вполне можно было бы рассмотреть карпатский курорт «Буковель» - от Москвы он ближе, чем все выше перечисленные места в трех частях света: через Киев на машине ехать 1500 км. Самолетом лететь до Львова с пересадкой получится минимум 4 часа 15 минут, а затем еще столько же ехать на машине.
Поэтому смотрим дальше и видим самый крупный в Восточной Европе курорт – словацкую Ясну. На машине из Москвы расстояние почти такое же, что и до Поляны с Абзаково – 1691 км. С самолетом все гораздо сложнее: ближайший аэропорт находится в Попраде, куда с пересадками придется лететь примерно 6,5 часов, а затем еще час ехать на машине. Понятно, что стоимость авиабилетов низкой не будет.
А что у нас дальше на запад? Если не тормозить о чешские горы, то дальше у нас только Альпы. Самым близким к Москве крупным горнолыжным курортом будет штирийский Шладминг – ехать до него на авто чуть больше 2200 км. Но удобней всего лететь самолетом до Зальцбурга – 3 часа в воздухе, плюс еще максимум час до огромного количества курортов Зальцбургерланда, и вот вам горнолыжное счастье. А отсюда – как говорил один мой австрийский знакомый – можно пешком дойти до Швейцарии и нигде не останавливаться.
Еще один заграничный вариант – северо-западный. В Финляндии большое количество горнолыжных центров на расстоянии от 1200 км (Коли) до 1800 км (Леви и Юлляс). Качество трасс, инфраструктура, собаки хаски, олени, снегоходы, рыбалка – все это на хорошем уровне, были бы деньги. Вот с горами там не очень: самый большой перепад высот (Юлляс) – около 400 м.
Конечно, выбор каждый делает для себя сам, да и Москва – далеко не вся Россия. Однако чтобы определится с тем, где откатать свой зимний отпуск, для начала можно просто выйти на улицу и посмотреть на все четыре стороны. Вдруг поможет?