Часть I
Эпиграф
Пессимист – не видит света в конце тоннеля.
Реалист – видит в тоннеле свет прожектора приближающегося локомотива.
Машинист – видит трех придурков, стоящих на рельсах посреди тоннеля.
Пролог
Идея обобщить личные наблюдения путем написания сего трактата возникла давно, но, то времени на написание не хватало, то времени хватало, но было откровенно влом, или настроение отсутствовало, однако, закончился еще один горнолыжный сезон, и я понял – писать надо, ибо канатчика не ругнет только ленивый, но сами пассажиры канатки не знают (а некоторые и знать не хотят), порой, самых элементарных правил поведения на этом объекте повышенной опасности.
Многое из того, о чем хочу сказать, не содержится ни в одних правилах и инструкциях, кое-что я уже выкладывал на различных форумах, но повторюсь для сохранения полноты картины. И если написанное поможет кому-то избежать травмы на канатной дороге – буду рад. Опытные люди улыбнутся, чайники примут к сведению. Начну по порядку.
Очередь на канатку
Неприятное, но, увы, пока неизбежное явление – лакмусовая бумажка культуры поведения, ибо нигде так не раскрывается истинная сущность человека, как в очереди к подъемнику. О топтании по чужим лыжам даже говорить не стоит – слишком тривиально. Почему-то большинство считает, что чем плотнее очередь, тем быстрее она движется. Ничего подобного! Менее плотная очередь движется быстрее, да и угроза быть затоптанным в такой очереди меньше. А для любителей потолкаться сообщу, что зона действия сканера пропускного турникета вполне допускает попадание в нее двух человек. Чей ски-пасс в этом случае считается – вопрос еще тот, но по закону Мерфи, многократно подтвержденному собственными наблюдениями, считывается ски-пасс именно второго чела. Первый проходит радостно и бесплатно, а второй остается безуспешно выяснять отношения с контролером (автоматика дает задержку на пропуск порядка пяти минут), загораживая проход и усугубляя и без того большую очередь. Так что, соблюдайте дистанцию и не будете спонсировать чужое катание.
Второй момент стояния человеческого – отсутствие желания по-человечески стоять. Типа, очередь – для лохов, а я умнее! Уж сколько об этом писалось, «а воз и ныне там». Но, видите ли, дело в том, что в очереди тоже не лохи стоят, а люди, порой, весьма и весьма авторитетные. Что будет, когда «авторитет без очереди» попытается пройти перед «авторитетом в очереди»? Правильно! Очередь из автомата! Тому, по счастью, я свидетелем не был, но фехтование на снятых лыжах наблюдать пришлось. Потом охрана с обеих сторон подключилась, и сеча пошла еще та! Как говаривал в старину небезызвестный князь Игорь: «Без мочилова, пиплы, западло казать тылы. Точите канты, чуваки!» Естественно, в такие моменты всякого рода контроллеры на входе улетучиваются с эфирной скоростью, и, порой, канатчикам не кисло прилетает за компанию. Это, так сказать, лирическое отступление, но дяденьку, доставшего «из широких штанин» «парабеллум» вместе с обещанием пристрелить меня и всю мою команду, я буду помнить еще долго. Будьте терпимы и взаимовежливы – это важнейший аспект выживания на канатной дороге.
Момент третий. Пройдя через пропускную систему, народ скапливается у входа на посадку и начинает ждать «своих» - девочек-мальчиков-друзей-знакомых-родственников, а иногда и всех сразу – это уж кому как повезет. В результате, между турникетом пропускной системы и турникетом посадочного конвейера (посадочной площадкой) образуется острая клиническая непроходимость, вызывающая хронический недогруз подвижного состава. Как канатчику, мне это сугубо фиолетово, но, обратимся к элементарной математике: систематический недогруз всего одного места в кресле снижает пропускную способность четырехкреселки на четверть, трехкреселки – на треть, двухкреселки или «швабры» - вдвое. Средняя пропускная способность «стандартной» четырехкреселки – порядка 2000 человек в час. Итого, при недогрузе по одному человеку в кресло, имеем 500 «лишних» людей в час на посадке. Выходит, сами же себе очередь и создаем? А раз так, проходим на посадку, не толпимся, граждане. Свою благоверную на склоне подождем, а в кресле с чужой прокатимся, это, как-то, даже и приятнее. Исключение – мелкие детёныши лыжебордеров, ростом 90см и ниже. Им (их) ждать не только можно, но и нужно. Итак, очередь мы с вами отстояли дальше идет
Посадка
Стоп! Не так все просто! Отдаёте ли вы себе отчет, что, переступая границу посадочного турникета, вы вступаете во враждебную зону – зону повышенной опасности, где надо обдумывать каждый свой шаг, где всякое движимое и недвижимое норовит ударить, прищемить, придушить и сбросить? Музычка играет, смех кругом, праздник, люди радостные, ярко одетые… Нет, не отдаете! А, между тем, вам, подобно неодетой даме в мужской бане, ни на секунду нельзя терять бдительности и постоянно контролировать свой тыл. Это знает каждый мало-мальски опытный канатчик. Получив несколько раз креслом по печени, он печенью чует его приближение на расстоянии двух с половиной метров (максимальная скорость неотцепляшки 2,5 м/с) и отскакивает в последнюю секунду. Поймав пару-тройку крепких подзатыльников от «швабры», бугельщик подсознательно следит боковым зрением за каждой приближающейся и ловит ее рукой на лету, не оборачиваясь. Не льстите себе! У вас так не получится, для этого нужны постоянные тренировки. Я считал себя опытным и этой зимой шатался по посадочной площадке четырехкреселки, как по своей квартире. Увы, у любой канатки женский характер – невнимания она не прощает. Я был поддет креслом и сотворил такой кульбит, что случайные зрители до сих пор просят римейка. Защитные рефлексы тушки, правда, сработали и было больше стыдно, чем больно, но раз на раз не приходится. Внимание, внимание и еще раз внимание! Осознали? Тогда подготовьтесь к посадке.
И, обязательно, лыжникам – вынуть руки из темляков лыжных палок, а бордерам – отстегнуть заднее крепление. На двух последних моментах остановлюсь подробнее.
Вынимать каждый раз при посадке руки из темляков лыжнику влом, но, не выполняя этих действий, такой чел создает опасность не только для себя, но и для окружающих, ибо, пытаясь сохранить внезапно утраченное равновесие (например, при съезде на посадочный конвейер или же в момент посадки в кресло), он рефлекторно машет руками, и палки попадают в глаза, нос, рот, уши, пах и другие важные части тела стоящих рядом. Извинения, в таком случае, не помогут. Но, допустим, горе-лыжник все же сел в кресло. Думаете, закончились его злоключения? Нет! В момент посадки палочки свои он не контролирует, и их вполне может заклинить между низом кресла и поверхностью посадочной площадки, а так, как руки в темляках… Повезет – сломаются только палки, нет – травмирует кисти рук, или же просто тушку выбросит с кресла, которое, к тому же догонит и наподдаст напоследок, целясь, между прочим, не куда-нибудь, а в голову или в позвоночник, такой уж у него нрав. Канатчик среагировать не успеет, и не надейтесь. Даже если успел, кресло по инерции пролетит еще, как минимум, метра четыре (это в режиме аварийного торможения) – убежать еще не удавалось никому. На моих глазах одного мужика таким макаром отбросило метра на три. Он даже понять ничего не успел. Так и ходил, зажав в руках ручки от палок, пока в себя не пришел. То-то! Раньше думать было надо!
И еще одна причина, почему нельзя проходить на посадку с палками в «боевом положении». Причина эта – посадочный конвейер, называемый нами в разгонной полосой или просто «разгонкой», которая представляет собой непрерывно движущуюся замкнутую ленту из сочлененных траков. Пространство между движущейся лентой и неподвижной рамой закрыто крепкими щитами, не допускающими попадания в него ног, рук и иных посторонних предметов. Конец лыжной палки туда тоже не просунешь – зазор слишком мал. Так думал я однажды утром, а вечером, выпучив глаза от удивления, разглядывал вырванные с мясом траки. А фигушки! Наш человек способен воткнуть любую палку в любую дырку! Воистину, да не оскудеет талантами родная земля! Канатку потом пришлось запускать на половину скорости, пока новые траки не пришли. Потом ребята ночью на морозе ремонтировали. Изрядно неприятная работа. Держите палки так, как описано выше, и вы убережете технику от поломок, персонал от мороки, а себя – от крайне неприятного инцидента, ибо «прилетит» уже не от одного кресла, а от всей смены кресельщиков. Я б, лично, и платить за ремонт заставил, если б поймал тогда…
Теперь о бордерах. Бедняги, их снаряд совершенно не приспособлен ни к посадке на кресло, ни к высадке. Даже в кресле они сами себе мешают (часто, именно из-за неудобного расположения бордов на ногах и происходит недогруз кресла). По-этому многие предпочитают борд вообще снимать перед посадкой и держать его в руках перед собой. Способ спорный, на СКИРУ эта тема тоже обсуждалась. С одной стороны, бордеру, особенно начинающему, так проще и безопаснее сесть в кресло и слезть с него, с другой – доской с остро заточенными кантами рвется обшивка кресел, сдирается покрытие металлических частей, царапается прозрачный колпак (если имеется). Да и устройство площадки для высадки пешеходов отличается от площадки для высадки лыжников тут либо одно, либо другое. Падение тяжелой доски тоже исключить нельзя. Я специально консультировался на эту тему с представителями фирм – производителей канатных дорог. Ответ их однозначный – борд должен быть на ноге, но я, лично, бордеров за доски в руках не гонял. Понятно, что проблема ждет своего технического решения.
Детёнышей поставьте по краям – с крайних мест им проще будет сойти, в идеале – крайнее наружное место. Не наваливайтесь на флажки посадочного турникета, они хоть и крепкие, но иногда это приводит к поломке всего механизма турникета. Пока персонал будет разбираться, потеряете время. Флажки открылись – не тормозите, но и не суетитесь, заходите уверенно, спокойно. Детенышей подстраховывайте. Впервые на канатке и нет уверенности или детёныши мелкие – заранее попросите дежурного на станции снизить скорость. Отказать не имеет права, цена вопроса – легкий щелчек переключателем с любого основного или выносного пульта. Исключение – старые канатки советского производства. Те на одной скорости тарабанят, тут не поизвращаешься. Если необходимо перевести больных, раненых, загипсованных, на костылях и иных бедолаг, дорогу лучше остановить вообще. Персонал, в таких случаях, предупредите заранее и проследите, чтобы о вас по телефону или рации обязательно предупредили дежурного по верхней станции с указанием номера кресла.
На посадке не ловите ворон, не торгуйте хлебалом, не тупите, не тормозите, не оборачивайтесь на свист и крики типа «Вас-с-с-я-я-я!» или «Маш-к-а-а-а!», не орите сами. Не фотографируйте родственников, идущих за вами (не смейтесь – бывало, потом фотоаппарат у чувака во рту, каким-то образом оказался, чудеса на виражах!!!) Нужно будет – перезвонят, или сами перезвоните.
И знает о нем каждый сведующий:
Не гонись за женщиной, как за уходящим трамваем –
Сзади всегда идет следующий! (с)
Замените «женщину» на «кресло» и получите незыблемое правило. Милые дамы, без обид, это я так, для лучшей усвояемости материала.
Сели в полупустое (пустое) кресло - соблюдайте баланс. Кресло должно идти без крена. Не загружайте только один его край. Едете в одиночку – садитесь в центре. Исключение – двухместное кресло. Там все равно, где сидеть.
Все в порядке? Поехали! Но сначала один важный момент:
Дуги безопасности кресел и их подлый нрав
Есть еще один момент, почему, в целях собственной безопасности, необходимо урезонить ретивого торопыгу – высота от нижнего края кресла до поверхности посадочной площадки. Обычно она составляет около 0,5-0,7м, но, к сожалению, не является постоянной, так как зависит от массы пассажиров (которая, сами понимаете, не является константой), а также длины пролета каната на площадке и динамической составляющей при посадке. Проще говоря, кресло «просаживается» под нагрузкой, и не исключается возможность, что подножка опущенной дуги безопасности зацепит за площадку, а если в момент посадки еще и кресло раскачать – подножка за площадку зацепит почти наверняка. Последствия труднопредсказуемы – от поломки подножки до различных травм сидящих. Выше кресло тоже поднять нельзя – дети не сядут, да и взрослым будет трудно.
В этой связи, приведу кое-что из собственных воспоминаний. Строили мы как-то разгонку и площадку для высадки на нижней станции трехкреселки. Помнится, я эмпирическим путем пытался сопоставить все вышеуказанные факторы и вычислить «правильную» высоту, что-то постоянно измерял, прикидывал… В конце-концов и разгонку и площадку построили и настало время испытаний. Пассажиров было жалко, посему тестовый заезд я решил провести «на собаках», то есть на себе и двух своих бригадирах. Сели, мы, короче, в кресло… Справедливости ради, отмечу, что высоту разгонки на посадке я расчитал идеально, а вот с высадкой… Понадеялся, что насыпной грунт просядет. Не просел. Наше кресло зацепилось подножками за площадку, дернулось, опасно наклонилось вперед и пошло рывками, а в кресле, матерясь и цепляясь руками за что попало, чтобы не вылететь, болтались мы. Оператор врубил режим аварийного торможения, и все кончилось столь же неожиданно, как и началось. Отделались легким испугом, но дуга безопасности восстановлению не подлежала.
Проблему высоты площадки мы устранили в тот же день с помощью экскаватора с двухкубовым ковшом. Однако, катаясь в различных местах, я на многих креселках невольно отмечаю слишком высокий уровень посадочных площадок относительно кресел. Посему, чтобы не повторять моей ошибки, закрывайте дугу безопасности в момент, когда кресло начнет набирать высоту. По аналогии с авиацией – самолет на взлетной полосе шасси не убирает, начал взлет – убрал шасси. Тут то же самое. Только мы свои шасси выпускаем. О высадке поговорим отдельно.
Исключение – кресла, не оборудованные подножками, можете закрывать прямо на посадке – ветер на рост телеграфных столбов не влияет.
Бывают случаи и прямо противоположные. Как-то сажусь в кресло вместе с молодыми родителями и ребенком лет пяти. Все трое до смерти напуганы предстоящей поездкой на канатке, но кататься хотят. Из серии «мышки плакали, кололись…». Сев в кресло, мама с папой тут же мертвой хваткой, до посинения в пальцах цепляются за куртку ребенка. Я, знаете ли, на креселках много всякого повидал, посему, сижу, молчу и не вмешиваюсь. Съехали с посадки. Закрываю дугу безопасности и ловлю на себе бесконечно удивленные взгляды семейства: «А мы не знали, что здесь еще и ЭТО есть!» Всю дорогу до верхней станции меня благодарили, оказывается, они уже пол дня так без дуг безопасности катаются, и даже не знали об их существовании. А ребенка держали, чтобы не упал. «Знаки видели?» - спрашиваю. В ответ недоуменное молчание. Могли б хоть на других катающихся посмотреть, хорошо, что ничего не случилось. Я тогда специально на нижнюю станцию съездил. Знак висел там, где ему и положено было висеть – на первой опоре на видном месте.
Повнимательней, господа. И не пренебрегайте дугами безопасности. Они, несмотря на подлый нрав, вещь полезная, особенно в режиме аварийного торможения.
Трах-трах, и его негативные последствия
Обману клубничные ожидания некоторых читателей. Речь пойдет не об ЭТОМ, хотя и этот аспект в жизни лыжебордеров опосля упомянуть придется. Речь о другом явлении пойдет. Заходит лыжник, например, после заснеженной трассы на чистый посадочный конвейер, разгонку, по нашему, и, сразу делает трах-трах - выбивает о разгонку скопившийся на лыжах снег. Бордер… Тот еще и подпрыгнет повыше, и хряснет доской о разгонку со всей дури. Делаешь замечание, удивленно закатывают глаза, типа «а что я такого сделал?». Для людей вменяемых объясню, невменяемым объяснять что-либо бесполезно. Сказанное, в большей степени, относится к распространенным у нас и бесконечно «любимым» мной до колик в печени разгонкам фирмы «Chair Kid». Попался бы мне тот гений инженерной мысли, который придумал сделать конвейерные траки и пальцы к ним из хрупкой в мороз пластмассы, я б ему яй… Нет, я б его просто заставил поработать на собственном изделии хотя бы один сезон. Он бы все понял. Основной недостаток данной системы в том, что привод осуществляется непосредственно через траки. Там есть такие зубчики, входяшие в зацепление с шестернями на приводном валу. Зубчики, понятное дело, тоже пластмассовые, как, кстати, и шестерни. Так вот, когда трах-трах, эти зубчики выкрашиваются. Понятно, что не сразу, но ведь за день канатка перевозит по насколько тысяч человек, и когда каждый лыжами да бордами трах-трах… Сначала образуются микротрещины, потом – макро, потом зубчики частично выкрашиваются и разгонка идет рывками, доводя до бешенства автоматику канатной дороги, а потом и вовсе останавливается, вал крутится, а толку – зацепления нет! Ремонт такого дела – весьма марудная штука, особенно в сезон, особенно ночью, особенно в мороз. Еще один момент – сбитый с лыж снег через щели попадает в бетонную яму разгонки, накапливается там и, в конце концов, клинит ленту. При большом скоплении народа такое иногда случается раз в несколько дней. И тогда вечером, после закрытия, как по взмаху волшебной палочки, канатчики дружно превращаются в шахтеров. Самый мелкий и юркий лезет под ленту в «забой», остальные выкидывают «добытый» снег с бетонной ямы «на гора». Представьте, как заниматься таким после смены, когда хочется есть, спать, согреться и просушить, наконец, мокрую обувь.
Разгонки фирм «Compaс» и «San Kid» конструктивно более стойкие к описанным поломкам. У них длинные футерованные металлические траки не соединяются между собой, а крепятся с обеих концов к ведущим стальным цепям, типа велосипедных только побольше и звездочки на валу там тоже металлические. Трах-трах такая система, в целом, лучше переносит, но дополнительные удары и вибрации не шли на пользу ни одному механизму, и, в конце-концов, приходится чинить и ее, и, как всегда, внезапно, и, как всегда, в неурочное время.
Так что, если в ответ на ваше трах-трах вы услышали от усталого канатчика, риторический вопрос «А по голове?» или же кое-что покрепче, не спешите обижаться, огрызаться и быковать. Скажите просто и искренне: «Извините, я больше не буду!» Нет, и правда не будете! Нужно же и людей понять!
Особенности национальной посадки на бугель
Когда-то, еще во времена первого бугеля на нашем курорте, на посадке произошел прикольный случай, передающийся уже третьему «поколению» бугельщиков. В общем, в один совсем непримечательный день, даже не в воскресенье (народу, помнится, было мало), заходит на посадку девушка-лыжница (Д), и между ней и бугельщиком (Б) происходит следующий диалог:
Д (требовательно): Вставьте мне между ног!
Б (грозно): Не положено!
Д (мило хлопая глазками): А почему?
Б (размягчаясь): Не могу я. С меня за это зарплату снимут.
Д (с выражением Кота-в-сапогах из Шрэка-2): Ну, пожалуйста! Ну, вставьте мне между ног! Ну, привыкла я так! Иначе мне трудно будет!
Б (шепотом и оглядываясь по сторонам): Ладно уж, вставлю. Становись… Ноги! Ноги раздвинь!
Д (приняв удобную позу): Ой, спасибо! Я так рада!
Б (поймав, вставив и подтолкнув): Пое-е-ехали!
Где-то в районе второй опоры до девушки наконец-то дошло, и над склоном разнесся громкий ржач.
Речь шла о посадке на двухместную «швабру», которую вставлять между ног запрещается в целях безопасности. А вы о чем подумали? Исключение – одноместная «тарелка». Ее и вставляйте между ног, на здоровье.
На подготовке к посадке я останавливаться не буду – выше все сказано, единственное – рюкзак снимать не надо. Да и разобраться на пары желательно заранее, «не по жиру, а по ранжиру», ибо, если в росте напарников существенный градиент, то ехать будет трудно: у одного будет швабра под коленками, у другого – под мышками. Не лишне будет скооперироваться лыжник-лыжник, бордер-бордер, хотя, смешанные «браки» тоже не запрещаются. Ах, как крепко обнимают бордистки на крутом подъеме! Ах, как жарко дышат в ушко! Ах, какие у них при этом глаза! Но, такой мезальянс, хоть и приятен, но непрочен, в смысле, неустойчив, и на трассе существует реальная возможность навернуться и получить бордом по сусалам, особенно, если ваша подружка только осваивает снаряд. За удовольствие нужно платить. Выбирать вам!
Не помешает также для наших лыжебордеров уметь заранее оценивать состояние бугелей, ибо если бугель старый или подуставший – жди стартового рывка. Напомню, скорость бугельного подъемника до 3,5м/с, а это на 1 м/с больше максимально допустимой скорости креселки-неотцепляшки. Рывок получится что надо! Не забывайте сгруппироваться, пощадите позвоночник! Лучше незадолго до предполагаемого рывка чуть оттолкнуться вперед. На некоторых подъемниках бугельщики, зная о рывке, сами подталкивают, но девушкам это не всегда приятно, да и мужики как-то странно косятся. На безопорных подъемниках, где ручки (бугеля) крепятся непосредственно к канату, проходящему на уровне пояса, лучше (в обход инструкции производителя) сначала несколько раз для привыкания подняться, держась за ручку руками и не заводя за поясницу, иначе рискуете неслабо получить ручкой по почкам. Лыжи держать параллельно канату! Палки – смотри выше. Если вы все проделали правильно – помашите ручкой дяде-бугельщику и в путь!
С посадкой, вроде, все. Много «буков», но я и так ужал, как мог, стараясь «впихнуть невпихуемое». Дальше в Части II продолжу. Некоторые аспекты я намеренно упустил, скажем, посадка на креселку-отцепляшку проще ввиду меньшей скорости подвижного состава на посадочной площадке, а гондолы и маятники лично не эксплуатировал и подводных камней не знаю.
Так что,
продолжение следует, или, как сказали бы создатели «Санта Барбары» «Ту би континью!»
Автор: Владимир Шевлюк (SIV)
Другие статьи автора на сайте:
Анамнез
Канатные дороги, которые мы выбираем
лучше подъемников только беккантри, сноукэт, вертушка! никаких очередей!