Для склона каждой крутизны существует минимальная скорость, меньше которой на кантах лыжник/доскер ехать в принципе не может. При выборе более крутого склона эта минимальная скорость возрастёт. На достаточно крутом склоне минимальная скорость будет настолько высока, что возможность комфортного/контролируемого спуска сохранится только для очень опытных лыжебордеров.
Единственной действенной альтернативой дальнейшего снижения скорости является проскальзывание, полноценно пользоваться которым большинство катающихся не умеет. В результате мы имеем на склоне псевдокарверов, теряющих контроль при малейшем наборе скорости. Диагностируется это просто – при росте скорости катающегося срывает со склона, он вновь безуспешно пытается зарубиться кантами, его вновь срывает, такой характерный “дыр-дыр-дыр”, как на стиральной доске. Этот дыр-дыр-дыр происходит от того, что при срыве катающийся пытается закантоваться ещё сильнее, но снаряд по длине загружен так, что увеличение закантовки только способствует срыву.
Что делать?
“Уйти с канта” - выбрать такой небольшой угол закантовки, при котором будет происходить постоянное, равномерное, хорошо контролируемое проскальзывание.
Это не так просто, как может показаться. Есть укоренившееся мнение, что на кантах – это круто, а проскальзывать – ацтой. И что стать на кант – трудно, а уйти с него – просто. По факту же слезть с канта и начать полноценно проскальзывать могут очень немногие. Почему? Требуется чувствовать мельчайшую разницу в угле закантовки. И динамически менять этот угол в зависимости от микрорельефа и состояния склона.
Чем меньше радиус снаряда – тем это сложнее. Радиус доски в целом существенно меньше радиуса лыж, поэтому для сноубордиста овладение такой техникой сложнее. Но и более актаульно, поскольку “ловля канта” более типична для сноубордистов, чем для лыжников. Неспособность к “плоскому ведению” одна из основных причин часто неконтролируемого поведения сноубордиста на склоне.
Проверить себя вы можете простым тестом – разгонитесь по прямой, а затем рывком разверните снаряд поперёк направления движения. Но – не тормозите, а поставьте его максимально плоско, так, чтобы он ехал как можно дольше. Если вы не останавливаетесь вовсе, а продолжаете скользить на плоском снаряде с равномерной, слегка уменьшившейся скоростью – ваше чувство малой закантовки близко к совершенству.
Будьте осторожны при этом тесте, особенно на доске! Очень легко “поймать кант” с последующим травмоопасным падением. Как можно ниже расположите центр тяжести – присядьте и сбалансируйте себя вытянутыми руками.
Научившись плоскому ведению сноубордист избавит себя от падений с “ловлей канта”, и доска и лыжи перестанут рыскать при езде по прямой.
Райдер, хорошо владеющий техникой плоского ведения горных лыж или сноуборда, выбирая очень малый угол закантовки, способен ехать ею со скоростями близкими к катанию на кантах. И он сильно расширяет диапазон своих возможностей.
Вообщем, oldscool – for ever!
Олег, напиши лучше про поперечное всплытие