1.
Иметь к столу свежую зелень, натуральную, без нитратов.
Ну не смоглось пока и, наверное, даже не стыдно, и как-то можно оправдаться.
Но тяга-то осталась, свербит и ищет выход, или как минимум трансформацию во что то другое.
И оно свершилось, прекрасное дитя природы и, в то же время, отчасти, рукотворное творение было найдено - это был БОНСАЙ. Только его хрупкие хвойные плечи могли бы принять нерастраченную энергию и фантазию несостоявшегося оранжерейного агронома.
Он вас оставляет равнодушным? Я, как увидел вживую - поплыл…
2.
Как человек с ответственной жизненной позицией, нулевым опытом и большими амбициями, прежде чем обзавестись таким дитём, я начал готовиться. Штудировать литературу, как там, на 1-м году жизни, не дай Боже залить или засушить нежнейшую корневую систему, сидящую на вид в 1 см3 почвы. Мне кажется, там такое корневое давление, пытающееся выхватить из вселенной для своей жизни хоть что-то, что не дай Бог туда засунуть палец смахнуть пылинку - корни захватят «еду», и тебя от боли тут же перекосит, как эти стволы. Подвязывать проволочки, кривя ствол. На 2-м, придавать ту или иную феншуйную форму.
А мудрая Викепедиея подстёгивает:
- «Развивали это искусство и буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к Богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где он садовник».
А, каково? Не просто, как у нас - посади дерево!
Но тут пряталась маленькая ловушка - времени. Как к такому «наследству» отнесутся мои потомки?
Питомник National Arboretum в Соединенных Штатах Америки имеет в коллекции сосну Ямаки, возраст которой более 375 лет. Это дерево пережило бомбежку Хиросимы во время Второй мировой Войны. Сосна Веймутова была пожертвована в питомнику 1976 году семьей Ямаки (Yamaki) в рамках "Japan’s Bicentennial Gift". Этот прекрасный экземпляр находился в двух милях от места взрыва бомбы “Little Boy“ в Хиросиме и остался абсолютно невредим. Сосна Веймутова - очень редкий и ценный вид сосны для использования в качестве бонсай.
3.
The Sandai Shogun no Matsu переводится как "сосна третьего поколения Токугава", представляет собой образец, который по меньшей мере 500 лет передавался через линию японских императоров.
За Sandai бережно ухаживали многие императоры, но он получил свое название от Иэмицу Токугава (Tokugawa Iemitsu). Иэмицу получил бонсай, когда дереву уже было не менее 200 лет, у него была настолько сильная любовь к садоводству, что он пренебрег своими обязанностями сегуната. Сегодня сосна остается в коллекции императорского дворца Токио, но к сожалению, она не в расцвете сил. Во время Второй мировой войны, национальная коллекция бонсай получила значительный ущерб и потребуется гораздо больше времени, чтобы восстановить ее.
4.
В общем, я уже был готов расстаться с некой суммой денег на горшок и прочие атрибуты.
Случайно наткнулся на ВДНХ на павильон, торгующий искомыми девайсами.
Зашел и впал в созерцание. Вот она, мечта - в 2-х метрах за прилавком. Но с продавцом завязать ненавязчивый разговор как-то не получалось, ибо к нему не толпой, но с интервалом, не позволяющим непринуждённо произнести:
– Извините, а можно поинтере…,
постоянно подходили и уходили клиенты, 90% которых приносили с собой эти чудо-растения японской 1500 летней мысли-творчества. У меня сложилась картина, что я в вет. лечебнице нахожусь. Все разговоры сводились, как тут что-то отрезать, подогнуть, прикормить и т.д. Многие оставляли своих «питомцев», чтобы мастер, потом, в тишине и интиме, с ними пообщался. Меня это повеселило, но посмотрев на ценник самого понравившегося деревца, я прикинул, что ни одна известная мне на тот момент котяра стоить столько не могла ни сейчас, ни в ближайшие 10 лет селекции, хоть котёнок, хоть самец-производитель. И это были образцы не такие, как на фотке, а гораздо скромней.
Взгрустнулось. Не сколько от эффекта давящей жабы, её победить можно всё-таки было, сколько от страха загубить это дерево, даже придя несколько раз перед этим так же на приём к «доктору». Решение было принято мгновенно, я тут же прикупил почвы в горшок, глины с подножия горы Фонсю, лавы с вершины горы Хунсю, и приобщённым к японской культуре (земли-то купил made in japa!), отправился выкапывать сосну в ближайший лес.
5.
Растил. Берёг. Обвивал проволокой (здесь она ещё в первозданной красе на пути к совершенству). Наверное, как Шаолиньский монах, делал обрезания недрогнувшей рукой. Но в горшке был обнаружен вольготно живущий червь обыкновенный. Я, видимо, при разбавке японского компоста (не очень я доверял его питательным свойствам) отечественным чернозёмом, его проворонил, или он тогда был ещё слишком мал и просочился личинкой. Интернет выдал противоречащее условие, что червя надо извести по-любому, но корни не трогать! Единственный обнаруженный на тот момент способ – поливание раствором марганцовки. В микроволновку, погонять зверя, горшок никак не помещался.
Червь выполз и был изловлен, но то ли он, что не съел то понадкусывал, то ли массовая и продолжительная бомбардировка кристаллами марганца нанесла неприемлемый урон - двухмесячная агония, и растение усохло. С пару месяцев стояло, как памятник и в назидание.
Далее, в Леруа, были закуплены можжевельник и какая-то там сосна.
6.
Всё шло так же хорошо, но в глиняных горшках я их, как Кутузов Наполеона, заморозил-таки в первую же зиму на балконе.
3-я попытка растянулась на годы. И дело даже не в том, что я чувствовал себя как …, вновь и вновь возвращаясь мысленно к своей первоначальной мечте, настоящий бонсай, как бы ни радуя глаз и, да, с ним приятно было ковыряться, проигрывал в главном – его нельзя было ЕСТЬ. То есть польза от него была не то что бы отрицательная (хотя, если прикинуть по вложениям – ещё какая отрицательная), но не было внутренней гармонии, и присутствовало чувство, что где-то, как-то, меня, в домашних условиях, кидает эта флора&фауна.
И вот, не так давно по жизненным меркам, очередная трансформация сознания, просветление, произошел прорыв и нашлось растение, с которым можно было б и ковыряться, и попытаться довести культуру выращивания, и эстетическую форму всего этого процесса до максимального совершенства в своей квартире :-( без оранжереи – витграсс.
Всё гениальное просто, доступно и старо как мир - зёрнышко пшеницы, вечный двигатель жизни человеческой.
7.
Имея годовой опыт выращивания (для стабильного результата очень мешали командировки, которые успешно и неожиданно прекратились намедни, так и не собрав систему автоматического полива для компенсации оных, хотя все компоненты автоматики уже закуплены, самые лучшие, естественно, в Китае) решил пойти дальше,
8.
и уйти от лоточно-подносной системы, и довести до эстетического совершенства, на зависть всем монахам поднебесной, как тару, так и увеличить удои с квадратного сантиметра урожая.
Ни на йоту не доверяю уже запущенной системе поставки готовой продукции в промышленном масштабе, как и чем они там поливают и нитрируют почву для роста?
9.
Пока в инете наткнулся на 2 типа горшков.
Этот очень мил и подходит в целом под стилистику в светлую квартиру основных комнат.
10.
И…тут как бы можно сыграть на противофазе добро-зло, предполагается, что это будут муляжи американских оружейных ящиков с соответствующей маркировкой на бортах, и разместиться в детскую, например.
11.
Но я пока в поиске (интересные предложения приветствуются). Считаем, что пока один горшок есть, тот, что на фото на балконе.
Выращивать траву не сильно сложно, но всплывают постоянно разные нюансы, чувствую себя пионером в моём увлечении.
С плесенью борюсь периодически, тоже кстати в поиске, как? лёгким движением руки её не извести.
Твёрдо веря постулату «Вода – это жизнь», редко какой поддон/горшок я безнадёжно не заливаю. С данным недоразумением решил бороться жёстким, лимитированным графиком полива с соответствующими анализами и выводами.
В общем, зимой, особенно перед катательным сезоном, без витаминов дома не останемся (а кто не захочет пить, зажмём нос).
Кстати, витграсс, правильно! бодрит, как чашка хорошего кофе, проверено, но на любителя.
Кофе я тоже как то «занимался» :- ), но это уже другая история.
P.S. Когда уже статья была написана, при прочтении книги, вот, наткнулся, фрагмент…
Бернар Вербер «Танатонавты»
«….в тележурнале новостей объявили о том, что напали на следы Адольфа Гитлера. Его реинкарнировали бонсаем.
— Бонсай! — поразилась Роза. — Я думала, что человеческие эктоплазмы не могут вернуться в растительную форму.
— После того, как со мной поговорил Св.Петр, мне кажется, что такое в определенных случаях возможно, — сказала Амандина. — Обычно человека реинкарнируют так, чтобы он мог улучшаться, но если в своей жизни он оказался диким, как животное, его переводят с понижением до уровня животного. А если человек зверствовал так, как никакой зверь не способен, то его возвращают в растение, а может даже, и в минерал.
Я ушам своим не верил. Гитлер в чьей‑то гостиной в виде бонсая!
Этот бонсай был позднее найден по адресу, указанному каким‑то словоохотливым ангелом. Дерево в горшке принадлежало подростку из довольно богатой семьи. Владелец не знал, что жизнь бонсая — это одно сплошное наказание. Он вообще за ним тщательно ухаживал и всячески заботился.
Я над этим поразмыслил и тут до меня дошло. Бонсая подвергают непрерывной пытке. Растение засовывают в слишком маленький горшок и затем систематически обрезают ему всякие шишки и наросты. Это медленная казнь растения, доведенная до уровня искусства. Без воды, с постоянно отсекаемыми ветками, без питания, бонсай живет в сплошной муке.
Не в состоянии развиться, куст все время остается карликом, в то время как все, что живет на этой земле, имеет право расти.
Да, конечно, у китайцев тоже была древняя традиция заставлять девочек ходить в крошечных башмаках под предлогом, что маленькие ножки выглядят красиво. Но для бонсаев дело в тысячу раз хуже! Тут уже речь не идет про одни только ноги. Им рубят ветки, верхние конечности, дробят корни, нижние конечности… Каждый божий день.
Самая изощренная пытка для любого омерзительного военного преступника — это как раз перерождение бонсаем.»