+16

Обеспечение безопасности детей на занятиях по горным лыжам или сноуборду

isiarussia Лента автора 11 Октября 2013 (15:52) Просмотров: 3257 1
Обсуждая тему детских занятий, нельзя не затронуть вопросы безопасности во время учебного процесса. Некоторые ситуации уже обсуждались в предыдущих статьях, но хотелось бы ещё раз обобщить главные моменты.



К правилам обеспечения безопасности детей на занятии относятся:

1. Правильное разделение по группам. В предыдущих статьях мы говорили о разделении по группам в соответствии с возрастом, техническим уровнем, целями занятий ребёнка. Ведь ребёнок, катающийся в группе не соответствующего уровня, может стать не только «якорем» для всех остальных учеников, что будет тормозить весь процесс обучения, но и подвергнуть себя самого опасности, стараясь делать то, что ему пока ещё не под силу (из-за физических или технических возможностей).
2. Проверка одежды и снаряжения ребёнка. Это касается как соответствующей погодным условиям одежды и правильно подобранного снаряжения, так и некоторых других нюансов. Например, нельзя забывать о том, что перед началом занятия необходимо убирать всё, что у ребёнка может зацепиться — волосы, завязки, украшения/брелки, нашейные кармашки/кошельки (распространено на горнолыжных курортах, когда родители отдают ребёнка в школу на весь день). К этому вопросу надо относиться со всей серьёзностью, так как уже были зарегистрированы случаи смертельного исхода при использовании детьми «бегущей дорожки» в детской зоне (последний случай произошёл на одном из швейцарских курортов).
3. Контроль физического состояния детей, на которое могут повлиять большая высота, разряжённый воздух и яркое солнце. Необходимость делать перерывы в обучении. На самом деле это касается не только детей, но и взрослых. Особенно в больших горах — нельзя недооценивать негативное влияние местных условий — большого уровня солнечной радиации и силу атмосферного давления, которая требует постепенной акклиматизации. Поэтому рекомендуется активное использование солнцезащитного крема (в горах — с защитным коэффициентом не меньше 30, и даже в пасмурную погоду) и постепенное увеличение нагрузки, в зависимости от высоты и самочувствия.
4. Контроль времени занятия. Имеется ввиду не только тот факт, что занятия с детьми надо хорошо планировать во временных рамках и не «затягивать» больше, чем возможно в соответствующем возрасте или при конкретных физиологических особенностях, но также помнить, что в случае неблагоприятных погодных условий занятие нужно сознательно сокращать, не стесняясь сообщать об этом родителям (чётко указывая на конкретные минусы и возможные последствия).
5. Выбор подходящего склона, безопасного маршрута движения и безопасных мест для остановки. На групповом занятии следует чётко распределять последовательность детей при движении, не давать им возможность уехать в другом направлении. Не позволять группе растягиваться по всему склону, делать остановки для сбора группы. Постоянно (при каждой остановке) пересчитывать детей.
6. Строгое соблюдение правил подъёма на разных типах подъёмников. Эту отдельную тему нужно с детьми прорабатывать заранее, по возможности используя симуляторы в учебной зоне, на земле.
7. Дисциплина и порядок — залог безопасности на занятии. Дети должны знать имя инструктора, его требования и чётко понимать, что нужно делать в некоторых предсказуемых ситуациях (если упал на бугельном подъёмнике, если отстал и потерялся и т.д.).
8. В службе инструкторов обязательно должны знать, на каком склоне занимается детская группа. Это необходимо на случай любой внештатной ситуации.
9. При травме нельзя свозить пострадавшего ребёнка вниз! В каждой школе есть свой алгоритм действий, предписанный инструктору при несчастном случае. В него входят звонок в школу и спасателям, чёткое описание ситуации и местонахождения, организация места происшествия и группы, определённая помощь пострадавшему.
 
Правила подъёма с детьми на разных типах подъёмников
Подъёмник — потенциально опасное средство передвижения, где особенно строго должны соблюдаться все правила безопасности. Дети в силу своей неопытности ещё не могут определить степень опасности своих действий, поэтому всю ответственность за процесс подъёма несёт инструктор.


Если на занятии ребёнок будет впервые пользоваться подъёмником, необходимо заранее рассказать, а непосредственно перед посадкой напомнить ему о правилах посадки, о поведении во время движения и правильном сходе с подъёмника. Прежде, чем посадить ребёнка на подъёмник, нужно обязательно указать место встречи. Если занятие групповое, необходимо чётко указать место сбора всей группы, где все дети должны будут дождаться инструктора. Это место должно быть безопасным (например, край трассы на безопасном расстоянии от места схода с подъёмника). В дальнейшем детям регулярно надо напоминать о правилах поведения на подъёмнике, и при необходимости обязательно делать замечания.
Чтобы правильно организовать процесс подъёма, необходимо учитывать тип подъёмника.
  • Бегущая дорожка («magic carpet»)
Предупреждаем детей о том, что при подъёме необходимо стоять прямо, нельзя баловаться и наступать на неподвижные части подъёмника, потому что из-за этого можно потерять равновесие и упасть. Говорим, что при сходе с бегущей дорожки нужно сразу отойти в сторону (указать — направо или налево), а при аварийной остановке подъёмника — спокойно стоять на месте и ждать, когда его снова включат. Далее нужно помочь детям встать на бегущую дорожку, соблюдая дистанцию (примерно 3 м в зависимости от возраста детей и мощности подъёмника). При падении ребёнка останавливаем подъёмник нажатием аварийной кнопки самостоятельно или при помощи посторонних и помогаем ребёнку встать. Как только убеждаемся, что всё в порядке, снова включаем подъёмник.

Инструктор поднимается на подъёмнике в зависимости от типа организации занятия. Если это частный урок, инструктор едет за ребёнком, соблюдая положенную дистанцию. Если с группой работает один инструктор, он поднимается последним, но при этом первым он отправляет более ответственного ребёнка, указав ему место, где необходимо встать после схода с подъёмника и ждать, пока не поднимется инструктор. Если с группой работают два инструктора, один инструктор поднимается первым и помогает детям сходить с дорожки, второй — последним, следя за безопасностью поднимающихся.
  • Бугельный подъёмник
Предупреждаем детей о том, что необходимо взять палки в одну  руку (дальнюю от каната), стоять прямо и вести себя спокойно, что нельзя баловаться (вертеться, ездить из стороны в сторону). При сходе с подъёмника просим детей сразу отойти в сторону, встав на конкретное место сбора группы, а при остановке — спокойно стоять на месте и ждать, когда подъёмник снова тронется. При падении — инструкции могут зависеть от длины подъёмника, его близости к трассе, возраста и опыта детей, но в любом случае ребёнок должен знать, что нужно сразу отползти в сторону, чтобы не мешать поднимающимся, и ждать инструктора, который будет поднимается последним. Если это индивидуальное занятие, инструктор «выйдет» в месте падения ученика, и они вместе спустятся к основанию подъёмника. Если у инструктора группа, он просит при падении оставаться на месте и ждать, когда он спустится к нему вместе с группой. Если ребёнок упал недалеко от места посадки (например, в районе первой опоры), можно сразу повторно попытаться посадить его на подъёмник. До места посадки ребёнок спускается самостоятельно или вместе с инструктором.


В случае падения ребёнка задача инструктора — не заставлять группу долго ждать, но и надолго не оставлять без внимания упавшего ребёнка. Особенно это важно при плохих погодных условиях (сильный мороз, ветер). При необходимости инструктор должен помогать детям при посадке, сняв свои лыжи и придерживая бугель.

Если в группе инструктора двое, один поднимается первым и собирает группу в безопасном месте. Второй поднимается последним. При падении ребёнка второй инструктор доезжает до него, сходит с подъёмника, спускается вниз и повторно «садит» его на подъёмник. Первый инструктор спускается с группой или ждёт наверху. Свои действия в данных ситуациях инструкторы предварительно согласовывают между собой.
  • Кресельный подъёмник
Дети поднимаются только вместе с взрослыми. Нужно без стеснения привлекать других катающихся — просить их присмотреть за детьми на «креселке». Помощи при посадке детей нужно просить также и у работника канатно-кресельной дороги. Детей необходимо усаживать как можно ближе к  спинке кресла и запрещать им сидеть на краю. Рядом с собой нужно посадить самых маленьких детей. Инструктор всегда сидит между детьми. При сходе с кресла нужно оттолкнуться от его края или толкнуться двумя палками, чтобы быстрее отъехать в сторону.


В группе инструктор обычно поднимается последним, предварительно указав детям место безопасного сбора, где они должны его ждать. Вместе с собой берёт самых младших, самых низкорослых или самых непоседливых учеников.
  • Гондольная дорога
Здесь действуют те же правила, что и при использовании кресельного подъёмника, только в дополнение мы помогаем детям поставить лыжи / сноуборд в ячейки для снаряжения. Маленькие лыжи / сноуборды можно взять с собой внутрь кабинки; палки всегда берём с собой. При наличии лестниц обращаем внимание детей на осторожность при подъёме и спуске.

Зачастую группа помещается в одну кабину или вагон. Если этого не происходит, инструктору следует поднимается последним, предварительно указав детям место безопасного сбора, где они должны его ждать.

В больших горах на группу 8-10 человек несомненно нужно два инструктора, тогда условия безопасности — когда один инструктор поднимается первым и собирает группу в безопасном месте, а второй поднимается последним, — выполняются максимально успешно. Но, к сожалению, такая возможность у школ есть не всегда, и здесь уже уровень безопасности учеников напрямую зависит от профессионализма инструктора.
+16
  • 2
  • 1
  • 2
0  
SIV    12 Октября 2013 (14:55)   #
"...или толкнуться двумя палками,"

Неправильно. Может привести к травме при сходе с кресла.