Я, саркастически улыбаясь, слез с самого-самого и единственного в мире горнолыжного тренажера и собирался удалиться домой с полным пониманием того, что для тех, кто катается за сезон неделю в горах и три раза в Сорочанах – это в самый раз, а я – человек другого разлива.
Лишь один маленький факт заронил в моей душе возможность неверной оценки – мокрая спина. Хотя… На склоне-то я при минусовой температуре, завернутый в мембраны, а тут Москва, помещение и "катание" в футболке. Помнится, в мае на Китцштайнхорне катался вообще топлесс – и не потел.
Спуск по ступенькам (горнолыжный зал – находится на втором этаже) – оказался не таким комфортным как обычно. Опаньки! Боковые мышцы бедер, вернее ощущение, что от "пятой точки" до колен я весь состою из молочной кислоты, твердеющей с каждой секундой до состояния бетона – было явным наказанием за гордыню.
До машины я шел как инвалид второй группы, вспоминая, что примерно такие же чувства я испытал, когда, впервые оказавшись в Альпах, съехал пять раз подряд по четырехкилометровой трассе. Стало быть, нагрузочка от тренажера – очень даже реальная, а это уже плюс.
Когда в конце этого сезона в Шуколово встречались французские и наши инструкторы (семинар для получения официального разрешения на работу), то зачетный слалом наши проиграли, в том числе и потому, что у французов нужные мышцы в два раза больше.
Да и на финале Кубка России на трассах в Банном мне довелось видеть, как лучшие российские спортсмены к финишу гиганта подъезжали на грани судороги, а французы и австрийцы даже с дыхания не сбивались.
И посетила меня коварная мысль – а если не зря я тащился на юго-западную и обламывался на этом тренажере? Может он оказаться очень даже полезным.
Со спортсменами мне на трассе, конечно, не тягаться, а вот любительских соревнований стало проводиться довольно много и призовой фонд на них бывает очень даже неплохой.
Слалом-гигант на фестивале "Летние снега Эльбруса", могул на фестивале "Чегетия", несколько ветеранских соревнований, Кубок туристических агентств, Кубок "Транстелекома", мероприятия Саши Козлова в "Канте", "Русские недели", наконец. Как можно удивить и "надрать" друзей-соперников, если летом вставать на канты не менее регулярно, чем зимой. Эдак, я себе и лыжки новые заполучу, и полочку в офисе призами украшу.
Боль в мышцах отпустила спустя сутки. Вернее сменилась мышечным наслаждением, помните, когда после удачного катального дня, вылезаешь из душа и вытягиваешь ноги в баре гостиницы "Чегет"?
А коварные свои планы я осуществил буквально спустя пару недель после первой тренажерной пробы. Выиграл чехол для двух пар лыж на любительских соревнованиях в Кранс-Монтане.
И вот еще что. Пока шел по трассе почувствовал, что легче держу ритм: загрузил-разгрузил. Это мышцы тренажерные потуги вспоминали, но результат-то призовой (2 место среди мужчин до 50 лет). Вообщем, вписал я еще один плюсик горнолыжному симулятору: сохранность мышечной формы и отработка техники.
Неоднозначная штука. Красоту и драйв настоящей трассы, конечно, не заменит, но польза вроде как реальная. Выношу на ваш суд, коллеги-соперники. Попробуйте пройти трассу летом, в Москве, без снега, самостоятельно определив перепад высот и уровень сложности. Звучит как речь свихнувшегося горнолыжника из Кащенко, но ведь реальность…
Автор: Семен Вербицкий |
Не хочу показаться злопыхателем, тем более что тренажеры (и такой в том числе), это вещь полезная во многих отношениях. Но. У меня есть один серьезный довод против применения каких либо тренажеров для тренирования горнолыжной техники.
Горные лыжи, это самый сложный в техническом плане вид спорта (речь не об инвентаре, на втором месте - прыжки с шестом). И сложны горные лыжи именно потому, что требуются очень тонко ощущать окружающую обстановку, чтобы адекватно прилагать усилия. Мышцы должны инстинктивно принимать очень быстрые решения. Это возможно только с накатом. С вдумчивым накатом, когда очевидные ошибки горнолыжник старается не повторять.
Что происходит, когда мы встаем на такой тренажер? Мы подменяем реальные ощущения от катания на другие. Реакция тренажера не может быть такой же как у склона. Мышцы начинают воспринимать эту искуственную среду и адаптироваться к ней. Те усилия которые будут эффективными и правильными на тренажере, на склоне будут глупостью. И придется восстанавливать мышечную память заново. Чем выше уровень горнолыжника, тем вреднее для него тренажеры.
Все вышенаписанное, это не мои абстрактные рассуждения, это реальный опыт использования самодельных тренажеров. На тренажере описанном в статье, я не катался.
Что касается мышечной усталости. То это как раз следствие. Следствие перенапряжения мышц, которые пытаются используя наработанные шаблоны воздействовать с "виртуальной реальностью". Не получается, а мы посильнее надавим! И опять не получается, ну тогда напряжем еще и другие группы мышц... Любой новый незнакомый вид спорта (и не только спорта) заставляет нас задействовать кучу мышц, которые в принципе не надо заставлять так напрягаться. По мере освоения, тот же результат дается все меньшей кровью. До сих пор с содраганием вспоминаю мое барахтание на доске в первый день, и насквозь промокшую отнюдь не от снега одежду (включая свитер и подкладку куртки).