Согласитесь, кто не мечтал не тратить деньги на свои хобби, а зарабатывать? В интернете лежат тысячи видео с заголовком «Sponsor me!», — это не только райдеры, которые мечтают о статусной приставке pro, но и обычные путешественники, фотографы и вообще — широкая катающаяся аудитория. Я попытался понять, есть ли вообще спрос в России на райдеров и амбассадоров?
Я опросил шесть известных менеджеров, которые работают с командами своих брэндов в России.
- Сергей Мосин, Armada Russia;
- Анастасия Подшибякина, Traektoria Group (Airblaster, Holden, Celtek, VonZipper, Elm);
- Татьяна Фёдорова, Спортмастер (Columbia);
- Кирилл Умрихин, тим-менеджер Quiksilver, DC, Roxy, Lib Tech и Gnu;
- Катерина Холодченко, Mountech (Marmot, Dragon, BCA, Black Diamond и др.);
- Павел Бондаренко, Спортмастер (Voelkl, Marker, Tecnica, Uvex).
1. Зачем вам местные райдеры, спортсмены? Честно? Есть ли ощутимая польза для брэнда?
Сергей Мосин (Armada): «Armada — это сплошь культовые люди (Tanner Hall, JP Auclair, Ian Provo, Henrik Harlaut, Torin Yater Wallace и др.). Они известны и делают для продвижения брэнда основную работу на мировом уровне. Звезды подобной величины в России появятся очень не скоро, поэтому для нас, как и для большинства компаний, поддержка местных райдеров — это скорее социальная функция, правило хорошего тона. Мы просто помогаем талантливым и активным ребятам».Анастасия Подшибякина (Traektoria Group): «Мы поддерживаем тех, кто занимается сноубордом, вейкбордом и лонгбордом. Поддерживаем, в основном, продукцией брендов, которыми занимаемся. У нас есть райдеры из Москвы и Санкт-Петербурга. Плюс оказываем поддержку ребятам из других городов. В основном молодым, чтобы помочь им заниматься этими видами спорта. Для Траектории поддержка как профессиональных райдеров, так и любителей, — важный момент. Не скажу, что команда — прямая польза для бренда, отдачу ты никогда не просчитаешь. Для нас, скорее, это — дело чести».
Татьяна Фёдорова (Columbia): «Компания Columbia в последнее время существенно шагнула вперед в плане технологий & инноваций своей одежды и обуви. Были предприняты серьезные усилия для увеличения уровня технологичности продукции бренда. Соответственно, сменилась и целевая аудитория по некоторым линейкам, в том числе и по горным лыжам. Данная ЦА должна быть в курсе, что достойная одежда есть у бренда, а имидж бренда должен вырасти в глазах этой ЦА до необходимого уровня, такого, что бы им захотелось в этом кататься. Лучшими амбасадорами бренда могут стать авторитетные райдеры, хорошо известные в тусовке. Их цель — поднимать престиж бренда и показывать уровень технологий».
Кирилл Умрихин (Quiksilver, DC, Roxy, Lib Tech и Gnu): «Райдеры — это не просто часть маркетинговой стратегии компании, это нечто большее. Это целая философия, на которой, собственно, и выросли все бренды, связанные с досками. Что отличает любой коровый одежный сноуборд-бренд от H&M или Zara? Наличие более расширенной линейки горнолыжной и зимней одежды? Я так не думаю. У любого корового бренда есть своя философия, и райдеры- это её большая часть как в США, в Европе, так и в России. Мы пытаемся работать с нашими ребятами, потому что у нас своя страна, свои интересы. Мы не можем показывать только международных звезд, хотя некоторые компании так и делают. С одной стороны, это простой путь, с другой- не совсем правильный. Не имея профессиональных (во всех смыслах этого слова) райдеров у нас, мы не создадим индустрию сноуборда и других досочных видов спорта.
Катерина Холодченко (Mountech): «Да, райдер, использующий нашу одежду, снаряжение или аксессуары, конечно же, повышает узнаваемость бренда, особенно если он много катается, если он публичное и социально активное лицо. Есть спонсируемые спортсмены, которые не столь публичны и массово известны, но они совершают уникальные восхождения и первопроходы. Такие люди не остаются без нашего внимания и поддержки. К таким можно отнести руководителя Турклуба МАИ — Андрея Лебедева, Александра Ручкина».
Павел Бондаренко (Voelkl, Marker, Tecnica, Uvex): «Польза, безусловно, есть. Локальные райдеры, конечно, не так популярны, как мировые знаменитости, но они работают на местную публику. Люди, глубоко погруженные в эту тему, всегда с интересом следят за успехами наших райдеров. Плюс это лицо бренда в национальном масштабе. Человек, который разбирается в продукте, может представить бренд на выставке или другом мероприятии, или даже просто дать совет по выбору лыж или технике катания».
2. Сколько у вас райдеров в команде, перечислите?
Сергей Мосин (Armada): «Много. Среди компаний, которые занимаются лыжами, мы собрали, наверное, самую большую команду. Ветошкин, Сучковы, Карамышев, Орловская, Голубев и многие другие».Анастасия Подшибякина (Traektoria Group): «Сноуборд, Airblaster: Касимов Алексей (Мск), Сибиряков Максим (СПб), Ткаченко Антон (Мск), Ульянин Филипп (Петропавловск-Камчатский), Dog with sword (Мск). Сноуборд, Holden: Алина Балашова (Мск), Юра Рудчик (СПб), Тараканов Сергей (Мск). Сноуборд, Lobster: Ульянин Филипп (ПК). Celtek: Антон Бородачев "Брук" (Мск), Настя Жукова (СПб), Леша Касимов (Мск), Алина Балашова (Мск), Сибиряков Максим (Спб), Dog with sword (Мск), Алексей Светличный. "Джордан" (Мск). VonZipper: Балашова Алина (Мск), Жукова Настя (Спб), Тараканов Сергей (Мск), Осокин Саша (СПб), Ананьин Филипп (СПб), DJ General Mike (Мск), Каторгин Антон (Мск), Терсков Никита (СПб). Elm: Настя Жукова (СПб), Иванов Женя "Жун" (Мск), Тараканов Сергей (Мск), Бекиров Паша (Самара)».
Татьяна Фёдорова (Columbia): «Анна Ханкевич и Иван Малахов. Так же мы сотрудничаем с ФФР России по всем пяти дисциплинам».
Кирилл Умрихин (Quiksilver, DC, Roxy, Lib Tech и Gnu): «Если говорить о зимней команде, то за Quiksilver на сноуборде катаются Андрей Москвин, Виктор Теймуров, Евгений Иванов, Дмитрий Кольцов и сибиряки Николай Гринев и Стёпа Артемьев. Кроме этого у нас есть один лыжник, Данила Калачев. За Roxy Алёна Алёхина, Аня Орлова и Елена Костенко. В общем, много райдеров и одна из главных целей — это создать большую семью людей, объединенных любовью к своему спорту и нашему бренду Quiksilver».
Катерина Холодченко (Mountech): «В разных направлениях по разному. Не поддается даже точному подсчету )). Вот только в направлении Action Sport (вейк, сноуборд, нью-скул, мтб, бмх) – 22 человека. Есть также Кирилл Анисимов – он известный фрирайдер, Андрей Абрамов – мультиспортсмен, он и фрирайдит на лыжах, и летает на спидглайдере, и восхождения совершает, а вообще он гляциолог по профессии. Саша Кузмицкий – тоже мастер на все руки: он гид-фрирайдер, скалолазный гид и много другого. А Серафим Пикалов – это вообще уникум. Человек с железной ногой, который и на вейке вкатывает не хуже здоровых людей, и на сноуборде гоняет (будет участвовать в Паралимпиаде), и горные восхождения совершает. На самом деле мы гордимся своими спортсменами!».
Павел Бондаренко (Voelkl, Marker, Tecnica, Uvex): «Аня Ханкевич, представляет Voelkl».
3. Что входит в спонсорскую поддержку, сколько платите, одеваете и т. д.?
Сергей Мосин (Armada): « Одеваем, помогаем. У нас нет людей, которые используют Armada только потому, что им выдают что-то бесплатно или доплачивают за это».Анастасия Подшибякина (Traektoria Group): «Как правило, на первый год — только стафф, затем смотрим по ситуации. Бюджета как такового мы себе позволить не можем, однако у некоторых райдеров есть система «бонусов», по которой мы работаем: вознаграждения за публикации, подготовленный материалы и пр.».
Татьяна Фёдорова (Columbia): «Одеваем, конечно. Райдерам так же предоставляем бюджет на поездки и выступления. ФФР мы предоставляем боевую экипировку, что, конечно, в свете надвигающейся Олимпиады, очень здорово».
Кирилл Умрихин (Quiksilver, DC, Roxy, Lib Tech и Gnu): «Я не могу раскрывать информацию касательно договоров райдеров, у каждого он уникальный, но мы стараемся давать максимум того, что мы можем. Мы поддерживаем райдеров как деньгами и бюджетом, так и всеми возможностями, которые имеет крупная компания. На мой взгляд, самое ценное то, что компания полностью открыта и готова к различным проектам: от лагерей и школ, до собственных про-моделей. Всё полностью зависит от райдера».
Катерина Холодченко (Mountech): «В спонсорскую поддержку входит снаряжение и денежный бюджет. Все очень индивидуально просчитывается: если мы берем нового райдера, молодую кровь, и на новый бренд, то как правило ограничиваемся первый год только снаряжением. Дальше уже смотрим по результатам работы райдера и финансовым показателям бренда. Цифры — без комментариев».
Павел Бондаренко (Voelkl, Marker, Tecnica, Uvex): «В спонсорскую поддержку входит все необходимое райдеру снаряжение: несколько пар лыж, крепления, палки, сумки и другие аксессуары. Условия контракта и денежное вознаграждение обсуждается индивидуально с каждым райдером».
4. Что требуется от райдера, есть ли у них KPI? Проще говоря, что они вам должны?
Сергей Мосин (Armada): «Должны? Ну, в идеале, всемирную известность, тысячи интервью и появление в самых рейтинговых телешоу планеты... В реальности должны быть хорошо заметны. Фотографироваться, снимать видео, устраивать мероприятия и т. д.».
Анастасия Подшибякина (Traektoria Group): «Райдеры составляют отчеты о проделанной работе: небольшие раз в месяц и большие 2 раза за год. Но прежде всего райдер должен быть хорошим и порядочным человеком. Только в этом случае мы с ним работаем».
Татьяна Фёдорова (Columbia): «KPI в конкретных цифрах есть, это скорее число публикаций, статей. Райдерам за призовые места в соревнованиях полагается доп. Вознаграждение. Есть контракты, там все прописано. Главное, что надо — это чтобы несли в фрирайдные массы светлое и доброе про наш бренд! По ФФР все сложнее — там большой контракт, с множеством подробностей, что и как мы можем использовать, как будем представлены на соревнованиях и на каких именно, что и как представители федерации и спортсмены будут упоминать про нас».
Кирилл Умрихин (Quiksilver, DC, Roxy, Lib Tech и Gnu): «Поставить KPI или задачи райдерам — очень трудная задача, но без этого не будет роста и развития. Что мы хотим от ребят? Чтобы они представляли наш бренд, чтобы люди понимали, что это наш спонсируемый райдер, чтобы они развивались и росли в своем спорте. С кем-то мы делаем упор на соревнования, кто-то более «съемочный» райдер. В этом-то вся и трудность, что райдер — не менеджер. Его работу трудно оценить, так как порой бывает просто невозможно поставить конкретные задачи».
Катерина Холодченко (Mountech): «Они должны участвовать в соревнованиях, принимать участие в наших собственных мероприятиях по нашей просьбе, участвовать в наших фото- и видеосессиях, быть социально активными — здесь я прежде всего имею в виду то, что желательно каждому райдеру вести свой блог или активно пиариться в соцbfkmys[ сетях, присылать нам фотографии и отчеты о прошедших мероприятиях и давать ссылки на свои публикации. Некоторые из наших райдеров гиперактивны и сами создают крутые видосы — с такими спортсменами мы заключаем дополнительное соглашение и вместе создаем какие-то проекты и акции. Это очень интересно».
Павел Бондаренко (Voelkl, Marker, Tecnica, Uvex): «Основная задача райдера — максимально качественно представлять бренд, где качественно ключевое слово. Он должен иметь достойный уровень. По возможности участвовать в соревнованиях, фотосессиях, видеопроектах. Очень желательно, чтобы райдер документировал свои успехи в блоге или на каком-либо популярном тематическом портале. Вообще все обязанности прописаны в контракте, но это очень условно. У каждого райдера свой стиль работы, и сложно требовать от него сверхъестественного».
5. Вы довольны ими?
Сергей Мосин (Armada): «Хороший вопрос. Кто-то сказал: «Если ты сделал что-то нереально крутое, но никто этого не видел, действительно ли ты сделал что-то крутое?». Хотелось бы, чтобы эхо их знаменитых подвигов доносилось до нас чуть чаще. Но в целом, многими довольны».Анастасия Подшибякина (Traektoria Group): «Конечно. Посмотрите на список — это же целая банда. Жаль, что мы не можем дать ребятам больше. Но мы делаем, что можем и, надеюсь, им тоже с нами хорошо».
Татьяна Фёдорова (Columbia): «Безусловно».
Кирилл Умрихин (Quiksilver, DC, Roxy, Lib Tech и Gnu): «Когда ты чем-то доволен — это значит, ты остановился в росте. Безусловно, я рад работе с каждым из них, но временами бывает достаточно трудностей. По натуре я идеалист-оптимист. Всегда стремлюсь достичь большего и лучшего в том числе и через нашу команду».
Катерина Холодченко (Mountech): «В основном да. Есть, правда, некоторые ребята, которые пропадают надолго, но все равно мы стараемся со всеми быть постоянно на связи и оставаться в хороших отношениях».
Павел Бондаренко (Voelkl, Marker, Tecnica, Uvex): «С Аней приятно работать, она очень коммуникабельный человек, всегда держит в курсе своей деятельности и с пониманием относится ко всем форс-мажорам. Круто катается и отлично ориентируется в медиапространстве. И она одна из тех, кто действительно много делает для развития нашей индустрии. Мы более чем довольны».
6. Нужны ли вам райдеры, еще, какие? Что нужно, чтобы вас заинтересовать?
Сергей Мосин (Armada): «Дело тут не в нужности, дело в том, что часто мы хотим и можем помочь каким-то интересным и талантливым. Тем не менее, помимо отличного катания, могут быть интересны люди медийные, публичные, те, кого хорошо видно и слышно или те, у кого есть такой потенциал».Анастасия Подшибякина (Traektoria Group): «На данный момент у нас, в принципе, перебор... Но если где-то пропадает хороший человек, мы всегда готовы рассмотреть его кандидатуру».
Татьяна Фёдорова (Columbia): «В ближайший год, скорее всего, нет».
Кирилл Умрихин (Quiksilver, DC, Roxy, Lib Tech и Gnu): «Постоянство и долгосрочные контракты — это хорошо, но молодая кровь всегда необходима. Нельзя сказать, что у нас есть вакантные места, но для таланта я всегда найду способ поддержки».
Катерина Холодченко (Mountech): «Мы постоянно отслеживаем новых перспективных райдеров, а с появлением у нас новых направлений нам нужны и новые райдеры, например, на бмх».
Павел Бондаренко (Voelkl, Marker, Tecnica, Uvex): «Мы планируем расширять команду, в том числе и за счет сноубордистов. Нам интересны мотивированные, талантливые райдеры с желанием работать, которым нравятся бренды, которые мы представляем. Присылайте информацию о себе на почту [email protected]».
7. Кого вы спонсируете, кроме райдеров (фотографы, блоггеры, журналисты, известные персоны и т. д.)?
Сергей Мосин (Armada): «Фотографов, блоггеров, молодых спортсменов. К такого рода сотрудничеству мы всегда открыты и стараемся не зацикливаться только на райдерах.Анастасия Подшибякина (Traektoria Group): «Из музыкальной тусовки поддерживаем DJ General Mike, — отличный диджей и прекрасный человек, без которого уже не обходится ни одно крупное мероприятие в нашей индустрии. Алексей Джордан тоже с нами — блоггер, лицо ylsnow.ru, ведущий и наш старый друг. Кроме того, стараемся поддерживать друзей и людей из тусовки, но это, скорее, внутренние дела...»
Татьяна Фёдорова (Columbia): «Мы бы хотели спонсировать известных блоггеров, особенно тех, кто много путешествует и нуждается в outdoor экипировке. Для журналистских экспедиций так же готовы предоставлять экипировку на тесты».
Кирилл Умрихин (Quiksilver, DC, Roxy, Lib Tech и Gnu): «Все вышеперечисленные люди. Quiksilver поддерживает очень много талантливых и хороших людей в индустрии, мы стараемся работать со многими и всегда открыты для новых идей и проектов, главное не выходить за рамки бюджетов».
Катерина Холодченко (Mountech): «Проектно мы время от времени работаем с большим количеством абсолютно разных людей. Были и проходят проекты совместно с блоггерами Сергеем Долей, Артемием Лебедевым, мы поддерживаем их экспедиции в разные точки планеты. Без фотографов тоже не обходится работа любой крупной компании. Например, Андрей Абрамов, наш фрирайдер и гляциолог, очень круто фотографирует, а его супруга Тома Столбова делает обалденные видеосъемки и видеомонтаж. Мы с ними на одной волне! У Кости Галата снимаются Кирилл Анисимов и Егор Сорокин. Из известных персон можно назвать Юру Пашкова, ведущего радио Maximum и вейкбордиста, мы его спонсируем очками и масками Dragon».
Павел Бондаренко (Voelkl, Marker, Tecnica, Uvex): «Мы даем на тесты оборудование экспертам наших магазинов и тем кто готов написать интересный отзыв. Также мы всегда открыты интересным предложениям о сотрудничестве. Свою почту я уже оставлял выше».
Заключение
Несколько слов от себя лично... Нет, разумеется, спонсорство у нас — это еще не маркетинг, это, скорее социально ответственный бизнес. Приятно то, что никто не заставляет компании кого-то поддерживать, они не разорятся, если прекратят делать это. Но они не прекращают, что кажется мне очень хорошим знаком. Отдельно стоит отметить большой интерес к медийным персонам, здесь, мне кажется, спрос явно превышает предложение.P. S. К сожалению, российские представительства компаний Fisсher, Atomic, Salomon, Powdershop (Black Crows, Full Tilt), Halti не нашли времени и желания ответить на наши вопросы.