В самом конце зимы удалось подержать в руках новый лавинный рюкзак от Arc'teryx, который ожидается в продаже только в конце 2016 года.
Важное замечание. Это предсерийный образец - возможно, по итогам его испытаний в финальную версию будут внесены изменения. Именно поэтому этот рюкзак не новый, на нем видны следы эксплуатации, - для такой обкатки и делают предсерийные образцы.
Сначала о конструктиве рюкзака, как о рюкзаке для фрирайда.
Стиль Arc'teryx узнаваем и достоен похвалы. Сплав минимализма, функциональности и высоких технологий. Минимум "рюшек" и максимум надежности.
Рюкзак очень прост - в нем всего два отделения: внешнее для лавинного снаряжения и основное для всего остального (вся электрическая, электронаая и надувная начинка помещается в основном отделении).
Также внутри основного отделения выделен небольшой карман для мелких и важных вещей - ключи, документы и т.д., который закрывается на молнию.
Рюкзак выполнен из прочной непромокаемой ткани, все основные швы проклеены, застежки молнии выполнены влагозащищенными. Конструкция выглядит достаточно почной и надежной и пригодной для длительной эксплуатации, что важно, особенно учитывая совсем не бюджетную цену изделия.
Для крепления снаряжения на внешней подвеске можно использовать только переднюю стенку рюкзака. Это связано с особенностями надувной подушки, для которой должно быть оставнено не загроможденное и не зажатое стяжками и наряжением пространство. Именно поэтому в шлевки для грузовых ремней в этом рюкзаке вставлены дополнительные эластичные стрепы - ими часто удобнее крепить грузы, чем с помощью штатных ремней.
Две боковые стяжки предназначены только для регулировки объема рюкзака, крепить к ним снаряжение, особенно лыжи запрещено!
На лицевой панели также есть возможность закрепить трекинговые палки, ледоруб и т.д.
Тонкий, удобный, не стесняющий движений поясной ремень и лямки рюкзака с грудной стяжкой знакомы по другим изделиям Arc'teryx и зарекомендовали себя очень хорошо.
На поясном ремне бросается в глаза достаточно крупная металлическая пластина цвета лайма, которая больше похожа на часть альпинистского снаряжения, а не на часть рюкзака - но это уже часть Лавинной системы.
Лавинная система.
Этот рюкзак предназначен для снижения рисков при катании вне трасс, занятиях альпинизмом, трекингом, катанием на снегоходах и т.д., то есть для всех видов активной деятельности, связанных с опасностью попасть в лавину.
Но важно помнить, все лавинный рюкзаки снижают риск полного погребения попавшего в лавину человека, но не являются панацеей. Значительная часть людей, попавших в лавину, погибает от травм, поэтому лучший способ выжить в лавине - это в нее не попадать, а самое главное снаряжение фрирайдера - собственная голова со знаниями и навыками.
Рюкзак Arc'teryx Voltair - это вторая модель рюкзака выполненого по "электрической технологии", в котором подушка надывается не с помощью баллона со сжатым газом, а с помощью насоса, приводимого питающимся от акумуляторной батареи электрическим двигателем. Первыми такие рюкзаки представила фирма Pieps/Black Diamond (рюкзаки Jet Forсe).
Система содержит достаточно емкий и, соответственно, массивный аккумулятор, который гарантированно обеспечивает несколько срабатываний устройства даже в условиях низких температур ( в наших тестах рюкзак Pieps сработал 4 раза даже после длительного охлаждения до температуры -20 градусов).
От аккумулятора питается очень мощный и высокооборотный электродвигатель, который вращает компрессор.
Неотемлемой частью системы является электронный блок, который управляет системой, и система экстренной активации - ручка.
В рюкзаке Arc'teryx Voltair применен центробежный компрессор, который обеспечивает более высокое давление, чем осевой компрессор, примененный Pieps. Обычная степень повышения давления для одноступенчатого осевого компрессора - 1,2-1,3, а для центробежного - 3-5.
Скорость раскрытия подушки у Arc'teryx Voltair и Jet Forse примерно одинакова - 3-3,5 секунды. Но надежность раскрытия у Arc'teryx Voltair должна быть несколько выше - более высокое давление, создаваемое компресссором, сможет преодолеть давление снежной массы в условиях, если рюкзак активирован поздно - в момент, кода райдер уже попал в лавину. По статистике такая поздняя активация характерна для 50% случаев использования лавинных рюкзаков.
Система активации.
Ручка у рюкзака Arc'teryx Voltair механическая двухпозиционная: если вперед смотрит красный крест, то система не активна, а если зеленый круг, то потянув за ручку Вы активируете систему.
Ручка через тросик открывает механическую защелку на специальном кармане, в который уложена подушка, и одновременно включает электродвигатель.
Наличие механической защелки выгодно отличает этот рюкзак от рюкзаков JetForсe, в которых эту функцию выполняет пластиковая клипса. В этом сезоне я наблюдал несколько случаев выпадания подушки из рюкзака JetForсe без его активации, просто при падении или задевании ветки за клапан или клипсу.
После срабатывания система поддерживает давление в подушке до выключения или исчерпания электропитания импульсами через 5 секунд.
Давление из подушки стравливается с помощью прилагаемого инструмента - пластиковой трубки, которая вставляется в лепестковый клапан. Подготовка рюкзака к повторному использованию занимает 2-3 минуты.
И вернемся к металлической пряжке на поясе рюкзака. Это составная часть ситемы, предотвращающей сдергивание рюкзака вверх через голову. К этой пряжке крепится паховый ремень.
Смещение точки закрепления в сторону, использование маталической пряжки и специальное крепление пахового ремня к рюкзаку (паховый ремень с обоих концов крепится к корпусу рюкзака, а не к поясному ремню) обеспечивают плотную посадку рюкзака, минимальное смещение в экстренной ситуации и удобство в эксплуатации.
Общее.
Система получилась достаточно компактной - в рюкзаке объемом 30 литров остается достаточно места для остального снаряжения. Лавинная система расположенеа в верхней части рюкзака и вдоль спины.
Подушка достаточна большая для того чтобы обеспечить защиту головы и шеи, но при этом она не ограничивает обзор и не сильно мешает при движении.
К минусам рюкзака можно отнести его значительный вес - около 4-х килограммов и высокую цену 1700 USD.
Ниже видео в котором видна работа лавинного рюкзака.
Дополнительные фото деталей.
Отверстие длы включения/выключения питания.
Размер аккумуляторного блока.
Конус/фильтр - воздухозаборник с ситемой фильтрации поступающего в компрессор воздуха. Видны отверстия.
Светодиоды на внейшней поверхности рюкзака, показывающие состояние аккумулятора.
Система крепления подушки к рюкзаку и ответная часть механической защелки.